Гюнтер Шак (Gunther Schack) родился 12 ноября 1917 г. в
местечке Бартенштайн (Bartenstein) в
Восточной Пруссии.
В марте 1941 г. после завершения летной
подготовки Шак в звании ефрейтора
прибыл в III./JG51, которая тогда
базировалась в Северной Франции на
аэродроме Сент-Омер. Он был включен в
7./JG51 обер-лейтенанта Германа Штайгера (Hermann
Staiger). В течение короткого времени Шак
дважды, 4 и 10 апреля, во время взлета
повредил свой "Мессершмитт". И тогда
многим показалось, что будущее Шака, как
летчика-истребителя, под большим
вопросом.
Постепенно к Шаку начала приходить
уверенность, и 23 июля 1941 г. он одержал
свою первую победу. Однако вместе с
опытом побед приходил и опыт совсем
другого рода. Спустя ровно три месяца, 23 октября, в бою в
районе Малоярославца "Мессершмитт"
унтер-офицера Шака был сбит. На высоте
около 100 метров Шак успел выпрыгнуть на
парашюте из горящего самолета. Он
приземлился на территории, занятой
советскими войсками, но все же смог не
попасть в плен и вернуться обратно. К
этому времени на счету Шака было уже три
победы.
27 октября 1941 г. звено Bf-109F во главе с
командиром 7./JG51 обер-лейтенантом
Гербертом Венельтом (Herbert Wehnelt) атаковало
группу Ил-2, которая штурмовала
передовую колонну немецких танков в
районе Волоколамска. Бой сложился для
пилотов 7./JG51 неудачно. Сначала под огонь
своей же зенитной артиллерии попал "Мессершмитт"
Шака. Самолет получил повреждения, и
Шаку пришлось совершить вынужденную
посадку. Затем бортстрелком одного из Ил-2
был подбит истребитель обер-лейтенанта
Венельта. Потеряв управление, "Мессершмитт"
плашмя упал на лес. Немецкие солдаты,
подоспевшие в месту падения, смогли
извлечь получившего тяжелые травмы
Венельта из-под обломков самолета.
29 октября командиром 7./JG51 вместо
Венельта был назначен обер-лейтенант
Гельмут Лонофф (Helmut "onoff), и унтер-офицер
Шак стал летать в качестве его ведомого.
10 февраля 1942 г. звено во главе с Лоноффом
вместе с парой "Мессершмиттов" из
штабного звена JG51 во главе с гауптманом
Хейнцем Бэром вылетело на "свободную
охоту" в район Ржева.
Вскоре они обнаружили группу Пе-2,
летевшую на небольшой высоте курсом на
восток и, видимо, возвращавшуюся после
выполненного задания. Атаковав
бомбардировщики, Бэр и Шак сбили по
одному Пе-2. Лоноффу также удалось
поджечь один бомбардировщик, но, как
оказалось, это была его последняя победа.
Его "Мессершмитт" получил попадание в
двигатель и начал быстро терять высоту.
Лонофф совершил вынужденную посадку
рядом с шоссе, по которому двигалась
колонна советских войск, и спустя
несколько минут был взят в плен.
В сентябре 1942 г. I./JG51 единственная из
всей эскадры была оснащена
истребителями FW-190A. После этого она была
переброшена на центральный участок
Восточного фронта и осенью 1942 г. - весной 1943 г. действовала с аэродромов в
Вязьме, Витебске и Орле.
В 1943 г. число побед Шака начало
стремительно расти. 29 января "четверка"
FW-190A-4 во главе с фельдфебелем Шаком,
возвращавшаяся после сопровождения
группы Ju-87, встретила в районе Новосиль,
в 60 км восточнее Орла, группу из восьми
Пе-2. В течение десяти минут все восемь
бомбардировщиков были сбиты, причем
пять из них были на счету Шака. 23 февраля
Шак в ходе одного боя одержал еще пять
побед, при этом в течение одной минуты он
сбил сразу три ЛаГГ-3.
15 июля Шак, которому весной 1943 г. было
присвоено звание лейтенанта, одержал
свою 50-ю победу. В течение августа он
сбил еще 40 советских самолетов.
27 августа юго-восточнее г. Севска
Брянской области в ходе боя его "Фокке-Вульф"
неожиданно столкнулся с истребителем
обер-фельдфебеля Лотара Мая ("othar Mai)3 из
7./JG51. В результате столкновения Май
погиб, а Шаку удалось на поврежденном
самолете дотянуть до своего аэродрома.
3 сентября он одержал свою 100-ю победу, а
к 29 октября 1943 г. на счету лейтенанта
Шака было уже 116 побед, и он был награжден
Рыцарским Крестом.
8 декабря 1943 г. обер-лейтенант Шак был
назначен командиром 9./JG51 вместо обер-лейтенанта
Максимилиана Майерла (Maximillian Mayerl),
переведенного на должность командира
учебно-боевой эскадрильи 2./JGr.Ost.
20 апреля 1944 г. после 133 побед обер-лейтенант
Шак был награжден Дубовыми Листьями к
Рыцарскому Кресту (Nr.460).
6 августа во время атаки группы
американских В-17 его "Мессершмитт"
получил попадание в радиатор. Шаку
удалось дотянуть до линии фронта и
совершить вынужденную посадку сразу же
за немецкими позициями. При этом его "сопровождал"
американский Р-51, который, как ни странно,
не делал никаких попыток добить "Мессершмитт"
Шака. В том же бою был подбит и его
ведомый обер-лейтенант Гельмут Бесекау (Helmut
Besekau), который, также дотянув до своей
территории, выпрыгнул на парашюте3.
Спустя два месяца, 6 октября, в бою над
Восточной Пруссией gf-109G гауптмана Шака
снова был сбит, а сам Шак получил ранение.
К этому времени на его счету была уже 161
победа.
11 декабря 1944 г. Шак занял должность
командира I./JG51, сменив майора Эриха Лейе,
ставшего командиром JG77. Вместо же Шака
командиром 9./J51 был назначен лейтенант
Людвиг Штробель ("udwig Strobel).
12 апреля 1945 г. гауптман Шак в
пятнадцатый раз за свою карьеру летчика-истребителя
был сбит и едва успел выпрыгнуть из
горящего "Мессершмитта", получив при
этом сильные ожоги лица.
23 апреля из-за больших потерь I./JG51 была
расформирована, а гауптман Шак 1 мая 1945 г.
был назначен командиром IV./JG3, которая в
тот момент находилась на аэродроме
Рерик (Rerik), расположенном на побережье
Мекленбургской бухты в 31 км западнее
Ростока. На следующий день остатки I V./JG3
перебазировались на аэродром
Вестерланд (Westerland) на острове Зильт у
побережья Шлезвиг-Гольштейна, где и
встретили конец войны.
Всего в ходе Второй мировой войны
Гюнтер Шак совершил 780 боевых вылетов и
одержал 174 победы.