Уголок неба ¦ Шак Гюнтер

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Шак Гюнтер
       
Годы жизни: р.1917

Гюнтер Шак (Gunther Schack) родился 12 ноября 1917 г. в местечке Бартенштайн (Bartenstein) в Восточной Пруссии.

В марте 1941 г. после завершения летной подготовки Шак в звании ефрейтора прибыл в III./JG51, которая тогда базировалась в Северной Франции на аэродроме Сент-Омер. Он был включен в 7./JG51 обер-лейтенанта Германа Штайгера (Hermann Staiger). В течение короткого времени Шак дважды, 4 и 10 апреля, во время взлета повредил свой "Мессершмитт". И тогда многим показалось, что будущее Шака, как летчика-истребителя, под большим вопросом.

Постепенно к Шаку начала приходить уверенность, и 23 июля 1941 г. он одержал свою первую победу. Однако вместе с опытом побед приходил и опыт совсем другого рода. Спустя ровно три месяца, 23 октября, в бою в районе Малоярославца "Мессершмитт" унтер-офицера Шака был сбит. На высоте около 100 метров Шак успел выпрыгнуть на парашюте из горящего самолета. Он приземлился на территории, занятой советскими войсками, но все же смог не попасть в плен и вернуться обратно. К этому времени на счету Шака было уже три победы.

27 октября 1941 г. звено Bf-109F во главе с командиром 7./JG51 обер-лейтенантом Гербертом Венельтом (Herbert Wehnelt) атаковало группу Ил-2, которая штурмовала передовую колонну немецких танков в районе Волоколамска. Бой сложился для пилотов 7./JG51 неудачно. Сначала под огонь своей же зенитной артиллерии попал "Мессершмитт" Шака. Самолет получил повреждения, и Шаку пришлось совершить вынужденную посадку. Затем бортстрелком одного из Ил-2 был подбит истребитель обер-лейтенанта Венельта. Потеряв управление, "Мессершмитт" плашмя упал на лес. Немецкие солдаты, подоспевшие в месту падения, смогли извлечь получившего тяжелые травмы Венельта из-под обломков самолета.

29 октября командиром 7./JG51 вместо Венельта был назначен обер-лейтенант Гельмут Лонофф (Helmut "onoff), и унтер-офицер Шак стал летать в качестве его ведомого. 10 февраля 1942 г. звено во главе с Лоноффом вместе с парой "Мессершмиттов" из штабного звена JG51 во главе с гауптманом Хейнцем Бэром вылетело на "свободную охоту" в район Ржева.

Вскоре они обнаружили группу Пе-2, летевшую на небольшой высоте курсом на восток и, видимо, возвращавшуюся после выполненного задания. Атаковав бомбардировщики, Бэр и Шак сбили по одному Пе-2. Лоноффу также удалось поджечь один бомбардировщик, но, как оказалось, это была его последняя победа. Его "Мессершмитт" получил попадание в двигатель и начал быстро терять высоту. Лонофф совершил вынужденную посадку рядом с шоссе, по которому двигалась колонна советских войск, и спустя несколько минут был взят в плен.

В сентябре 1942 г. I./JG51 единственная из всей эскадры была оснащена истребителями FW-190A. После этого она была переброшена на центральный участок Восточного фронта и осенью 1942 г. - весной 1943 г. действовала с аэродромов в Вязьме, Витебске и Орле.

В 1943 г. число побед Шака начало стремительно расти. 29 января "четверка" FW-190A-4 во главе с фельдфебелем Шаком, возвращавшаяся после сопровождения группы Ju-87, встретила в районе Новосиль, в 60 км восточнее Орла, группу из восьми Пе-2. В течение десяти минут все восемь бомбардировщиков были сбиты, причем пять из них были на счету Шака. 23 февраля Шак в ходе одного боя одержал еще пять побед, при этом в течение одной минуты он сбил сразу три ЛаГГ-3.

15 июля Шак, которому весной 1943 г. было присвоено звание лейтенанта, одержал свою 50-ю победу. В течение августа он сбил еще 40 советских самолетов.

27 августа юго-восточнее г. Севска Брянской области в ходе боя его "Фокке-Вульф" неожиданно столкнулся с истребителем обер-фельдфебеля Лотара Мая ("othar Mai)3 из 7./JG51. В результате столкновения Май погиб, а Шаку удалось на поврежденном самолете дотянуть до своего аэродрома.

3 сентября он одержал свою 100-ю победу, а к 29 октября 1943 г. на счету лейтенанта Шака было уже 116 побед, и он был награжден Рыцарским Крестом.

8 декабря 1943 г. обер-лейтенант Шак был назначен командиром 9./JG51 вместо обер-лейтенанта Максимилиана Майерла (Maximillian Mayerl), переведенного на должность командира учебно-боевой эскадрильи 2./JGr.Ost.

20 апреля 1944 г. после 133 побед обер-лейтенант Шак был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.460).

6 августа во время атаки группы американских В-17 его "Мессершмитт" получил попадание в радиатор. Шаку удалось дотянуть до линии фронта и совершить вынужденную посадку сразу же за немецкими позициями. При этом его "сопровождал" американский Р-51, который, как ни странно, не делал никаких попыток добить "Мессершмитт" Шака. В том же бою был подбит и его ведомый обер-лейтенант Гельмут Бесекау (Helmut Besekau), который, также дотянув до своей территории, выпрыгнул на парашюте3.

Спустя два месяца, 6 октября, в бою над Восточной Пруссией gf-109G гауптмана Шака снова был сбит, а сам Шак получил ранение. К этому времени на его счету была уже 161 победа.

11 декабря 1944 г. Шак занял должность командира I./JG51, сменив майора Эриха Лейе, ставшего командиром JG77. Вместо же Шака командиром 9./J51 был назначен лейтенант Людвиг Штробель ("udwig Strobel).

12 апреля 1945 г. гауптман Шак в пятнадцатый раз за свою карьеру летчика-истребителя был сбит и едва успел выпрыгнуть из горящего "Мессершмитта", получив при этом сильные ожоги лица.

23 апреля из-за больших потерь I./JG51 была расформирована, а гауптман Шак 1 мая 1945 г. был назначен командиром IV./JG3, которая в тот момент находилась на аэродроме Рерик (Rerik), расположенном на побережье Мекленбургской бухты в 31 км западнее Ростока. На следующий день остатки I V./JG3 перебазировались на аэродром Вестерланд (Westerland) на острове Зильт у побережья Шлезвиг-Гольштейна, где и встретили конец войны.

Всего в ходе Второй мировой войны Гюнтер Шак совершил 780 боевых вылетов и одержал 174 победы.




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100