Франц Шалл (Franz Schall) родился 1
августа 1918 г. в австрийском городе Грац.
Свою военную карьеру он начал в зенитной
артиллерии и только в сентябре 1941 г. был
переведен в авиацию и начал подготовку в
качестве летчика-истребителя.
Это был один из самых результативных
пилотов, летавших на Ме-262. Он одержал 14
побед и по праву занимает четвертое
место в списке реактивных асов
Люфтваффе вслед за Хейнцем Бэром.
18 февраля 1943 г. лейтенант Шалл прибыл в
3./JG52 под командованием обер-лейтенанта
Рудольфа Митига (Rudolf Miethig), которая тогда
базировалась на аэродроме в Курске. Свою
первую победу он одержал 6 мая, а к концу
1943 г. на его счету было уже 26 самолетов. 17
мая 1944 г. лейтенант Шалл одержал свою 50
победу, а 12 августа 75.
В ходе ожесточенных боев с 22 августа по
8 сентября 1944 г. Шалл сбил 41 самолет,
одержав свои 77117 победы. Так, в течение 26
августа па его счету было сразу 11 побед
(83 93 победы), а после того, как 31
августа он сбил 13 самолетов (97 109 победы),
его имя было упомянуто в сводке Главного
командования вермахта. При этом в ходе
боевых вылетов "Мессершмитт" самого
Шапла несколько раз был подбит и он
четырежды совершал вынужденные посадки,
причем в одном случае за линией фронта.
В конце сентября 1944 г. лейтенант Шалл
был направлен в III./JG6, которая была
оснащена реактивными Ме-262. 4 октября при
заходе на посадку на аэродром Хезепе
разбился командир 8./JG6 обер-лейтенант
Альфред Теумер, и уже в тот же день
лейтенант Шалл был назначен командиром
эскадрильи.
10 октября 1944 г. лейтенант Шалл был
награжден Рыцарским Крестом, к которому
он был представлен еще в начале сентября
после 117 побед, одержанных на Восточном
фронте.
Летая на Ме-262, сначала в командовании "Новотны",
а затем в III./JG7, он стал одним из лучших
пилотов в их составе.
В источниках, посвященных истории
командования "Новотны" и JG7, имеются
сведения о том, что обер-лейтенант Шалл
одержал 18 побед.
Вероятно, какие-то четыре победы из
приведенного выше списка не были ему
засчитаны, поскольку официально
считается, что, летая на Ме-262, он сбил
только 14 самолетов союзников.
Командир 8./JG6 обер-лейтенант Франц Шалл
погиб 10 апреля 1945 г., когда его "Мессершмитт"
потерпел аварию во время посадки на
аэродроме Пархим, в 36 км юго-восточнее
Шверина. Одна из стоек шасси Ме-262 попала
в плохо выровненную воронку от бомбы,
самолет перевернулся и взорвался.
Всего в ходе Второй мировой войны
Франц Шалл совершил около 550 боевых
вылетов, из них 35 на штурмовку наземных
целей. На его счету было 137 побед, из них
123 он одержал в боях на Восточном фронте,
сбив в т.ч. 64 штурмовика Ил-2. Кроме того, в
ходе вылетов на штурмовку наземных
целей на Восточном фронте он уничтожил 24
автомобиля, три танка, один паровоз, один
железнодорожный вагон и одну зенитную
установку.
Me 262 A-1a Франца Шалля Kommando Nowotny, Hesepe 1944 г.