Эдуард Шалльмозер (Eduard Schallmoser) родился 4 октября 1923
г. в небольшом городке Айнге (Aying), в 20 км
юго-восточнее Мюнхена.
Он принадлежал к поколению немецких
юношей, которое выросло уже при нацизме
и которое искренне верило в то, что им
внушалось. Вступив в Люфтваффе в мае 1941 г.,
он лишь весной 1945 г. начал участвовать в
боевых вылетах в составе JV44.
В 30-е гг. он, как и тысячи его немецких
сверстников, был полностью поглощен
мечтой о полетах. Еще в детстве Эдуард
был очарован рассказами своего дяди
Макса Ридмайера (Max Riedmaier), который во
время Первой мировой войны в звании
лейтенанта летал в составе военной
авиации и 30 июня 1918г. был сбит на
Западном фронте. В 12 лет он вступил в "Гитлерюгенд"
и затем в 1938 г. стал членом его отделения
(Flieger-Hitlerjugend), занимавшегося подготовкой
юношей, желавших стать летчиками. 15-летний
Эдуард с нетерпением ждал следующего
воскресенья, чтобы отправиться на
очередное занятие. В 1941 г. в возрасте 18
лет, успешно сдав все три теста, он
получил сертификат пилота планера и был
зачислен в резерв Люфтваффе.
В мае 1941 г. Эдуард Шалльмозер был
призван в Люфтваффе и для
первоначальной военной подготовки
направлен в Клагенфурт в 3-й учебный полк
(3.Fliegerausbildungsregiment). В декабре того же года
в составе батальона кандидатов на
подготовку в качестве пилотов (Flugzeugfiihrer-Antwarte-Batallion),
расквартированного на аэродроме
Шейрйнг (Seyring) около Вены, он прошел
стандартный курс радиосвязи и навигации.
В феврале 1942 г. ефрейтор Шалльмозер был
направлен в 112-ю авиашколу
первоначальной летной подготовки (Flugzeugfuhrerschule
А/В 112), находившуюся в тот момент на
аэродроме Бобингеп, в 12 км юго-западнее
Аугсбурга. К лету 1943 г. он налетал там
более пятисот часов на самолетах Kl-135,
Fw-44, Bu-181, Не-51, Аг-96 и W.34. Подготовка
Шалльмозера в качестве пилота среди
прочего включала 38 вылетов на освоение
полетов по приборам, 32 вылета на
отработку фигур высшего пилотажа, 9
вылетов для отработки полетов в составе
группы и 44 полета на большую дальность
для отработки навыков аэронавигации.
Способности ефрейтора Шалльмозера и
его энтузиазм оказались достаточными
для того, чтобы командование решило
продолжить его подготовку, но уже в
качестве инструктора. В июле 1943 г. он был
направлен в единственную в Люфтваффе
школу летчиков-инструкторов (Fluglehrerschule).
Она была сформирована в июле 1939 г. на
аэродроме Бранденбург-Брист, но ее
отдельные подразделения размещались в
Пренцлау, Фюрстенфальде и на аэродроме
Кведлингбург (Quedlingburg), в 50 км юго-западнее
Магдебурга. С 5 августа 1940 г. и до 9 апреля
1945 г., когда школа была распущена, ее
начальником был генерал-майор Отто фон
Фрунер (Otto von Fruhner). Налетав в
Кведлинбурге еще 84 часа и пройдя курс
слепых полетов, Шалльмозер получил
сертификат летчика-инструктора (Fluglehrerschein).
В октябре 1943 г. он вернулся обратно в
Бобинген, где стал инструктором,
специализировавшимся на обучении
ночным полетам. В течение ноября 1943 г.сентября
1944 г. Шалльмозер выполнил не менее 325
учебных ночных вылетов. При этом в мае 1944
г. он был ненадолго направлен на
аэродром Альтенбург (Altenburg), в 38 км южнее
Лейпцига, где базировалась учебно-боевая
I./JG1102 под командованием гауптмана Альберта Фалдербаума (Albert Falderbauin). Там
Шалльмозер освоил Bf-109, который
использовался в качестве ночного
истребителя.
В октябре 1944 г. реально сложившаяся
ситуация заставила командование
Люфтваффе привлечь всех наиболее
подготовленных пилотов, в т.ч. и летчиков-инструкторов,
к участию в противовоздушной обороне
Рейха. 7 октября унтер-офицер Шалльмозер
был переведен сначала в 6./JG101, а спустя
несколько дней в 7./JG112, где освоил
истребитель Bf-109G.
В ноябре он прибыл в 12./EJG1,
базировавшуюся на аэродроме Вайденгут (Weidengut)
около Бреслау. Там Шалльмозер налетал на
Bf-109G-6 еще 17 часов, отрабатывая элементы
воздушного боя и тренируясь в стрельбе.
Однако 26 ноября вместо боевой части,
оснащенной поршневыми "Мессершмиттами",
Шалльмозера направили в III./EJG2, где он
должен был пройти переподготовку на Ме-262.
Освоив Ме-262, унтер-офицер Шалльмозер 2
марта 1945 г. был направлен в JV44 и на
следующий день прибыл на аэродром
Бранденбург-Брист. В течение 31 марта и 1
апреля группа во главе с генерал-лейтенантом
Таиландом перелетела па аэродром Мюнхен-Рием.
3 апреля пилоты JV44 совершили оттуда
свой первый боевой вылет. В 17.55 в воздух
поднялись Ме-262 лейтенанта Готтфрида
Фёрманна и унтер-офицера Шалльмозера,
однако в ходе патрульного полета над
Мюнхеном им не удалось встретить
вражеские самолеты и они ни с чем
вернулись обратно.
4 апреля в 11.00 Фермами с Шалльмозером по
тревоге взлетели наперехват группе Р-38.
Спустя двадцать минут западнее Мюнхена
они обнаружили "Лайтнинги", летевшие на
высоте 9500 метров. "Мессершмитты"
атаковали их спереди сквозь облака, но
при этом Шалльмозер, не рассчитав своей
скорости, протаранил один из
американских самолетов.
Майор Эрих Хохаген потом рассказывал:
"Унтер-офицер Шалльмозер еще не был
достаточно хорошо знаком с системой
управления огнем Ме-262, когда в ходе того
вылета атаковал эскадрилью из 12 Р-38.
Сближаясь с ними на чрезвычайно большой
скорости, он на дистанции открытия огня
нажал на спуск, по поскольку ничего не
произошло, он посмотрел вниз на
приборную доску. Когда же он снова
поднял голову, он уз/се не мог избежать
столкновения с одним из вражеских
истребителей и срезал его хвост своим
правым крылом. Самолет потерял
управление, вошел в штопор и упал на
землю, хотя, я думаю, его пилот успел
спастись".
С большой долей вероятности можно
утверждать, что самолет, протараненный
Шалльмозером, был P-38" 44-25761 лейтенанта
Уильяма Рендла (William Randle) из 49FS14FG,
вылетевший с аэродрома Триоло (Triolo) в
Италии. Второй лейтенант Роберт Слеттер
(Robert J. Slatter), участвовавший в том вылете,
вспоминал:
"В 11.20 на высоте 15000 футов над
Хёхеплиндепом я увидел Ме-262, который
заходил па нашего командира и его
ведомого лейтенанта Рендла с шести
часов снизу. Он набирал высоту под углом
45 градусов. Когда я у видел его, передал
командиру, чтобы они разделились.
Реактивный самолет приближался очень
быстро, и после того, как командир ушел
влево, я увидел, что хвост самолета
лейтенанта Рендла полностью оторван.
Его самолет свалился в плоский штопор и
начал падать. Я наблюдал за реактивным
самолетом и не видел, как лейтенант
Рендл выпрыгнул наружу. Приблизительно
три минуты спустя я видел парашют,
плывущий на высоте в тысячу футов. Я
также видел вспышку огня в момент
падения его самолета па землю".
Во время столкновения Ме-262А-1a W.Nr. 111745
унтер-офицера Шалльмозера получил лишь
небольшие повреждения и потому смог
благополучно приземлиться на аэродроме
Мюнхен-Рием.
17 апреля 1945 г. американские В-26
атаковали различные цели на территории
Южной Германии. Бомбежкам подверглись
железнодорожные станции, хранилища
топлива и склады вооружений. В13.34 с
аэродрома Мюнхен-Рием поднялись семь Ме-262.
Известно, что среди них были самолеты
генерал-лейтенанта Галлаида, оберега
Штейнхофа, майора Крупински и
фельдфебеля Шалльмозера. Сразу после
взлета они были направлены в район
Ротенбург Ансбах Нюрнберг, где
перехватили группу В-26 из 17 и 320BG, которая
атаковала склад боеприпасов,
расположенный в местечке
Алътендетельслау (Altendettelslau) западнее
Нюрнберга.
В тот день проблемы начали
преследовать Шалльмозера с самого
начала. Приближаясь к группе В-26, он
обнаружил, что недавно установленный на
его "Мессершмитте" новый
гироскопический прицел EZ42 работает со
сбоями и потому практически бесполезен.
Затем во время первой атаки, когда
Шалльмозер был в центре боевых порядков
бомбардировщиков и нажал на спуск пушек,
оказалось, что сразу все его четыре
пушки МК108 заклинило. Когда же он начал
разворачиваться, пушки совершенно
неожиданно "расклинило", что, впрочем,
было вполне вовремя, и один из Р-47,
сопровождавших бомбардировщики,
получил попадание. Пилоты "Тандерболтов"
не остались в долгу, оставив в фонаре Ме-262
большое отверстие, и только по
счастливой случайности сам Шалльмозер
остался невредим.
20 апреля пятнадцать Ме-262 из JV44
перехватили В-26 из 323, 394 и 397BG, которые
совершили налет на железнодорожную
станцию и депо в г. Меммингене, в 104 км
западнее Мюнхена. Около 11.00 "Мессершмитты"
атаковали бомбардировщики, летевшие на
высоте 35004000 метров. Заметив немецкие
истребители, пилоты В-26 начали смыкаться
в плотный боевой порядок, чтобы
сконцентрировать заградительный огонь.
Во время атаки Шалльмозер, бывший в
первой волне Ме-262, снова обнаружил, что
из-за задержки в механизме заряжания его
пушки снова заклинило. На какие-то доли
секунды его внимание было отвлечено на
переключение тумблеров в кабине, но
этого вполне хватило, чтобы повторилось
произошедшее 4 апреля.
Первый лейтенант Джеймс Вининг (James ".
Vining), пилотировавший B-26F-1 42-96256 "Ugly Ducking"
из 455BS, вспоминал:
"Первый Ме-262, выросший выше номера 4,
прошел совсем рядом с номером 1. Спустя
пятнадцать или двадцать секунд второй
реактивный самолет проследовал тем же
курсом, снова пролетев над номером 1.
Когда вскоре третий самолет миновал
номер 4, я уже знал, что ему никак не
удастся миновать номер 1. Казалось, он у
же не успеет уйти вниз, и я внутренне
сжался в ожидании ужасного столкновения.
Однако, наклонив нос вниз, он снизился
настолько, чтобы пройти непосредственно
под правым крылом. При этом его киль
прошел прямо через плоскость вращения
винта правого двигателя и винт срезал
половину киля".
Ме-262 фельдфебеля Шалльмозера задел за
В-26 44-68109 первого лейтенанта Джеймса
Хансена (James M. Hansen), который возглавлял
455FS. Перевернувшись, "Мессершмитт" начал
падать прямо сквозь боевые порядки
бомбардировщиков, пролетев при этом
всего в 18 метрах от В-26 первого
лейтенанта Вининга.
Вининг продолжал свой рассказ:
"Он как будто потерял управление и,
начав падать влево вниз оказался
непосредственно передо мной. В-26 имел
два 12 7-лш пулемета в обтекателях по
бокам фюзеляжа, установленных для того
чтобы можно было обстреливать наземные
цели, по я счастлив что мне т разу не
пришлось выполнять такое задание.
Увидев в своем прицеле реактивный
самолет, я автоматически нажал на кнопку
спуска на своем штурвале и, хотя я
никогда до этого не стрелял из пулеметов
в бою, всегда держал их наготове. Я с
удивлением увидел вспышки, указывавшие
на попадания в его хвост и продолжал
держать его в прицеле, стремясь довести
дело до конца Но вскоре я заметил, что
вышел из боевого порядка, потому
прекратив огонь, вернулся на свое место,
ожидая появления четвертого самолета".
По "Мессершмиггу" Шалльмозера успели
открыть огонь верхний бортстрелок
Вининга сержант Чальз Brairep (Charles W Winger) и
стрелок верхней башни другого В-26,
летевшего рядом сержант Эдвард Тышкевич
(Edward S. Tyszkievvicz). Они оба затем утверждали,
что видели попадания в фюзеляж и правое
крыло Ме-262.
С большим трудом Шалльмозер все же
сумел выпрыгнуть на парашюте. Он
приземлился в саду перед домом своих
родителей прямо на глазах у изумленной
матери. Выбираясь из кабины падающего
самолета, он сильно повредил колено и
потому был отправлен в госпиталь,
располагавшийся в местечке Унтерфёркнг
(Unter-tolmng) около Мюнхена.
В то же время В-26 лейтенанта Хансена, за
который задел "Мессершмитт"
Шалльмозера, благополучно вернулся на
свой аэродром. При этом Хансену даже не
потребовалось останавливать двигатель,
поскольку, как потом выяснилось, все
четыре лопасти винта правого двигателя
от удара по килю Ме-262 были равномерно
загнуты на расстоянии 15 см от концов, что
не вызывало никакой вибрации двигателя.
Обратно в JV44 фельдфебель Шалльмозер
вернулся 25 апреля но уже через несколько
дней из-за продолжающихся болей в колене
снова был отправлен в госпиталь. 3 мая 1945
г. его там посетили оберст-лейтепант
Хейнц Бэр, возглавивший JV44 после ранения
генерал-лейтенанта Галланда, и майор
Вальтер Крупински. Они вручили
Шалльмозеру свидетельство о
награждении его Железным Крестом 1-го
класса.
После Второй мировой войны Шалльмозер
переехал в Аргентгагу и поселился в
городе Обера (Obera), недалеко от границы с
Бразилией. Там он стал активным членом
аргентинского авиаклуба и подготовил
множество молодых пилотов.
Умер Эдуард Шалльмозер 7 октября 1991 г.
Me 262 A-1a Эдуарда Шалльмозера JV 44, Munich-Riem 1945
г.