Вольфганг Шеллманн (Wolfgang
Schellmann) родился 2 марта 1911 г.
в Кассете (Kassel).
1 апреля 1937 г. на аэродроме Бад Айблинг
бьша сформирована новая истребительная
группа I./JG135, и в этот же день обер-лейтенант
Шеллманн был назначен командиром 2./JG135.
В конце 1937 г. Шеллманн прибыл в Испанию
и 19 декабря был назначен командиром I./J88
вместо гауптмана Харро Хардера,
вернувшегося в Германию. 18 января 1938 г.
Шеллманн одержал свою первую победу,
сбив в районе Теруэля И-16.24 марта на его
счету был И-15 сержанта Доминго Уэсо (Domingo
Hueso), 13 и 25 июня - два И-16, а 17 июля снова И-15.
20 июля он сбил еще два И-16,12 августа - два
СБ, а затем 14,19 и 20 августа - три И-16.
2 сентября 1938 г. Шеллманна на должности
командира 1.J/88 сменил гауптман Зибельт
Реентс. В июне 1939 г. за 12 побед в Испании
гауптман Шеллманн был награжден
Немецким Испанским Крестом в Золоте с
Мечами и Бриллиантами.
В сентябре 1939 г. в составе I./JG77
гауптмана Йоханнеса Янке Шеллманн
принимал участие в боях в Польше, а 1
ноября 1939 г. он был назначен командиром
вновь сформированной II./JG2.
Свою первую победу в ходе Второй
мировой войны Шеллманн одержал 11 мая 1940
г., сбив в 5 км восточнее г. Ретеля (Rethel),
расположенного в 36 км северо-восточнее
Реймса, английский истребитель "Харрикейн"
(Hawker "Hurricane").
15 мая в районе Седан - Шарлевиль-Мезьер
на его счету был еще один "Харрикейн". 17
мая в том же районе Шеллманн сбил
английский "Лайсендер" (Westland ""ysander"),
использовавшийся в качестве связного
самолета и легкого бомбардировщика. 19
мая в районе Камбре (Cambrai) - Перонн (Peronne)
он перехватил и сбил еще один "Лайсендер".
31 мая, сбив восточнее Дюнкерка "Спит-файр",
Шеллманн одержал свою пятую победу.
18 июля два английских "Бленхейма" (Bristol
"Blenheim") из 236 Sqdn. RAF совершали
разведывательный полет над Гавром,
когда их перехватили несколько "Мессершмиттов"
из JG2. В течение десяти минут оба "Бленхейма"
были сбиты, один из них был на счету
Шеллманна, а другой - на счету унтер-офицера
Вилли Мельхерта (WilliMelchert).
25 августа в бою в районе Уормвелла (Warmwell)
гауптман Шеллманн сбил "Спитфайр",
записав на свой счет 10 победу.
2 сентября 1940 г. командир JG2 оберет
Харри фон Бюлов Бот-камп был переведен в
штаб 5-го истребительного командования (Jafii
5), и на следующий день вместо него
командиром эскадры был назначен майор
Шеллманн.
18 сентября 1940 г. Шеллманн был награжден
Рыцарским Крестом. К этому моменту на
его личном счету было 24 победы, половину
из которых он одержал в Испании, а
остальные уже в ходе Второй мировой
войны.
20 ноября 1940 г. Шеллманн был переведен
на должность командира JG27 3. В апреле 1941 г.
"Мессершмитты" JG27 участвовали в боях на
Балканах. Утром 20 апреля в районе
аэродрома Танагра(Tanagra),
расположенного в 43 км северо-западнее
Афин, Шеллманн сбил "Харрикейн" Mk.I V7748 из
80 Sqdn. RAF. Пилот "Харрикейна" офицер Стилл
(Still) погиб.
В середине июня штаб эскадры, II./JG27 под
командованием гауптмана Вольфганга
Липперта и III./JG27 во главе с гауптманом
Максом Добислафом (Max Dobislav)' бskbи
переброшены на аэродром Сувалки,
расположенный на северо-востоке Польши
недалеко от границы с Советским Союзом.
22 июня 1941 г. в 03.05 истребители JG27 во
главе с оберст-лейтенантом Шеллманном
поднялись в воздух. Эскадра получила
приказ нанести штурмовые удары по
советским аэродромам в районе Гродно,
для чего на "Мессершмитты" бьши
подвешены контейнеры с осколочными
бомбами SD-2. Для Шеллманна это был уже 150
боевой вылет.
При заходе на цель "Мессершмитты" были
атакованы И-153 и И-16 из 127ИАП 11САД2. Уже в
первую же минуту боя Шеллманн, сбив один
И-16, одержал свою 26 и, как вскоре
оказалось, последнюю победу. Затем он
атаковал И-153 лейтенанта П. А. Кузьмина,
однако тот удачно маневрировал и смог
уйти от двух его атак. Неожиданно "Чайка",
выполнив резкий разворот, вышла в
лобовую атаку, и Шеллманн едва успел
избежать столкновения, пролетев всего в
нескольких десятках сантиметров от
советского истребителя. Подобный маневр
Кузьмин выполнял трижды, и трижды
Шеллманн уходил от столкновения, однако
на четвертый раз И-153 все же врезался в
фюзеляж "Мессершмитта". Кузьмин погиб, а
Шеллманн смог выпрыгнуть на парашюте, и
о его дальнейшей судьбе ничего точно не
известно.
После того как немецкие войска заняли
Гродно, были предприняты активные
поиски, чтобы выяснить участь Шеллманна.
Были найдены обломки его Bf-109, недалеко
от которого лежали остатки И-16, сбитого
Шеллманном. Из показаний местных
жителей,
видевших бой, следовало, что Шеллманн
приземлился на парашюте на кукурузное
поле и вскоре добрался до крестьянского
хутора, расположенного невдалеке.
Однако незадолго перед этим там
появилась группа приблизительно из 20
солдат, некоторые из которых были в
форме войск НКВД. Угрожая крестьянам
оружием, они требовали сказать, где
находится немецкий летчик. Наткнувшись
на советских солдат, Шеллманн попытался
убежать, но неудачно. Его поймали и,
связав руки, увезли. После этого след Шеллмаyfа
терялся, и, по некоторым данным, спустя
два дня он был расстрелян органами НКВД.
Через десять дней в одной из деревень в
районе Гродно был задержан крестьянин, у
которого были найдены Рыцарский Крест и
Немецкий Испанский Крест с Бриллиантами.
Обе награды могли принадлежать только
Шеллманну, но, как они попали к этому
человеку, установить так и не удалось.
Хроника побед Вольфганга
Шеллманна,
одержанных им в ходе Второй
мировой войны
"
|
Дата |
Время
|
Район
|
Тип
|
1 |
11.05.40 |
|
5 км восточнее г. Рейтеля
|
"Харрикейн"
|
2 |
15.05.40 |
09.35
|
Седан - Шарлевилль-Мезьер
|
"Харрикейн"
|
3 |
17.05.40 |
08.35
|
Шарлевилль-Мезьер
|
"Лайсендер"
|
4 |
19.05.40 |
06.05
|
Камбре - Перонн
|
"Лайсендер"
|
5 |
31.05.40 |
15.55
|
восточнее Дюнкерка
|
"Спитфайр"
|
6 |
01.06.40 |
05.45
|
Дюнкерк
|
"Лайсендер"
|
7 |
02.06.40 |
09.45
|
Дюнкерк
|
"Спитфайр"
|
8 |
03.06.40 |
14.45
|
Компьен
|
MS406
|
9 |
18.07.40 |
13.15
|
севернее Гавра
|
"Бленхейм"
|
10 |
25.08.40 |
18.30
|
Уормвелл
|
"Спитфайр"
|
11 |
27.08.40 |
18.30
|
Уорхем (Wareham)
|
"Спитфайр"
|
12 |
31.08.40 |
09.25
|
Истчурч (Eastchurch)
|
"Харрикейн"
|
13 |
20.04.41 |
|
Танагра
|
"Харрикейн"
|
14 |
22.06.41 |
|
Гродно
|
И-16
|
Bf-109D, пилот - Вольфанг Шеллман, Испания, июнь
1938 года.