Уголок неба ¦ Шторп Вальтер

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой германия
   Шторп Вальтер
       
Годы жизни: р.1910

В ходе Второй мировой войны он прошел путь от командира эскадрильи до инспектора (командующего) бомбардировочной авиации.

Вальтер Шторп (Walter Storp) родился 2 февраля 1910 г. в местечке Шенкен (Schenken) в Восточной Пруссии в семье лесника. В 1928 г. после окончания гимназии он начал военную службу в военно-морском флоте. В 1933 г. Штерну было присвоено звание лейтенанта.

В1933-34 гг. в отделении "Немецкой школы воздушных сообщений" ("Deutsche Verkehrsfliegerschule"), расположенном в Варнемюнде (Warnemiinde) в 10 км севернее Ростока, Шторп прошел подготовку уже в качестве пилота. После этого он на Не-60 летал в составе морской разведывательной группы (Kiistenaufklarungsgruppe), базировавшейся на аэродроме Нордернай (Norderney) на одноименном острове в Гельголандской бухте. Затем Шторп был пилотом гидросамолета, приписанного к крейсеру "Лейпциг".

В1936 г. Шторпу было присвоено звание обер-лейтенанта, ион качестве летчика-испытателя служил в испытательных центр Люфтваффе, расположенных в Рехлине и в Травемюнде (Travemunde на побережье Мекленбургской бухты в 17 км северо-восточнее Любека. В 1938 г. он он был назначен командиром I./Bordfliegergruppe 196. После того как Шторпу было присвоено звание гауптмана, он был переведен в Генеральный штаб Люфтваффе.

В сентябре 1939 г. гауптман Шторп участвовал в боях в Польше в качестве командира эскадрильи в составе I.(schwere Jagd)/"Gl г под командованием майора Вальтера Грабманна (Walter Grabmann) и был награжден Железным Крестом 2-го класса.

22 сентября 1939 г. в Евере на базе 1 7KG25 была сформирована I /KG30 под командованием гауптмана Гельмута Похле. Группа была оснащена новыми Ju-88, а поскольку Шторп отлично знал этот самолет, он был назначен командиром эскадрильи в ее составе.

Похле считал, что его пилоты готовы к боевым вылетам, но командующий 2-м воздушным флотом генерал Гельмут Фелми (Helmut Felmi) был другого мнения. Он полагал, что будет большой ошибкой бросать в бой новую авиагруппу, тем более оснащенную самолетами, официально находившимися еще в стадии испытаний, и потому приказал, чтобы I./KG30 перебазировалась из Евера дальше на восток - на аэродром Грайфсвальд на побережье Балтийского моря.

Похле потом вспоминал: "Генерал сделал лишь одну уступку. Он разрешил оставить на западном побережье Германии одно звено. Четыре Ju-88 во главе с гауптманом Шторном 6 переброшены из Евера на аэродром Вестерланд (Westerland) острове Зильт. Генерал обещал, что, как только появится английский флот, это звено не останется без дела. Он отверг м предложение использовать всю группу в любом предстоящем бою".

Похле нужен был шанс, чтобы его пилоты могли показать новый бомбардировщик в деле, и этот шанс скоро представился. Утром 26 сентября 1939 г. Do-18 из 2.(F)/AuklGr.l06, взлетевший со своей базы на острове Нордернай, совершал обычный патрульный полет над Северным морем. Внезапно сквозь разрыв в облаках его экипаж заметил кильватерный след большого корабля, идущего на высокой скорости. Начав поиск, "Дорнье" вскоре оказался над большим отрядом английских боевых кораблей. В его составе были линейные крейсеры "Худ" ("Hood") и "Ренаун" ("Renown"), авианосец "Арк Ройал" ("Ark Royal") вместе с отрядом крейсеров и эсминцев. Они вышли в море, чтобы прикрыть второй отряд крейсеров, которые сопровождали подводную лодку "Сперфиш" ("Spearfish"). Получив у побережья Дании серьезные повреждения, лодка больше не могла погружаться и теперь в надводном положении шла поперек Северного моря к Англии. Кроме того, поблизости также находились и два линкора - "Нельсон" ("Nelson") и "Родней" ("Rodney"),

Сразу же после того, как экипаж "Дорнье" сообщил об обнаружении кораблей противника, бомбардировщики на острове Зильт были приведены в полную боевую готовность. Поступивший приказ был коротким и ясным: "Противник в квадрате 4022. Дальние самолеты-разведчики поддерживают постоянный контакт. Атака 500-кг бомбами". Первыми в 12.50 взлетели девять Не-111 из 4./KG26, а приблизительно через десять минут в воздух поднялись и четыре Ju-88 во главе со Шторпом.

О том, что произошло далее, Шторп вспоминал: "Экипажи только собирались сесть есть, как раздался телефонный звонок. Тревога! Я побежал в штаб. В Северном море, на полпути между Шотландией и восточным побережьем Норвегии, обнаружены два а английских линейных крейсера, авианосец и множество эсминцев идущих курсом на запад. Естественно, наша главная мишень - авианосец.

Мы взлетаем поодиночке - один за другим. Я приказываю лететь на малой высоте. Приблизительно после часа полета мы щупаем в контакт с противником. Первые корабли, которые мы видим, это пара крейсеров. Мы летим со стороны солнца, и они пас не видят. Может, мы должны атаковать? Нет, наша цель - авианосец, и мы продолжаем лететь на север.

"Смотрите! Авианосец!" Внезапно над авианосцем поднялся столб серо-черного дыма, который полностью закрыл его. Это было попадание первой бомбы с машины впереди меня".

Шторп подумал, что "Арк Ройал" уже выведен из строя и потому спикировал на линейный крейсер "Худ". Корабль получил прямое попадание, но бомба, не взорвавшись, просто отскочила от мощной брони "Худа". Тем временем Не-111 из 4./KG26 обнаружили отряд крейсеров и с небольшой высоты атаковали его. Однако их тоже постигла неудача, и все бомбы прошли мимо.

"Юнкерс", который атаковал "Арк Ройал", пилотировал ефрейтор Карл Франке (Carl Francke). Он затем рассказывал: "Мы стартовали незадолго до 13.00. Я летел на высоте 500 метров, прямо под нижней кромкой сплошных облаков, протянувшихся над нами. На этой высоте я имел лучшую возможность обнаружить флот противника. В ожидаемое время, почти минута в минуту, мы у видели корабли. Поскольку мы шли прямо на них, я слегка развернулся, чтобы запять лучшую позицию для атаки, и поднялся па 3000 метров. Это выше слоя облаков, и авианосец был закрыт ими, когда я начал пикировать. Едва самолет вышел из облаков, как я понял, что атака будет неудачной. Цель была слишком далеко от центра моего прицела".

Из своего опыта испытаний Ju-88 в Рехлине Франке знал не только обо всех возможностях этого самолета, но и обо всех его недостатках. Одним из них было то, что во время пикирования пилот "Юнкерса" не мог сильно корректировать курс, чтобы поймать цель в прицел. Не оставалось никакого другого выбора, как прерывать атаку, что Франке и сделал. Он снова поднялся к облакам, а поскольку зенитная артиллерия "Арк Ройала" молчала, Франке подумал, что его не заметили.

В действительности же на авианосце самолет обнаружили сразу, но первоначально приняли незнакомый Ju-88 за американский Локхид "Хадсон" ("ockheed "Hudson"), находившийся на вооружении английской береговой авиации (Coastal Command). Тревога на корабле была объявлена только после того, как один из офицеров в бинокль разглядел на плоскостях самолета черные кресты. Поэтому, когда приблизительно через восемь минут "Юнкере" Франке снова появился из облаков, зенитная артиллерия авианосца уже была в полной боевой готовности.

Франке продолжал свой рассказ: "С высоты 2700 метров я начал вторую атаку. На сей раз, когда я вышел из облаков, цель была точно подо мной. Единственное, что было необходимо, так это небольшая корректировка. Огонь зенитной артиллерии корабля сделал его похожим на огромный освещенный рекламный щит. В нас ни разу не попали. На требуемой высоте я нажал па кнопку сброса бомб. Первая бомба взорвалась в воде приблизительно в 20 метрах от цели, но вторая поразила авианосец в правый борт. К сожалению, в этот момент я был полностью занят выводом самолета, но, по сообщениям экипажа, были видны большое облако черного дыма и вспышки огня. По донесению с самолета-разведчика, находившегося поблизости, авианосец сильно накренился и, очевидно, не мог держать установленный курс".

Однако в действительности бомба не попала в "Арк Ройал". В последний момент капитан приказал круто переложить руль, и авианосец ушел с траектории падения бомбы, которая взорвалась менее чем в пяти метрах от правого борта. Огромная стена воды

обрушилась на носовую часть полетной палубы. Авианосец мгновенно получил сильный крен на правый борт с дифферентом на нос. Рули на какое-то мгновение вышли из воды, и корабль выкатился из походного ордера вправо. Однако постепенно вся вода ушла за борт и "Арк Ройал" снова встал на ровный киль.

На обратном пути Франке послал на командный пункт в Вестерланде осторожную радиограмму: "Атака с пикирования авианосца двумя бомбами SC500. Первая - взрыв рядом с целью, вторая - возможно поражение в переднюю четверть. Результаты не наблюдал".

Высшее командование Люфтваффе в Берлине, получив копию этой радиограммы, тут же выслало в Северное море самолет-разведчик. Вскоре он обнаружил английский флот. Два линейных крейсера были на месте, но никаких следов авианосца, только нефтяное пятно на поверхности воды. Этого оказалось достаточно - "Арк Ройал" был объявлен потопленным, и пропагандистская машина Третьего рейха начала набирать обороты. О том же, что англичане могли просто разделить свои силы, никто и не подумал.

Тем не менее многие в Люфтваффе с самого начала сомневались в том, что "Арк Ройал" потоплен. Командир KG26 оберст Ханс Зибург (Наш Siburg), бывший офицер флота, хорошо знал, что "столб дыма и вспышки огня" еще не означали, что вражеский корабль обязательно поражен. Зачастую это был всего лишь огонь зенитной артиллерии корабля. Сразу же после возвращения "Юн-керсов" в Вестерланд Зибург напрямую спросил Франке, видел ли он, как авианосец затонул, и тот совершенно искренне ответил, что нет.

Начальник Генерального штаба Люфтваффе генерал-майор Ханс Ешоннек тоже весьма скептически отнесся к этому сообщению. Он позвонил в Грайфсвальд командиру I./KG30 гауптману Похле: "Поздравляю, Похле. Ваше звено в Вестерланде только что потопило "Арк Ройал"!" Эти два человека давно знали друг друга, и Похле без труда смог уловить в голосе Ешоннека сомнение. Практически не раздумывая, он ответил, что не верит в это. "И я тоже, - согласился Ешоннек, - но "железный" верит. Немедлнно отправляйтесь в Вестерланд и выясните правду!" Тем же вечером Похле приземлился в Вестерланде. Франке был полной растерянности: "Ради Бога, Похле, это все неправда. Помогите мне выбраться из этого безумия!" Но было уже слишком поздно. На следующий день вышло специальное коммюнике Верховного командования вермахта, в котором на весь мир было объявлено о потоплении "Арк Ройала". Франке получил от Геринга поздравительную телеграмму. В ней было сказано, что ему присвоено звание лейтенанта и что он одновременно награжден Железным Крестом сразу 2-го и 1-го классов.

Сам того не желая, Франке стал героем. Однако совсем скоро появились доказательства, что "Арк Ройал" не только остался на плаву, но даже не получил повреждений. Часть пилотов начала открыто смеяться над Франке, получившим награды за то, чего не делал. В результате 29 сентября 1939 г. он вынужден был оставить I./KG30 и вернуться обратно в Рехлин, где продолжил летать в качестве летчика-испытателя. Франке потом рассказывал, что очень тяжело переживал из-за всей этой истории и даже одно время подумывал о самоубийстве.

Герингу срочно требовался новый успех Ju-88, чтобы оправдаться после неприятной истории с "потоплением" "Арк Ройала". Однако два последующих боевых вылета закончились безрезультатно. Кроме того, 9 октября около Норвегии зенитной артиллерией с английских кораблей был подбит "Юнкере" из 3./KG30. "Недотянув" до своего аэродрома, он упал в воду около немецкого побережья. Это был первый Ju-88, потерянный Люфтваффе в ходе боевых действий.

17 мая 1940 г. в районе Дюнкерка Шторп двумя прямыми попаданиями 250-кг бомб потопил воинский транспорт тоннажем около 10 тыс. брт.

31 августа 1940 г. гауптман Шторп был назначен командиром II./KG76 . "Юнкерсы" группы специализировались на уничтожении точечных целей, таких, как командные пункты, корабли и т.п. Так, например, ранним утром 14 сентября Ju-88 из II/KG76 вывели из строя несколько радиолокационных станций в южной Англии, что существенно затруднило перехват немецких бомбардировщиков.

1 октября 1940 г. после успешного налета на завод фирмы "Роллс-Ройс" ("Rolls-Roys"), расположенный в Ковентри, Шторп был награжден Рыцарским Крестом.

24 апреля 1941 г. майор Шторп был назначен командиром вновь сформированной эскадры скоростных бомбардировщиков (Schnell-kampfgeschwader) SKG210, которая была оснащена Bf-110. Это была первая попытка командования Люфтваффе использовать в качестве штурмовика более скоростной самолет, чем Ju-87. В составе эскадры, кроме штабной эскадрильи, было всего две группы. Штабы эскадры были сформированы во Франции: штаб - в Мервиле (Merville), a I./SKG210-B Абвиле (Abbeville) на базе Еrрrоbungsgruppe 210, в то время как II./SKG210 была создана на основе III./ZG76 в Норвегии на аэродроме Сула (Sola) в 9 км юго-западнее Ставангера.

С первых же дней боев на Восточном фронте SK.G210 действовала очень успешно. В течение 22 июня 1941 г. "Мессершмитты" эскадры уничтожили на земле 344 советских самолета и еще 8 сбили в ходе воздушных боев. Так, только во время налета 1./SKG210 на аэродром Кобрин было уничтожено около 50 самолетов из 10-й смешанной авиационной дивизии.

SKG210 стала одной из самых результативных эскадр Люфтваффе начального периода войны на Восточном фронте. Всего с 22 июня по 26 июля 1941 г. пилоты SKG210 уничтожили 823 советских самолета, 2136 различных автомобилей, 194 артиллерийских орудия, 83 танка, 52 железнодорожных состава и 60 паровозов. 14 июля 1941 г. майор Шторп был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr.22).

30 сентября 1941 г. он был переведен в Генеральный штаб Люфтваффе на должность руководителя группы "IT"2, которая занималась выработкой тактико-технических требований к новым самолетам.

Летом 1942 г. у Шторпа возникли разногласия с генерал-фельдмаршалом Эрхардом Мильхом (Erhard Milch), занимавшим должность генерал-люфтцейгмейстера (Generalluftzeugmeister) и отвечавшим за разработку и производство новых самолетов и вооружений для Люфтваффе 3. И потому 1 сентября 1942 г. майор Шторп был назначен командиром вновь сформированной KG6 вместо оберст-лейтенанта Хана (Hahn).

KG6 была первой в Люфтваффе эскадрой самолетов "патфиндеров", в задачу которых входило вывести бомбардировщики в район цели, а затем обозначить ее специальными сигнальными и осветительными бомбами, чтобы обеспечить точное бомбометание До июня 1943 г. Ju-88 из KG6 участвовали в налетах на Англию, а затем были переброшены в Италию на аэродром Фоджа и действовали оттуда против англо-американских войск, высадившихся сначала на Сицилии, а затем и на юге Италии.

В феврале 1943 г. Шторпу было присвоено звание оберст-лейтенанта, а в августе 1943 г. он получил звание оберста и был назначен на должность командующего бомбардировочной авиацией на Средиземном море (Kampffliegerfuhrer Mittelmeer). В оперативном отношении ему были подчинены KG6, KG26, KG54, KG76, KG77, KG100 и "G1.

14 июня 1944 г. оберст Шторп стал командиром K.G76, сменив оберст-лейтенанта Рудольфа Халенслебена (Rudolf Halensleben) -. Однако в этой должности Шторп пробыл менее пяти месяцев.

23 октября во время испытаний нового оружия погиб инспектор (командующий) бомбардировочной авиации оберст Вальтер Мариенфельд (Walter Marienfeld). Поэтому 11 ноября Шторп, которому 15 октября было присвоено звание генерал-майора, занял должность инспектора бомбардировочной авиации. Командиром же KG76 вместо него стал майор Роберт Ковадевски (Robert Kowalewski).

31 января 1945 г. должность инспектора бомбардировочной авиации была упразднена, и 1 февраля Шторп был назначен командиром 5-й авиадивизии (5.Flieger-Division) вместо оберста Эрнста Кюхла. Штаб дивизии находился в Барду в Норвегии и контролировал действия 4-го авиационного командования (Fligerfuhrer 4) и истребительного командования "Норвегия" (Jagdfliegerfuhrer Norwegen).

В мае 1945 г. Вальтер Шторп сдался в плен англичанам. После освобождения из плена он работал архитектором в г. Госларе (Goslar) в 72 км юго-восточнее Ганновера.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100