Пауль Цорнер (Paul Zorner) родился в 1920 г. в небольшой
деревне Робен (Roben) в Верхней Силезии. С
детских лет он мечтал стать летчиком, но
скромные финансовые возможности его семьи
не позволяли ему посещать авиаклуб. В
свободное от занятий в гимназии время Пауль
работал, помогая родителям. В начале 1938 г.
Цорнер сдал выпускные экзамены в гимназии,
которые были обязательным условием для
поступления в военную авиашколу. Затем в
течение шести месяцев он работал в "Имперской
службе труда" (Reicharbeitdienst, сокр. RAD).
В октябре 1938 г. Цорнер был призван на
военную службу, и в марте 1939 г. был направлен
в военную авиашколу в берлинском пригороде
Гатов. Первоначально он проходил
подготовку в качестве летчика-истребителя,
но в ноябре 1939 г. был переведен в школу
многомоторных самолетов. К марту 1940 г.
Цорнер освоил уже 11 типов самолетов и был
оставлен в школе в качестве инструктора.
В марте 1941 г. Цорнер был направлен во вновь
сформированную KGzbV1042 в качестве пилота
транспортного Ju-52.
С 21 июня 1941 г. группа в составе 4-го
воздушного флота действовала на Восточном
фронте.
Цорнер вспоминал: "В составе транспортной
эскадрильи Ju-52 я летал на Украине ' до
октября 1941 г. В это время создавалась ночная
истребительная авиация и повсюду для нее
искали добровольцев. В газетах постоянно
писали о ночных истребителях, и я вспоминаю
статью о Вильгельме Бейере (Wilhelm Beier),
который тогда был награжден Рыцарским
Крестом2. Ночные вылеты были как раз для
меня - у меня был достаточный летный опыт, я
имел много часов налета и мог летать "вслепую".
В октябре 1941 г. я был переведен в школу в
Шлейссхейме около Мюнхена, где сначала
летал днем на Не-51, Аг-96 и Bf-110, а в январе 1942 г.
уже начал обучение в качестве ночного
истребителя. Планировалось, что наша
подготовка займет долгое время, но из-за
нехватки пилотов в боевых эскадрах она была
сокращена до 4-х месяцев, и уже в мае 1942 г. я
был "готов". Меня поразило, что, несмотря на
то, что много пилотов имели лишь небольшой
опыт ночных полетов, большая часть нашей
подготовки велась днем - из 72 часов,
которые я налетал во время учебы, на ночные
полеты приходилось только 16,5 часа. Между
тем, это было приятное время, я дважды
получал отпуск, проведя дома четыре недели".
После завершения подготовки Цорнер был
направлен в состав II./NJG2, которой командовал
тогда гауптман Гельмут Лент. 2 декабря 1942 г.
Цорнер был переведен в NJG3 и назначен
командиром 2./NJG3. В это время он летал и на
Do-217 и на Bf-110. Если английские
бомбардировщики находились над Северным
морем, то Цорнер вылетал на "Дорнье", а если
над сушей, то на "Мессершмитте".
Свою первую победу Цорнер одержал в
январе 1943 г., а в ночь с 24 на 25 июля 1943 г. во
время налета на Гамбург - уже 10. Две свои
следующие победы Цорнер одержал в ночь с 17
на 18 августа во время налета английских
бомбардировщиков на Пеенемюнде. Сначала в
00.43 он сбил "Ланкастер" командира 57 Sqdn. RAF
Хаскилла (Haskill), а затем в 00.55 - "Ланкастер"
лейтенанта Шаттлеворта (Shuttlewortn) из 426 Sqdn. RCAF.
Никто из экипажей обоих бомбардировщиков
не спасся.
В ночь с 20 на 21 декабря из 647 "Ланкастеров"
и "Галифаксов", атаковавших Франкфурт,
немецким ночным истребителям удалось сбить
41, при этом один "Галифакс" был на счету
Цорнера. В ночь с 23 на 24 декабря 1943 г. 379 "Ланкастеров"
совершили налет на Берлин. В ту ночь Цорнер
сбил сразу 3 бомбардировщика, это были его
17-19 победы. Всего англичане потеряли тогда
16 самолетов.
Свою 20 победу Цорнер одержал 3 января 1944 г.,
сбив в 03.10 во время очередного налета на
Берлин еще один "Ланкастер". В ночь с 5 на 6
января во время налета 358 бомбардировщиков
на Штеттин Цорнер сбил 2 "Галифакса". В ночь
с 20 на 21 января англичане снова атаковали
Берлин и Цорнер записал на свой счет еще 2 "Галифакса".
В ночь с 19 на 20 февраля 1944 г. в налете на
Лейпциг участвовало 823 самолета - 561 "Ланкастер",
255 "Галифаксов" и 7 "Москито". В ту ночь
ночные истребители Люфтваффе добились
большого успеха, сбив 78 бомбардировщиков, т.е.
9,5% от их общего числа, при этом самые
большие потери понесли эскадрильи "Галифаксов",
которые потеряли 34 самолета (13,3%). В течение
30 минут Цорнер сбил сразу 4 бомбардировщика
- "Ланкастер" и 3 "Галифакса", это были его
27 - 30 победы.
Вечером 24 февраля 734 бомбардировщика
совершили налет на завод шарикоподшипников
в Швейнфурте. Они атаковали двумя "волнами":
сначала 392 бомбардировщика, а спустя 2 часа -еще
342. Тогда англичане потеряли 33 самолета, 5 из
которых были на счету Цорнера. Сбив в районе
Штутгарта сразу 5 "Ланкастеров", он довел
общее число своих побед до 35.
15 марта 1944 г. бывший командир III./NJG5 майор
Вальтер Борхерс (Walter Borchers) занял должность
командира NJG5, и на следующий день гауптман
Цорнер был назначен командиром III./NJG5.
В ночь с 22 на 23 марта во время налета 816
английских бомбардировщиков на Франкфурт
Цорнер одержал две свои следующие победы.
Вечером 24 марта 811 бомбардировщиков
совершили налет на Берлин, потеряв при этом
72 самолета (8,9%) -44 "Ланкастера" и 28 "Галифаксов".
Сбив в 22.53 "Ланкастер", Цорнер одержал свою
38 победу, однако досталась она ему нелегко.
Он трижды атаковал бомбардировщик из "Schrage
Musik" и дважды - классическим способом "снизу
вверх", стреляя из носовых пушек с
дистанции 100 метров. В ночь с 26 на 27 марта во
время налета 683 английских
бомбардировщиков на Эссен Цорнер сбил еще
три "Ланкастера".
В ночь с 20 на 21 апреля юго-восточнее
Антверпена Цорнер смог перехватить и сбить
один "Москито", одержав свою 42 победу. В
ночь с 22 на 23 апреля из 577 бомбардировщиков,
участвовавших в налете на Дюссельдорф,
англичане потеряли 29. Один из них, сбитый в
районе Ахена, был на счету Цорнера. В ночь с
27 на 28 апреля во время налета англичан на
Нюрнберг он сбил еще 3 бомбардировщика.
17 сентября 1944 г. майор Цорнер был
награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому
Кресту (Nr.588).
21 октября майор Цорнер был назначен
командиром II./NJG100, а бывший командир II./NJG100
гауптман Ульрих фон Мейен занял должность
командира III./NJG5 вместо Цорнера.
Все это время в качестве радиооператора с
Цорнером летал Генрих Вильке (Heinrich Wilke)1. 6
декабря 1944 г. Вильке был награжден
Рыцарским Крестом, став одним из пяти
радиооператоров ночной истребительной
авиации, получивших эту награду.
Свою последнюю, 59 победу майор Цорнер
одержал в январе 1945 г. Он выполнил 272 боевых
вылета, из них 110 как ночной истребитель.
8 мая 1945 г. в районе Карлсбада,
Чехословакия, Цорнер сдался в плен
американцам, но уже 10 мая был ими передан
советским войскам. Цорнер провел в плену в
СССР почти 5 лет и был освобожден только в
январе 1950 г.
Bf.110 майора Пауля Цорнера