Принц Генрих цу Зайн-Виттгенштейн
(Prinz Heinrich zu Sayn-Wittgenstein). Всего побед -
83 (29 - Восточный фронт). Первый бой :
Западный фронт, август 1941 год. Погиб:
21.01.1944 года. Награжден Рыцарским
Крестом с дубовыми листьями и мечами.
Один
из двух экспертов-аристократов в
немецкой ночной истребительной авиации
(вторым был принц Эгмонт зур Лип-по-Вайссенфельд,
на счету которого была 51 воздушная
победа), Виттгенштейн начал войну в
качестве пилота бомбардировщика, но в
августе 1941 года перевелся в ночные
истребители. В качестве командира
группы I/NJG 100 он участвовал в боях на
Восточном фронте, где сбил 29 вражеских
самолетов. Отозванный затем в систему противовоздушной обороны
Германии, он стал быстро одерживать одну
победу за другой и к январю 1944 года, имея
на счету 68 побед, занял второе место в
ряду экспертов-"ночников", уступая лишь
Ленту.
За первые три недели января
Виттгенштейн уничтожил еще 15 самолетов,
но Лент все еще находился впереди.
Наконец, в ночь с 21 на 22 января,
Виттгенштейн впервые вышел в лидеры. Но
ему так и не удалось насладиться своим
триумфом. В ту же ночь истребитель
немецкого аса, одержавшего очередных
пять побед, был внезапно обстрелян
английским "Москито". Виттгенштейн
покинул самолет, но купол его парашюта,
вероятно, зацепился за хвост
обреченного Ju 88 и так и не раскрылся.
Виттгенштейн всей душой был предан
своему делу. Однажды он заставил в
кабине встать по стойке "смирно" своего
оператора РЛС (правда, непонятно, как
тому удалось это выполнить), отругал его
и пригрозил арестовать на трое суток за
то, что тот потерял контакт с вражеским
самолетом. И все это посреди потока
бомбардировщиков! После короткого
нравоучения они вновь вступили в бой и
сбили три самолета противника.
Окрыленный успехом, Виттгенштейн
простил своего коллегу и даже наградил
его Железным Крестом первого класса!
В ночь, предшествующую своей гибели,
немецкий ас сбил еще три
бомбардировщика, но едва сумел уцелеть.
Его оператор Фридрих Остхаймер
рассказывал:
"...На
экране я засек еще один самолет; мы,
словно по ниточке, двинулись к цели.
Виттгенштейн подобрался поближе к
английскому "Ланкастеру", летевшему
довольно странно. И на этот раз очередь
из "Шрэге музик" проделала большую
пробоину в крыле вражеского
бомбардировщика, и он загорелся.
Английский летчик повел себя совершенно
необычно: вместо того, чтобы бросить
управление горящим самолетом, он
спикировал сверху прямо на нас. Принц
быстро среагировал и тоже направил наш Ju
88 вниз, однако пылающий монстр
приближался и вскоре мы уже ясно
различили его над собственной кабиной. У
меня в голове мелькнула единственная
мысль: "Мы сбили его!" Тяжелый удар
потряс наш самолет. Принц Виттгенштейн
потерял управление, и мы сорвались в
штопор".
Снизившись до 3000 метров, Виттгенштейн
восстановил контроль над машиной и
направил самолет к ближайшему аэродрому.
Повреждения были ужасными1
двухметровый разрыв на правом крыле и
большая дыра в задней части фюзеляжа.
Вынужденную посадку пришлось
производить на "брюхо" - при ударе о
землю обшивку нижней части фюзеляжа
сорвало и кабину заполнили куски дерна.
На следующее утро Виттгенштейн уже на
новом "Юнкерсе" полетел на базу, чтобы в
воздухе встретить свою судьбу.
Ju.88 Генриха цу Зайн-Виттгенштейна
|