Алексей Алелюхин родился 30 марта 1920 года в селе Кесова - Гора
Калининской области (Россия), в семье рабочего. В начале 30-х гг. семья
переехала в Подмосковье, где он закончил 7 классов и поступил
работать на фабрику. Вечерами Алексей занимался в планерной
школе. В Советской Армии с 1938 года. Призван Мытищинским РВК
Московской области. Был принят в Борисоглебскую военную
авиационную школу летчиков, которую окончил в 1939 г. Алелюхин
начал свою службу в частях Ленинградского военного округа. В
октябре 1940 г. был переведен в Одессу, в 69-й иап.
В условиях катастрофы приграничных авиационных частей первых
дней войны 69-й иап, в котором воевал Алелюхин, не только
сохранил боеспособность, но вел активные наступательные
действия, нанося бомбо-штурмовые удары по войскам противника на
его территории.
За три месяца боев под Одессой А. Алелюхин совершил 183 боевых
вылета на И-16, провел 56 штурмовок, в одной из которых ему
удалось обнаружить и уничтожить орудие крупного калибра. Это
был настоящий поединок со смертью. Штурмовка наземных войск на
истребителе была опаснейшим видом боевой деятельности. У
большинства асов их общее количество не превышает двух-трех
десятков...
В то кровавое лето проявился его характер: в одном из вылетов Алелюхин был
ранен, в другом - приземлил заглохшую машину у самой линии фронта. Именно тогда
подал заявление в партию и, упросив оставить его в полку после ранения, летал с
кровоточащей раной на боевые задания.
На третий день войны открыл счет своих побед - в составе звена сбил над
аэродромом бомбардировщик Не.111. Спустя несколько дней, в небе Одессы
одержал и первые личные победы. На его груди засверкал Орден Красного
Знамени.
Осенью 1941 года 69-й ИАП, в котором служил Алексей Алелюхин, был
перевооружен
с И-16 на новые истребители - ЛаГГ-3. Алелюхин одним из первых поднял в небо
эту машину. В свой третий или четвертый вылет, когда весь состав полка наблюдал
за стартовавшим истребителем, он прошел вдоль линейки самолетов и на высоте 50
метров выполнил полный набор пилотажных фигур: петлю, иммельман с полуторной
бочкой, переворот, штопор, ранверсман...
Годовщину войны летчики полка встретили в тяжелых боях на
только что созданном Сталинградском фронте в условиях господства
в воздухе немецкой авиации, сконцентрировавшей свою основную
мощь на этом направлении (1200 самолетов против 300 советских).
Именно здесь Алелюхин одержал свою самую памятную победу. Его
одиночный самолет был атакован четырьмя Ме-109, и он 6 раз (!)
отрывался от преследователей отвесным, до самой земли,
пикированием. Во время одного такого "отрыва" ему удалось
сманеврировать, пропустить вперед немца и сбить его. Интересно,
что Герхард Баркхорн, ас ¦ 2 Люфтваффе, воевавший тогда на том
же направлении, вспоминал позднее сорокаминутный бой с
одиночным "лаггом", который так и не удалось сбить... Вернувшись
из того боя, Алелюхин, хоть и не был ранен, не смог самостоятельно
выбраться из машины: стольких сил потребовал поединок от
крепкого 22-летнего парня.
Осенью 1942 г. полк был перевооружен, теперь уже на Як-1,
пополнен и в конце ноября вновь брошен в пекло великой
Сталинградской битвы, достигшей к тому времени своей
кульминации. Именно тогда летчик велел покрасить красным капот
своего "яка", а фюзеляж с обеих сторон украсила черная пантера.
Яркая раскраска была вызовом: такой самолет стерегли "охотники",
по нему старались нанести первый удар, это был риск, лишний шанс
боя и возможность новой победы. Здесь, под Сталинградом, Алелюхин был назначен комэском, за 11 личных и 6 групповых
побед удостоен звания Героя Советского Союза. Черную пантеру
пришлось закрасить, а вот красный капот остался, перешел позднее
на нос "кобр" и "лавочкиных" как цвет эскадрильи Алелюхина,
синий стал цветом эскадрильи Ковачевича, а желтый - Амет-хана.
...Свою новую машину, теперь "Аэрокобру", Алелюхин "обновил" в
первом же боевом вылете. Вот как сам он описал этот бой: "Издали
я увидел две шестерки Ю-88. Прикрытия поблизости не было. Какая
самонадеянность! - подумалось мне.
В атаку! - приказал я по радио своим ведомым. Дав полный газ,
пошел первым. Следом за мной устремились и остальные летчики.
Развернувшись в лучах солнца, мы пристроились в хвост
бомбардировщикам фашистов, которые, по-видимому, приняли нас
за своих. Обман удался! С короткой дистанции я поймал "юнкерс"
точно в прицел, нажал на гашетку, и снаряды прошили его.
"Юнкерс" взорвался и рухнул на землю. Тут же мой самолет
вздрогнул от взрывной волны. Впереди меня загорелись и пошли к
земле еще два фашистских бомбардировщика".
25 апреля 1944 г., во время воздушной схватки в р-не Севастополя,
он сошелся в лобовой атаке с шеститочечным ФВ-190, снаряд
которого пробил 38-миллиметровое лобовое бронестекло кабины и
ранил Алелюхина в лицо, шею и плечо. И вновь он остался в полку,
и уже через неделю повел эскадрилью на боевое задание. 5 мая во
время прикрытия бомбардировщиков шестерка Алелюхина была
атакована восемью ФВ-190. Очередью сверху на командирской
машине были повреждены рули высоты. "Кобра" Алелюхина вошла
в плоский штопор, и он вынужден был выпрыгнуть с парашютом.
Сильный ветер сносил пилота в сторону немцев, с большим трудом
ему удалось "приветвиться" (парашют повис на дереве) на
нейтральной полосе. Из неудобного положения Алексей освободился
скоро, но возвратиться к своим удалось лишь в результате
встречного боя, организованного нашей пехотой. Замполит полка Н. Верховец, участвовавший в воздушном бою и подоспевший в бой
наземный, привез Алелюхина в часть на знаменитой полковой
"эмке", хранимой всю войну.
В июле 1944 г. Алексей осваивает свой пятый за войну тип
истребителя - Ла-7. Участвуя в боях в Прибалтике, а затем в
Восточно-Прусской и Берлинской операциях, заместитель
командира 9-го гиап гвардии майор Алелюхин одержал свои
последние четыре победы. Два "фокке-вульфа" он сбил в одном бою
27 марта 1945 г. над Балтикой, западнее Пиллау.
Всего за войну он совершил около 600 боевых вылетов, провел
рекордное число боев - 258, сражался с самолетами немецкого,
итальянского, польского, французского, румынского, голландского и
английского производства, сам бывал ранен, горел, сажал подбитую
машину на "вынужденную" и прыгал с парашютом, одержал за
войну 57 только официальных побед (лично сбил 40 и в группе 17
самолетов противника), стал известнейшим летчиком страны-
победительницы, воспетым в незамысловатых строках:
Если в небе Алелюхин, Значит, "юнкерс" на земле.
В 1948 г. Алексей Васильевич закончил Военную академию им. М.
В. Фрунзе, в 1954 г. -Академию Генштаба. Служил в штабе ВВС МВО. В 1985 г. генерал-майор авиации Алелюхин демобилизовался.
Жил и работал в Москве.
Дважды Герой Советского Союза (24.8.43; 1.11.43). Награжден 2
орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденами
Суворова 3-й ст., Александра Невского, Отечественной войны 1-й
ст., Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды,
орденом "За службу Родине в ВС СССР" 3-й ст., медалями.
Умер в 1990 году в возрасте 70 лет.
СПИСОК
ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
* |
в группе |
24.06.41 |
Хе-111 |
1. |
личная |
30.07.42 |
Ме-109 |
* |
30.08.42 |
Ме-110 |
* |
03.02.43 |
Ме-109 |
* |
22.02.43 |
Ме-109 |
* |
в паре |
20.03.43 |
Ю-88 |
* |
личная |
21.03.43 |
Ме-109 |
* |
27.03.43 |
Ме-109 |
* |
23.06.43 |
Ю-88 |
* |
28.06.43 |
Ме-110 |
* |
16.07.43 |
Ме-109 |
* |
17.07.43 |
Ю-88 |
* |
17.07.43 |
Ю-88 |
* |
17.07.43 |
Ме-109 |
* |
21.07.43 |
Ю-88 |
* |
21.07.43 |
Ю-88 |
* |
24.07.43 |
Хе-111 |
* |
25.07.43 |
Ме-109 |
* |
19.08.43 |
Ме-109 |
* |
20.08.43 |
Ю-88 |
* |
22.08.43 |
Хе-111 |
* |
04.10.43 |
Ме-109 |
* |
01.11.43 |
Ме-109 |
* |
02.11.43 |
Ме-109 |
* |
24.04.44 |
ФВ-190 |
* |
24.04.44 |
ФВ-190 |
* |
26.03.45 |
ФВ-190 |
* |
26.03.45 |
ФВ-190 |
* |
12.04.45 |
ФВ-190 |
Ла-7 с надписью на борту "Алексею
Алелюхину от коллектива треста N: 41 НКАП".
9 ГвИАП. 1944 год (с) М.Жирохов, 2003-09-14
|