Этот удивительный человек родился у лакца и крымской татарки в Алупке 25
октября 1920 г. Отчий дом Амет-хана был построен на крутом склоне горы и
напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину
Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было,
пытался ловить... орлов. Но жизнь брала свое: бурно развивалась промышленность,
машины завоевывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7
классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного
мастера в депо.
Невысокого крепкого парня приняли в Качинскую военную авиационную школу, после
окончания которой в 1940 году он год прослужил в Белоруссии в составе 4-го ИАП,
вооруженном И-153.
В первый день войны на И-153 он сделал несколько боевых вылетов на штурмовку, а
на третий день полк перестал существовать: материальная часть была полностью
уничтожена.
После переформирования Амет-хан попал в систему ПВО г. Ярославля. Свою первую
победу ему удалось одержать 31 мая 1942 г., когда, израсходовав в атаках весь
боезапас, он таранил Ю-88, ударив его левым крылом снизу. При ударе "Харрикейн"
Амет-хана застрял в загоревшемся "юнкерсе" так, что крыло бомбардировщика, снеся
фонарь, наглухо закрыло Амет-хана в кабине. К счастью, ему удалось руками (!)
оттолкнуться от вражеской машины и выпрыгнуть из падающих обломков с парашютом.
В августе 1942 г. 4-й иап, в составе которого сражался Амет-хан, приступил к
боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7Б и
одержав в августе-сентябре несколько побед, Амет-хан снискал славу сильного, не
знающего страха воздушного бойца.
Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-хана,
или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся
сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и
блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до
нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при
переучивании на новый самолет.
"Полк без Амет-хана, что свадьба без музыки", - говорили о нем соратники.
Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным летным
почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всем, даже во
внешности и одежде. Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с
черными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел
на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не
оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в сорок втором,
он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных
до блеска сапог, длинную гимнастерку из довоенного коверкота и вечный, казалось,
неснимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался,
ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он
становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.
После короткого пребывания в спецгруппе Еременко, созданной для борьбы с
немецкими асами, где Амет-хан в одном бою сбил два "сто девятых", сам был сбит и
вновь выбросился с парашютом, его вместе с Борисовым и Лавриненковым перевели в
9-й гиап, которому командование готовило ударную роль. В составе полка воевали
многие прославленные летчики: Л.Л.Шестаков, М.Д. Баранов (24 победы), В.Д.
Лавриненко (35+11), А.В. Алелюхин (40+17), П.Я.Головачев (26).
По прибытии в полк Амет-хан был назначен заместителем комэска три И. Королева, а
после назначения последнего штурманом полка стал командиром эскадрильи
"желтоносых".
"Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, Амет-хан не имеет себе равных.
Как командир, он требователен к себе и подчиненным", - так отозвался о нем Л.
Шестаков - сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший
на то время истребительный полк. Высокая оценка была у них взаимной. В.
Лавриненков вспоминал, как после полета в зону вместе с Шестаковым "трехжильный"
Султан упал на землю, раскинув руки, произнес: "Наш командир не лев и не сокол,
он чистый дьявол".
В октябре-декабре 1942 г. эскадрилья Амет-хана была нацелена на уничтожение
транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами
окруженные под Сталинградом войска. Уже не в первый раз в одном вылете он сбил
тогда 2 Ю-52 и позднее Хе-111.
...15 марта 1943 г., атаковав, невзирая на прикрытие, ведущего большой группы "юнкерсов",
сблизившись с ним до 20-30 метров и сбив его длинной очередью, ушел от атак
вражеских истребителей. В этом бою бывший в составе его четверки П. Коровкин
таранил Ю-88 и погиб. Разъяренный Амет-хан набрал высоту и на обратном пути, в
одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109 и сбил ее. "Высота - ключ к победе,
- писал он в "Сталинских крыльях". - Тот, кто выше, может в любую минуту
спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его". Над
переправами через Дон в июле 1943 г. он сбивает 2 Хе-111, еще 2 самолета
подбивает, и те со снижением уходят в сторону Азовского моря. К моменту
переучивания на "Аэрокобру" на счету Амет-хана 11 личных и 19 групповых побед.
20 августа в р-не Калиновки под Таганрогом он сбивает 2 Ю-87. На следующий день,
атакуя в лоб, - Ю-88, а через несколько минут заходом сзади - снизу- Хе-111. Его
эскадрилья сбила тогда 6 бомбардировщиков противника, и наблюдавший бой
командующий фронтом Ф. Толбухин наградил Амет-хана орденом Красного Знамени.
С 1942 г. и до начала 1944 г. большинство своих вылетов он проводил в паре с И.
Борисовым, лично и в группе сбил 23 самолета противника. В январе 1944 г.
летчики посадили на свой аэродром немецкий связной самолет Физлер "Шторьх".
Неугомонный Султан, осмотревшись в кабине, уже через несколько минут поднял его
в воздух...
8 февраля 1944 г., в районе Борислава сбив свой седьмой Хе-111, он стал
рекордсменом по уничтожению бомбардировщиков этого типа. Надо заметить, что с
середины 1943 г. Хе-111 нес усиленное вооружение - до четырех спаренных
установок для стрельбы назад и был исключительно грозной машиной. Свою последнюю
победу зам. командира полка по ВСС гвардии майор Амет-хан Султан одержал прямо
над аэродромом Темпельхоф, сбив ФВ-190.
Он провел 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 33 и в группе 19
самолетов противника.
После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-хан не мог
заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк.
Вынужден был уйти в январе 1946 года из армии, демобилизовался в звании
подполковника.
Летом 1946 года Амет-Хан был принят на работу в летно-исследовательский институт
НИИ ВВС.
После войны ас стал летчиком-испытателем. В ЛИИ он пользовался уважением и
популярностью не меньшим, чем на фронте.
В его послужном списке крайне рискованные полеты по отработке системы управления
беспилотных самолетов-снарядов КС-1.
В 1961 г. ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.
Амет-хан погиб при испытаниях самолета Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 г.
Дважды Герой
Советского Союза (24.8.43; 29.6.45). Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами
Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й cт.,
Красной Звезды, "Знак Почета", медалями.