Уголок неба ¦ Амет-хан Султан

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Амет-хан Султан
       
Годы жизни: 1920-1971

Этот удивительный человек родился у лакца и крымской татарки в Алупке 25 октября 1920 г. Отчий дом Амет-хана был построен на крутом склоне горы и напоминал птичье гнездо. Любимым развлечением мальчишки были походы на вершину Ай-Петри, куда он провожал отдыхающих, а в межсезонье, когда "работы" не было, пытался ловить... орлов. Но жизнь брала свое: бурно развивалась промышленность, машины завоевывали сердца ровесников. Не остался в стороне и Султан: закончив 7 классов, подался в железнодорожное ФЗУ. Работал слесарем, подручным котельного мастера в депо.

Невысокого крепкого парня приняли в Качинскую военную авиационную школу, после окончания которой в 1940 году он год прослужил в Белоруссии в составе 4-го ИАП, вооруженном И-153.

В первый день войны на И-153 он сделал несколько боевых вылетов на штурмовку, а на третий день полк перестал существовать: материальная часть была полностью уничтожена.

После переформирования Амет-хан попал в систему ПВО г. Ярославля. Свою первую победу ему удалось одержать 31 мая 1942 г., когда, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил Ю-88, ударив его левым крылом снизу. При ударе "Харрикейн" Амет-хана застрял в загоревшемся "юнкерсе" так, что крыло бомбардировщика, снеся фонарь, наглухо закрыло Амет-хана в кабине. К счастью, ему удалось руками (!) оттолкнуться от вражеской машины и выпрыгнуть из падающих обломков с парашютом.

В августе 1942 г. 4-й иап, в составе которого сражался Амет-хан, приступил к боевой работе на Сталинградском фронте. Быстро освоив новый для себя Як-7Б и одержав в августе-сентябре несколько побед, Амет-хан снискал славу сильного, не знающего страха воздушного бойца.

Человек общительный и остроумный, он сразу становился душой компании. Амет-хана, или Аметку, как звали его товарищи, хорошо знали в войсках, его запоминающееся сказочное имя стало легендарным, синонимом непобедимого искусного истребителя и блестящего, неистощимого остроумца. Взыскательная солдатская память донесла до нас некоторые его каламбуры. "Пересаживаемся с ишака на жеребца", - шутил он при переучивании на новый самолет.

"Полк без Амет-хана, что свадьба без музыки", - говорили о нем соратники. Отличаясь своим особенным, то мягким и вкрадчивым, то резким и яростным летным почерком, он и на земле умел сохранять свой неповторимый стиль во всем, даже во внешности и одежде. Невысокого роста, чуть сутулящийся, коренастый, подвижный, с черными, словно завитыми, кудряшками волос, он внимательно, редко мигая, смотрел на собеседника карими глазами. Очень любил шахматы. Если шахматистов не оказывалось, с удовольствием играл в шашки и домино. Даже тогда, в сорок втором, он носил модные по тому времени брюки-галифе с напуском на голенища вычищенных до блеска сапог, длинную гимнастерку из довоенного коверкота и вечный, казалось, неснимаемый реглан... Настороженный и нервный перед вылетом, он волновался, ожидая ракету, менялся в лице, но в воздухе любые колебания исчезали, в небе он становился яростным и решительным, не знающим малейших сомнений бойцом.

После короткого пребывания в спецгруппе Еременко, созданной для борьбы с немецкими асами, где Амет-хан в одном бою сбил два "сто девятых", сам был сбит и вновь выбросился с парашютом, его вместе с Борисовым и Лавриненковым перевели в 9-й гиап, которому командование готовило ударную роль. В составе полка воевали многие прославленные летчики: Л.Л.Шестаков, М.Д. Баранов (24 победы), В.Д. Лавриненко (35+11), А.В. Алелюхин (40+17), П.Я.Головачев (26).

По прибытии в полк Амет-хан был назначен заместителем комэска три И. Королева, а после назначения последнего штурманом полка стал командиром эскадрильи "желтоносых".

"Как летчик, отлично владеющий самолетом Як-1, Амет-хан не имеет себе равных. Как командир, он требователен к себе и подчиненным", - так отозвался о нем Л. Шестаков - сам прекрасный боец, командир и тактик, имевший в подчинении лучший на то время истребительный полк. Высокая оценка была у них взаимной. В. Лавриненков вспоминал, как после полета в зону вместе с Шестаковым "трехжильный" Султан упал на землю, раскинув руки, произнес: "Наш командир не лев и не сокол, он чистый дьявол".

В октябре-декабре 1942 г. эскадрилья Амет-хана была нацелена на уничтожение транспортной авиации противника, снабжавшей продовольствием и боеприпасами окруженные под Сталинградом войска. Уже не в первый раз в одном вылете он сбил тогда 2 Ю-52 и позднее Хе-111.

...15 марта 1943 г., атаковав, невзирая на прикрытие, ведущего большой группы "юнкерсов", сблизившись с ним до 20-30 метров и сбив его длинной очередью, ушел от атак вражеских истребителей. В этом бою бывший в составе его четверки П. Коровкин таранил Ю-88 и погиб. Разъяренный Амет-хан набрал высоту и на обратном пути, в одиночку, с пикирования атаковал пару Ме-109 и сбил ее. "Высота - ключ к победе, - писал он в "Сталинских крыльях". - Тот, кто выше, может в любую минуту спикировать на вражеский самолет и, развив большую скорость, достичь его". Над переправами через Дон в июле 1943 г. он сбивает 2 Хе-111, еще 2 самолета подбивает, и те со снижением уходят в сторону Азовского моря. К моменту переучивания на "Аэрокобру" на счету Амет-хана 11 личных и 19 групповых побед.

20 августа в р-не Калиновки под Таганрогом он сбивает 2 Ю-87. На следующий день, атакуя в лоб, - Ю-88, а через несколько минут заходом сзади - снизу- Хе-111. Его эскадрилья сбила тогда 6 бомбардировщиков противника, и наблюдавший бой командующий фронтом Ф. Толбухин наградил Амет-хана орденом Красного Знамени.

С 1942 г. и до начала 1944 г. большинство своих вылетов он проводил в паре с И. Борисовым, лично и в группе сбил 23 самолета противника. В январе 1944 г. летчики посадили на свой аэродром немецкий связной самолет Физлер "Шторьх". Неугомонный Султан, осмотревшись в кабине, уже через несколько минут поднял его в воздух...

8 февраля 1944 г., в районе Борислава сбив свой седьмой Хе-111, он стал рекордсменом по уничтожению бомбардировщиков этого типа. Надо заметить, что с середины 1943 г. Хе-111 нес усиленное вооружение - до четырех спаренных установок для стрельбы назад и был исключительно грозной машиной. Свою последнюю победу зам. командира полка по ВСС гвардии майор Амет-хан Султан одержал прямо над аэродромом Темпельхоф, сбив ФВ-190.

Он провел 603 боевых вылета, в 150 воздушных боях лично сбил 33 и в группе 19 самолетов противника.

После войны направленный в академию по настоянию командования, Амет-хан не мог заставить себя учиться, несколько раз убегал оттуда, возвращался в полк. Вынужден был уйти в январе 1946 года из армии, демобилизовался в звании подполковника.

Летом 1946 года Амет-Хан был принят на работу в летно-исследовательский институт НИИ ВВС.

После войны ас стал летчиком-испытателем. В ЛИИ он пользовался уважением и популярностью не меньшим, чем на фронте.

В его послужном списке крайне рискованные полеты по отработке системы управления беспилотных самолетов-снарядов КС-1. В 1961 г. ему было присвоено звание заслуженного летчика-испытателя СССР.

Амет-хан погиб при испытаниях самолета Ту-16ЛЛ 1 февраля 1971 г.

Дважды Герой Советского Союза (24.8.43; 29.6.45). Награжден 3 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденами Александра Невского, Отечественной войны 1-й cт., Красной Звезды, "Знак Почета", медалями.
 


Список побед Султана Амет-Хана.

 

тип

Дата

Тип сбитого самолета

Место

Примечание

1. личная 31.05.42 Ю-88 Ярославль тараном
* в группе 06.07.42 Ме-109 Большая Слепуха  
* в группе 06.07.42 Ме-109 Ивановка  
* в группе 08.07.42 Ме-109 Колобино-Архангельское  
* в группе 08.07.42 Ме-109 Колобино-Архангельское  
* в группе 08.07.42 Ме-109 Колобино-Архангельское  
* в группе 08.07.42 Ме-109 Колобино-Архангельское  
* в группе 09.07.42 Ме-109 Ольховка  
* в группе 10.07.42 Ме-109 Замятино  
2. личная 21.07.42 Ме-109 Большая Верейка  
* в группе 21.07.42 Ме-109 Большая Верейка  
* в группе 21.07.42 Ме-109 Большая Верейка  
* в группе 21.07.42 Хе-113 Большая Верейка  
* в группе 23.07.42 Ю-87 С Привалы  
3. личная 23.08.42 МЕ-109 Ю Заплавное  
4. личная 02.09.42 Ме-109 Красноармейск  
5.   03.09.42 МЕ-109 Верхняя Ахтуба  
6.   03.09.42 Ме-109 Демидово  
7.   07.09.42 Ме-109 Акатовка  
* в паре 08.09.42 Ме-109 Грачи  
* в группе 09.09.42 Ю-88 Садовая  
* в группе 11.09.42 Ю-88 Сталинград  
* в паре 14.09.42 ФВ-189 Акатовка  
* в группе 14.09.42 Ю-88 сев. окраина Сталинграда  
* в группе 14.09.42 Ме-109 южная окраина Сталинграда  
* в группе 15.09.42 Ме-109 Рыбзавод (Сталинград)  
8. личная 15.09.42 Ме-109 Рынок (Сталинград)  
9.   13.12.42 Хе-111 Бузиновка-Петровский  
10.   21.03.43 Ме-109 Батайск  
11.   22.03.43 Ю-87 Ростов  
12.   22.03.43 Ме-109 Ростов  
13.   25.03.43 Ю-87 Ю Койсут  
14.   25.03.43 Ме-109 Ю аэр. Батайск  
15.   22.07.43 Хе-111 С Мариновка  
16.   24.07.43 Хе-111 Куйбышево - Дмитриевка  
17.   20.08.43 Ю-87 Калиновка  
18.   20.08.43 Ю-87 Калиновка  
19.   21.08.43 Ю-88 Успенская  
20.   21.08.43 Хе-111 ЮВ Успенская  
21.   02.10.43 Ю-88 Ворошиловка  
22.   06.10.43 Ме-109 Большой Токмак  
23.   10.10.43 Ю-87 Пришиб  
24.   08.02.44 Ю-88 З Берислав  
25.   13.03.44 Ме-109 СВ Очаков  
26.   22.03.44 Ю-52 В Александровка  
27.   24.04.44 ФВ-190 В м. Херсонес  
28.   14.01.45 ФВ-190 В Гумбиннен  
29.   16.01.45 ФВ-190 Гумбиннен  
30.   16.01.45 ФВ-190 Гумбиннен  
31.   18.01.45 ФВ-190 Гумбиннен  
32.   13.04.45 Ме-109 Гросс-Хюбникен  
33.   29.04.45 ФВ-190 аэр. Темпельхоф  


  Ла 7 Амет-Хана, Май 1945 г. Аэродром Темпельхоф


(с) М. Жирохов, 2003-09-14



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100