Родился 29 августа 1905 года в селе Мачеха Вологодской
области (Россия) . С 1927 года служил в
Красной Армии (кавалерия),
затем окончил школу пилотов. На 1938 год а звании капитана служил командиром
отряда 57-й ИАЭ 142-й ИАБ Белорусского военного округа.
С 26 марта по 5 августа 1938 года участвовал в
гражданской войне в Испании, где летал на И-15.Однао
удалось ему совершить только 10 боевых вылетов и
поучаствовать в 1 воздушном бою.
23 мая 1938 года в ходе очередного боевого вылета
был сбит зенитным огнем и спасся на парашюте, но получил сильные ожоги.
Вот как описывает этот момент известный в
советское время исследователь испанской войны Г.К.Семенов
в книге "От Барселоны до Прохоровки":
"…В тот день на реке Сегре в районе Лериды намечалось наступление
республиканцев. В задачу советских летчиков-добровольцев входило
прикрытие контратакующих частей с воздуха, а перед возвращением на базу
– штурмовка позиций врага. Свою задачу они выполнили, но при штурмовке
на малой высоте фашистский пулемет подбил машину Ивана Анащенко…Попадание
пришлось в бак, залило бензином, он задыхался.
Выйдя из атаки, Анащенко развернулся и пошел на свою базу с набором
высоты. Но едва успел подняться метров на 500, как самолет
воспламенился. Огнем охватило и пилота.
Как он отстегнул ремни – не помнит. Резко подал вперед до отказа ручку
управления самолетом, и его выбросило из кабины, которая в то время не
закрывалась. На летчике горело обмундирование. Анащенко спасло то, что
он был одет в теплую куртку и брюки из кожи. И все же у него сильно
обгорели руки, а местами – ноги и лицо. Он был в летных очках, они
защитили глаза от огня.
Около каталонской деревушки Анащенко опустился с парашютом на верхушку
дерева. Испанские крестьяне стояли возле своих домов, наблюдали за
воздушным боем, однако подойти к горящему летчику не торопились – не
знали, кто он – фашист или республиканец? Наконец Анащенко частично сбил
с себя пламя и попытался освободиться от парашюта. Тогда испанцы
осторожно приблизились к нему и стали что-то говорить друг другу.
- Я русский! – крикнул им Анащенко.
По-видимому, они поняли его, потому что бросились помогать освобождаться
от ремней парашюта, с восторгом повторяя:
- Камарада руссо!
Они стащили с Анащенко тлеющую кожаную одежду, и повели в деревню. Зашли в ближайший дом, принялись чем-то смазывать
и перевязывать ожоги, угощали вином."
В результате были полтора месяца,
проведенные в госпитале и отправка на
родину. Тем не менее, летчика наградили орденом
Красного Знамени (22.2.1939) и повысили в звании до
майора. Служил в Закавказском военном
округе. С апреля 1940 года стал командовать 133-м ИАП.
Во главе своего полка участвовал в Великой Отечественной войне с июня
1941 года. Летая на ЛаГГ-3, воевал на Калининском фронте. С января по
июнь 1942 учился в Военной академии командного состава в Чкалове. После
окончания академии, с июня 1942 года по январь 1943 года был командиром
774-го ИАП на Калининском и Юго-Западном фронте, защищал Сталинград.
Затем, с января 1943 по июнь 1944 года исполнял обязанности заместителя
командира 287-й ИАД, участвовал в воздушных
сражениях на Кубани, воевал на Юго-Западном и Центральном фронте. С июня
по август 1944 года командовал 9-м ГИАП. Был ранен и до февраля 1945
года лечился в Центральном госпитале Москвы.