Он родился 30 октября 1921 г. в деревне Авсимовичи
Бобруйского уезда Могилевской губернии. С 4-х лет воспитывался дедом и
бабкой. Стремясь дать внуку образование, дед отвез 12-летнего паренька в
Бобруйск, где он окончил 9 классов и аэроклуб. Его летные способности были
замечены, и, не успев закончить 10-й класс, юноша был направлен в Одесскую
военную авиационную школу. В школе Архипенко сразу проявил характер,
настояв, чтобы его зачислили в эскадрилью И-16, и наотрез отказался
обучаться на И-15. Сомнения приемной комиссии основывались на
невнушительном внешнем виде курсанта. Невысокого роста и худенький, он
был, однако, хорошим стайером и футболистом. В октябре 1939 г. мл.
лейтенант Архипенко в числе других 11 выпускников летной школы был
направлен "для дальнейшего прохождения службы" в 17-й иап, базировавшийся
в районе Ковеля и вооруженный "чайками".
"В первый день войны аэродром Велицк бомбили 4 раза группы по 40-60
бомбардировщиков. Можно представить, какой страх и ужас царили на
аэродроме - многие летчики и техники стали седыми", - вспоминал Федор
Федорович. В тот день ему выпало быть оперативным дежурным по аэродрому,
на младшего летчика произвели неизгладимое впечатление выдержка и выправка
зам. командира 13-й сад героя Испании Ивана Лакеева, прилетевшего на
аэродром около полудня и взявшего в свои руки руководство
деморализованными полками. Когда около 16 часов Лакеев отпустил его с КП,
он по собственной инициативе выполнил первый полет в военном небе; прошел
от Бреста до Равы-Русской, попал под огонь зенитной артиллерии и, встретив
незнакомый И-153, привел его на свой аэродром... Через несколько дней в
полку осталось 6 самолетов, и Архипенко в числе других оставшихся в живых
летчиков 17-го иап попал в Ростов-на-Дону, где наскоро переучился на
ЛаГГ-3. Выполнив зачетный полет первым, он был назначен на дежурство в
готовности № 1 и отдежурил в кабине двое суток непрерывно, к концу не то
засыпая, не то теряя сознание, - о дежурном звене просто забыли. Когда на
третьи сутки командир дал команду вылезти из самолетов, на аэродроме
появился командующий ВВС округа и, не вникая в детали, приказал быстренько
расстрелять все звено. Под пистолетом растерянного порученца, кому были
вменены обязанности палача, Архипенко не потерял присутствия духа, а
поддерживал своих товарищей, вселяя надежду, что расстреливать не будут -
отправят на фронт. И действительно, командир полка майор Дервянов
решительно вступился за летчиков, добился отсрочки исполнения абсурдного
приговора и нашел в себе мужество проигнорировать его.
В августе 1941 г. 17-й иап был направлен под Киев. Здесь Архипенко одержал
свои первые победы. В воздушной схватке над Кременчугом сбил Ме-109 и
подбил другой самолет, с дымом ушедший за Днепр. Через несколько дней на
прикрытии бомбардировщиков он сбил Хе-112 (интересно откуда - румынов в
этом районе просто не было), ярко вспыхнувший после прицельной очереди, а
еще через день по всем правилам (огонь по стрелку, затем по моторам) сбил
Ю-88.
15 октября при штурмовке частей противника в районе Сум был подбит самолет
И. Савина, и тот совершил вынужденную посадку на территории, занятой
противником. Замыслив спасти товарища, Архипенко приземлил свою машину
рядом, но на пробеге подломилось шасси... 10 дней переодетые в гражданскую
одежду летчики пробирались через немецкие тылы к линии фронта, однажды
даже были остановлены патрулем, но белорусская речь Архипенко и их
мальчишеский вид обманули бдительных немцев. В холщовой рубахе, босиком,
выходил с оккупированной территории худенький юноша, которому было суждено
уничтожить несколько эскадрилий Люфтваффе. В канун своего 20-летия он
пересек линию фронта и после короткой проверки СМЕРШем вернулся в родной
полк.
Вскоре 17-й иап вместе с 508-м и 438-м иап вошли в состав 205-й иад,
которой в то время командовал подполковник Е. Савицкий. Летом 1942 г.
Архипенко после десятиминутного инструктажа впервые взлетел на Як-1.
Первый же вылет на новой для него машине оказался боевым - сопровождение
Ил-2. Однако "як" в полку был всего один, и весь 1942 г., всю
Сталинградскую битву, Архипенко летал на ЛаГГе с бортовым номером 4.
Под Сталинградом Архипенко провел несколько исключительных по своей
сложности и важности разведок: одну - под Калачом, в условиях крайне
ограниченной видимости, другую - в районе Ворошиловграда, покрыв
расстояние, превышающее расчетную дальность полета. Из второй разведки он
вернулся в режиме планирования, перетянув через Дон, разделявший советские
и немецкие войска, на высоте нескольких десятков метров и посадив машину
на снег... В январе 1943 г. он "нашел" ушедшие в прорыв части 3-й танковой
армии, за что командарм П. Рыбалко лично наградил его орденом
Отечественной войны 2-й степени... В апреле 1943 г. в Новокузнецке полк
был перевооружен на Як-7Б и летом с аэродрома под Прохоровкой принимал
участие в Курской битве, где комэск лейтенант Архипенко сбил 12 самолетов.
На земле во время налета немецкой авиации он был ранен в ногу и руку (речь
шла даже об ампутации руки). Однако, несмотря на такое тяжелое ранение,
выбыл из строя всего лишь на две недели. В июле 508-й иап, где он тогда
воевал, вновь был перевооружен теперь на "Аэрокобры". Вскоре после
переучивания командование "махнуло" непокорного комэска Архипенко на
другого своенравного аса - П. Чепиногу, воевавшего в 27-м иап (129 гиап).
Архипенко принял 1-ю эскадрилью полка, где его замом недолго был
выдающийся советский ас Н. Гулаев. Парой они провели лишь один бой, в
котором сбили по самолету: Гулаев - Ме-109, Архипенко - Ю-87... К концу
октября 1943 г. ему удалось выпестовать сильную эскадрилью, где особенно
выделялась шестерка: Архипенко - Бургонов, Королев - Мариинский, Лусто -
Глотов. Полк, где воевал Архипенко, возглавляли известные асы - В. Бобров,
затем В. Фигичев. Под их командованием Архипенко провел эскадрилью с
минимальными потерями через сражение за Днепр, жестокие бои в Молдавии,
Румынии, Польше, Чехословакии, Германии.
Сам Федор Федорович на всю жизнь запомнил один бой под Воронежем: "Во
время этого воздушного боя при лобовой атаке летчик Ме-109 выстрелил, и я
видел, как вылетел трассирующий снаряд, и услышал удар, как ложится шар в
лузу при игре в биллиард. На встречных курсах мы проскочили друг от друга
в 4-5 метрах. Снаряд прошел между моей рукой и правым боком, ударил возле
бронеспинки в шпангоут, где выгорела дырка диаметром 10 сантиметров...
Если бы у немца не кончился боезапас, он мог бы очередью перерезать меня".
23 марта 1944 г. четверка Архипенко схватилась в тяжелом бою с несколькими
десятками "лаптежников", сбила 8 немецких самолетов. Горючее было
выработано полностью, и летчики приземлили самолеты неподалеку - на берегу
Днестра. Одна из жительниц близлежащей деревеньки пригласила офицеров к
себе, от души угостила их нехитрой снедью, посетовав, к слову, что немцы
увели корову. Бравый комэск, растроганный рассказом хлебосольной селянки,
дал ей 700 рублей, и та, не откладывая, привела на свой двор корову,
которую купила по соседству. Случай этот стал широко известен, и до конца
войны Архипенко доводилось принимать в воздухе шутливые радиограммы, вроде
такой: "Десятка (позывной, по бортовому номеру)! Вижу стадо коров и твою
Буренку"...
Весенние бои 1944 г. в Молдавии складывались для летчика счастливо, он
сбил 11 самолетов противника. Это был уже изощренный воздушный боец и
тонкий тактик. Незаурядная летная одаренность, проявившаяся еще в
аэроклубе, обернулась к тому времени высочайшим мастерством пилотирования.
"Уже где-то к лету 1943 г. я обрел уверенность, что истребителю меня не
сбить, - вспоминал Архипенко, - я мог упредить любой его маневр,
перетерпеть большую перегрузку, опередить в принятии решения. Другое дело
бомбардировщик: преследуя его, порой сам становишься мишенью, и тут вопрос
в точности и неожиданности атаки..."
Свои последние боевые вылеты замкомандира 129-го гиап по ВСС гвардии майор
Архипенко провел в паре с Б. Головановым, сменившим Н. Бургонова, чей
самолет был сбит в районе Ясс зенитным огнем. Над Польшей он одержал свою
последнюю победу, а последний вылет выполнил в небе Германии.
Всего за войну Архипенко совершил 467 боевых вылетов, из них 235 - на
И-153, ЛаГГ-3 и Як-1, 69 - на Як-7Б и 163 - на "Аэрокобре", провел более
30 штурмовок, в 102 воздушных боях сбил лично 30 и в группе 14 самолетов
противника. Сам сбит не был. Среди уничтоженных им машин: 3 Хе-111, 2
Ю-88, До-215, Хш-129, "Савойя-Маркетти", около двух десятков Ю-87, один
Хе-112, несколько Ме-109 и ФВ-190.
Один из сильнейших советских летчиков-истребителей, официально одержавший
30 личных и 14 групповых побед [интересно,
что известный исследователь М. Быков насчитал по документам 16 групповых
побед, что и отражено в данном списке побед]. При этом из 12 неприятельских самолетов,
сбитых им в Курской битве, лишь 2, уничтоженных прямо над своим
аэродромом, по волюнтаристскому решению командира полка, были записаны на
личный счет летчика, остальные зачли как групповые. Это было явной
несправедливостью, но, к сожалению, именно так командир среагировал на
принципиальность младшего лейтенанта. И хотя уже в августе 1943 г. на
счету Архипенко было 11 личных и 12 групповых побед, высшую степень
отличия он получил только после войны, а последний боевой орден - Красного
Знамени (4-й!), нашел его спустя почти полвека... Характер и фронтовая
судьба Архипенко во многом сходны с судьбой Покрышкина: те же беззаветное
служение Родине, отказ от приспособленчества и принципиальность в ущерб
личным интересам, те же несгибаемая твердость и мужество, с каким он
сносил и ратные тяготы и несправедливость. Так же, как Покрышкин,
Архипенко одержал свои первые победы в первые дни войны, так же после
неудачной попытки вывезти товарища выходил с территории, занятой немцами,
так же подвергался гонениям за новаторство и независимость суждений, так
же был обойден официальным признанием побед и наградами и так же
неколебимо верил, что "счет войны - главный..."
Полковник Архипенко служил в ВВС до 1959 г. В июне 1945 г. он окончил
краткосрочные курсы, а в 1946 г. стал слушателем 23 приема ВВА. Вместе с
ним в академию тогда были приняты Г. Речкалов, Д. Глинка, А. Колдунов, В.
Попков и другие известные асы. В начале 50-х гг. Архипенко освоил
реактивную технику: летал на МиГ-15, МиГ-17, МиГ-21. В одном из
тренировочных полетов с самолета сорвало фонарь и летчик получил тяжелую
травму, но он нашел в себе силы приземлить поврежденную машину.
В 1968 г. он окончил Московский инженерно-экономический институт.
Был жив в 1995 году.
Герой Советского Союза (27.6.45). Награжден орденом Ленина, 4 орденами
Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й и 2-й ст., Красной
Звезды, медалями.
СПИСОК ПОБЕД АСА
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
17.08.41 |
Хе-113 |
17 иап |
2. |
|
20.08.41 |
Ю-88 |
|
* |
в паре |
14.09.41 |
Хе-111 |
|
* |
в паре |
07.06.42 |
Ю-87 |
|
3. |
личная |
20.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
08.08.42 |
Ме-109 |
|
4. |
личная |
09.01.43 |
Ме-109 |
508 иап |
* |
в паре |
03.02.43 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
28.02.43 |
Хш-126 |
|
5. |
личная |
28.02.43 |
ФВ-189 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
в группе |
07.07.43 |
Ме-109 |
|
6. |
личная |
08.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
в группе |
08.07.43 |
Хе-111 |
|
* |
в группе |
08.07.43 |
Хе-111 |
|
7. |
личная |
09.07.43 |
Ю-87 |
|
8. |
|
24.10.43 |
Ю-87 |
129 гиап |
9. |
|
30.10.43 |
Ю-87 |
|
10. |
|
15.12.43 |
Ю-87 |
|
11. |
|
15.12.43 |
Ю-87 |
|
12. |
|
08.01.44 |
Ме-109 |
|
13. |
|
10.01.44 |
Ю-87 |
|
14. |
|
17.01.44 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
19.03.44 |
ФВ-190 |
|
15. |
личная |
19.03.44 |
ФВ-190 |
|
16. |
|
21.03.44 |
Ю-87 |
|
17. |
|
26.03.44 |
Ю-87 |
|
18. |
|
30.03.44 |
Ю-87 |
|
19. |
|
15.04.44 |
ПЗЛ-24 |
|
20. |
|
17.04.44 |
Ме-109 |
|
21. |
|
04.05.44 |
ФВ-190 |
|
22. |
|
07.05.44 |
Ме-109 |
|
23. |
|
30.05.44 |
Ме-109 |
|
24. |
|
31.05.44 |
Ме-109 |
|
25. |
|
01.06.44 |
Хш-129 |
|
26. |
|
02.06.44 |
Ю-87 |
|
27. |
|
06.06.44 |
Ме-109 |
|
28. |
|
11.08.44 |
ФВ-190 |
|
29. |
|
17.08.44 |
ФВ-190 |
|
30. |
|
17.01.45 |
ФВ-190 |
|
(с) М.Жирохов, 2003, 2007