Уголок неба ¦ Архипов Николай Арсеньевич

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Архипов Николай Арсеньевич
       
Годы жизни: 1918 - 2003

Николай Архипов родился 23 Октября 1918 года в деревне Пученково, ныне Брейтовского района Ярославской области, в семье крестьянина. По окончании 7 классов и школы ФЗУ работал на Волжском машиностроительном заводе в городе Рыбинске.

В 1933 году в город прилетел первый самолет У-2 и встревожил души всех мальчишек. Появление авиации в начале 30-х было захватывающим фактом, воздушная техника была интереснее уже освоенной наземной армейской и гражданской техники. В новообразовавшийся Аэрофлот принимали на обучение только совершеннолетних или, в крайнем случае, призывников, 21 - 22-летних парней. Николаю тогда не было еще и 15 лет, но он твердо решил пойти именно в авиацию. При помощи знакомого врача, который знал их многодетную семью ( 16 детей ) и прибавил Николаю лишних 3 года, ему разрешили учиться летать. В 1939 году Архипов был призван в ряды Советской Армии и спустя год окончил Сталинградскую военную авиационную школу летчиков.

Война застала его Лейтенантом, летчиком - истребителем самолета И-16. Как наиболее опытный пилот, он был ведущим в выполнении ответственных заданий в напряженных участках по прикрытию войск Западного фронта. Защищал Москву, участвовал в оборонительных операциях в Крыму, бился на Курской Дуге. За это время Николай многое пережил и многое испытал. Несколько раз был сбит в воздушных боях, ранен, контужен.

Однажды над Керченским проливом ему пришлось покинуть самолет, но фонарь кабины заклинило. В голове стремительно пронеслись варианты, которые можно было использовать для спасения. Боялся Николай не столько за себя, сколько за оставшихся в тылу мать, младших сестренок и братишек, которые были у него на попечении. И тут, как говорится, Бог помог. Самолет разбился, но благодаря отстегнутому для прыжка привязному ремню пилот чудом остался жив. Поверить в это до сих пор трудно...

К середине Июня 1943 года командир эскадрильи 32-го ИАП ( 256-я ИАД, 2-я ВА, Воронежский фронт ) Капитан Архипов совершил 275 боевых вылетов, участвуя в 134 воздушных боях, сбил 11 самолетов противника лично и 8 - в составе группы. 28 Сентября 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Затем Николай Арсентьевич участвовал в операции по уничтожению Курляндской группировки немецких войск в Прибалтике Маршалом Баграмяном. Войну окончил в составе 265-го ИАП, в звании Майора. Совершив к тому времени 382 боевых вылета и участвуя в 148 воздушных боях, он уничтожил 20 самолетов противника лично и 8 - в группе.

О Победе Архипов узнал еще за 3 дня, когда был вызван к командующему 15-й Воздушной Армии по вопросу ведения фронтов авиации в направлении Любавы. А 9-го Мая 1945 года, примерно в три часа, в Литве, 30 - 40 километров западнее Шауляй, летчиков разбудил артиллерийский залп, известивший подписание договора о капитуляции фашистской Германии. Сразу после этого ликование охватило военнослужащих на аэродроме Жемоле 336-й дивизии и двух полков - 163-го и 265-го. Было решено послать Николая и еще одного человека за французским трофейным шампанским для девчат из роты связи, самых красивых девушек полка. Отпраздновали торжество Победы на славу...

После войны продолжил службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие летно - тактические курсы, а в 1953-м - КУОС при Военно - Воздушной Академии. С 1955 года служил в Войсках ПВО Страны. С 1973 года Полковник Архипов - в запасе.

В настоящее время живет в гор. Ростов - на - Дону, работает начальником штаба Гражданской Обороны, ведет большую работу по воспитанию школьников - юноармейцев. Награжден Орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Отечественной войны 1-й Степени ( дважды ), Красной Звезды ( дважды ), многими медалями.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Часть
* в паре 23.07.41 Ме-109 32 иап
* личная 25.07.41 Ю-87  
* тройкой 06.10.41 Хш-126  
* тройкой 02.12.41 Ме-109  
* личная 09.08.42 Ме-110  
*   12.07.43 Ме-109  
*   14.07.43 Ме-109  
*   14.07.43 Ме-109  
*   16.07.43 Хш-123  
*   16.07.43 Хш-123  
*   14.09.44 ФВ-190 Упр. 336 иад
*   24.09.44 ФВ-190  
*   24.09.44 ФВ-190  
*   05.03.45 ФВ-190 265 иап




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100