Николай Архипов
родился 23 Октября 1918 года в деревне
Пученково, ныне Брейтовского района
Ярославской области, в семье
крестьянина. По окончании 7 классов и
школы ФЗУ работал на Волжском
машиностроительном заводе в городе
Рыбинске.
В 1933 году в город
прилетел первый самолет У-2 и встревожил
души всех мальчишек. Появление авиации в
начале 30-х было захватывающим фактом,
воздушная техника была интереснее уже
освоенной наземной армейской и
гражданской техники. В
новообразовавшийся Аэрофлот принимали
на обучение только совершеннолетних или,
в крайнем случае, призывников, 21 - 22-летних
парней. Николаю тогда не было еще и 15 лет,
но он твердо решил пойти именно в
авиацию. При помощи знакомого врача,
который знал их многодетную семью ( 16
детей ) и прибавил Николаю лишних 3 года,
ему разрешили учиться летать. В 1939 году
Архипов был призван в ряды Советской
Армии и спустя год окончил
Сталинградскую военную авиационную
школу летчиков.
Война застала его
Лейтенантом, летчиком - истребителем
самолета И-16. Как наиболее опытный пилот,
он был ведущим в выполнении
ответственных заданий в напряженных
участках по прикрытию войск Западного
фронта. Защищал Москву, участвовал в
оборонительных операциях в Крыму, бился
на Курской Дуге. За это время Николай
многое пережил и многое испытал.
Несколько раз был сбит в воздушных боях,
ранен, контужен.
Однажды над Керченским
проливом ему пришлось покинуть самолет,
но фонарь кабины заклинило. В голове
стремительно пронеслись варианты,
которые можно было использовать для
спасения. Боялся Николай не столько за
себя, сколько за оставшихся в тылу мать,
младших сестренок и братишек, которые
были у него на попечении. И тут, как
говорится, Бог помог. Самолет разбился,
но благодаря отстегнутому для прыжка
привязному ремню пилот чудом остался
жив. Поверить в это до сих пор трудно...
К середине Июня 1943 года
командир эскадрильи 32-го ИАП ( 256-я ИАД, 2-я
ВА, Воронежский фронт ) Капитан Архипов
совершил 275 боевых вылетов, участвуя в 134
воздушных боях, сбил 11 самолетов
противника лично и 8 - в составе группы. 28
Сентября 1943 года ему было присвоено
звание Героя Советского Союза.
Затем Николай
Арсентьевич участвовал в операции по
уничтожению Курляндской группировки
немецких войск в Прибалтике Маршалом
Баграмяном. Войну окончил в составе 265-го
ИАП, в звании Майора. Совершив к тому
времени 382 боевых вылета и участвуя в 148
воздушных боях, он уничтожил 20 самолетов
противника лично и 8 - в группе.
О Победе Архипов узнал
еще за 3 дня, когда был вызван к
командующему 15-й Воздушной Армии по
вопросу ведения фронтов авиации в
направлении Любавы. А 9-го Мая 1945 года,
примерно в три часа, в Литве, 30 - 40
километров западнее Шауляй, летчиков
разбудил артиллерийский залп,
известивший подписание договора о
капитуляции фашистской Германии. Сразу
после этого ликование охватило
военнослужащих на аэродроме Жемоле 336-й
дивизии и двух полков - 163-го и 265-го. Было
решено послать Николая и еще одного
человека за французским трофейным
шампанским для девчат из роты связи,
самых красивых девушек полка.
Отпраздновали торжество Победы на славу...
После войны продолжил
службу в ВВС. В 1948 году окончил Высшие
летно - тактические курсы, а в 1953-м - КУОС
при Военно - Воздушной Академии. С 1955
года служил в Войсках ПВО Страны. С 1973
года Полковник Архипов - в запасе.
В настоящее время живет
в гор. Ростов - на - Дону, работает
начальником штаба Гражданской Обороны,
ведет большую работу по воспитанию
школьников - юноармейцев. Награжден
Орденами Ленина, Красного Знамени (
трижды ), Отечественной войны 1-й Степени
( дважды ), Красной Звезды ( дважды ),
многими медалями.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
в паре |
23.07.41 |
Ме-109 |
32 иап |
* |
личная |
25.07.41 |
Ю-87 |
|
* |
тройкой |
06.10.41 |
Хш-126 |
|
* |
тройкой |
02.12.41 |
Ме-109 |
|
* |
личная |
09.08.42 |
Ме-110 |
|
* |
|
12.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
14.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
14.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
16.07.43 |
Хш-123 |
|
* |
|
16.07.43 |
Хш-123 |
|
* |
|
14.09.44 |
ФВ-190 |
Упр. 336 иад |
* |
|
24.09.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
24.09.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
05.03.45 |
ФВ-190 |
265 иап |
|