Родился 26 июля 1919 г. в селе Алексеевка Екатеринославской губернии (ныне
Никопольского района Днепропетровской области), в семье крестьянина. Окончил
Запорожский педагогический институт и одновременно аэроклуб. Работал учителем
химии и биологии. На время ВОВ был вынужден сделать перерыв в своих занятиях,
чтобы обменяться с врагом смертельными уроками воздушного боя.
В апреле 1942 г. Бабак окончил Сталинградскую военную
авиационную школу и уже в мае прибыл на Крымский фронт, в 45-й
иап (с 18 июня 1943 г. - 100 гиап), которым командовал И. Дзусов.
Худенький интеллигентный сержант не показался командиру полка,
и тот едва не отправил его прочь. Помогло заступничество Героя
Советского Союза Д. Калараша, принявшего смуглого новичка за
соплеменника - цыгана. А тут еще Д. Глинка неожиданно
предложил Бабаку стать его ведомым.
Летчики полка воевали тогда на Як-1, выполняя задачи по
прикрытию наземных войск, сопровождению и штурмовке.
Перелетая все восточнее, полк участвовал в боях на Южном, Северо-
Кавказском, Закавказском фронтах. В этих боях сержант Бабак сбил
свой первый Ме-109.
19 сентября 1942 г. личный состав полка был выведен с фронта на
отдых, пополнение и переучивание. В декабре 1942г. летчики
освоили "Киттихауки", а в начале 1943 г. - "Аэрокобры"... 9 марта
они приступили к боевой работе с Краснодарского аэродрома.
Бабаку досталась "Аэрокобра" П-39Д-2, заводской номер 41-38416. В
марте он сбил на ней Ме-109 и Ю-87, а в апрельских боях на Кубани,
доходивших до 50 боев в день, уничтожил 14 немецких
истребителей! Наряду с Фадеевым, Покрышкиным, Семенишиным
он был в то время результативнейшим асом Кубанской битвы. Но в
начале мая тяжелая форма малярии надолго выбила лейтенанта
Бабака из строя.
В сентябре, вернувшись в полк, он получил новую "кобру" с
надписью: "От школьников Мариуполя" - и уже в первый боевой
вылет сбил Ме-109. Этот "мессер" он атаковал с 20-30 метров, масло
из развалившегося от пушечной очереди самолета залило фонарь, и
сажать машину пришлось, глядя в боковые стекла фонаря.
Несколько месяцев он летал в паре с молодым летчиком П. Гучеком,
ставшим впоследствии Героем Советского Союза.
В бою над озером Молочное на глазах сотен воинов наземных войск
четверка Бабака в течение минуты сбила четыре Ме-109. Это был его
пятый боевой вылет за день, и переутомление вновь вызывало
обострение болезни.
Весной 1944 г. после возвращения из госпиталя летчик был назначен
зам. командира по ВСС 100-го гиап. Участвовал в боях под Яссами и
Сандомиром. Обретя форму, результативно сражался в боях
Львовско-Сандомирской операции, сбил 6 немецких самолетов.
В марте 1945 г. гвардии капитан Бабак стал командиром
прославленного "покрышкинского" 16-го гиап. А через несколько
дней в паре с молодым летчиком вылетел на штурмовку в район
города Лаубаш. Мотор в самолете Бабака загорелся над целью, и он
был вынужден выброситься с парашютом.
Иван Ильич попал в плен. Ведомый не смог сориентироваться, и,
несмотря на интенсивные поиски и личный контроль маршала
Конева, не нашли даже упавшего самолета.
Упал на позиции вражеских артиллеристов и в полубессознательном
состоянии, обгоревший, был взят в плен.
- Когда бежал от бани к самолету, ордена свои я не успел нацепить, не до
того было, - вспоминал Бабак. - Ну и решил выдать себя за рядового
летчика. А они слушают мои байки и смеются. Потом дают мне альбом с
фотографиями наших асов-истребителей, где на первом месте красовался
портрет Покрышкина, ну и моя личность там тоже оказалась...
Бабак был отправлен в лагерь для военнопленных. Лечили его там наши люди,
чем могли. В плену Иван Бабак пробыл до конца войны. Благодаря долгим
усилиям Александра Покрышкина, он был найден в одном из лагерей для
интернированных, где бывшие военнопленные проходили проверку, освобожден и
отправлен в полк.
Покрышкин мужественно избавил его от тягостных разбирательств,
но представление ко второй Золотой Звезде не прошло.
За время войны Бабак провел около 300 боевых вылетов, лично сбил
33 и в группе 4 самолета противника.
В 1949 г. гвардии капитан Бабак уволился в запас и вернулся к учительской
деятельности: был директором одной из школ в Бельске, преподавал химию.
Проработал много лет, и никто в школе, ни учителя, ни дети, не знали, что
их преподаватель химии, скромный и немногословный Иван Ильич Бабак, - один из
лучших асов Великой Отечественной войны, лично сбивший 37 вражеских
самолетов. Узнав об этом, на одной из встреч ветеранов 9-й ГвИАД в Киеве,
Александр Покрышкин возмутился: - Ну, знаешь ли, друг любезный, от такой
твоей скромности гордыней и обидой на весь свет отдает. Золотую Звезду
тебе вручили не для того, чтобы ты ее в шкатулке прятал ! Вот тебе
дубликат Звезды, у меня еще есть, и будь добр носить ее и пацанов на
примере своих подвигов воспитывать.
Написал книгу "Звезды на крыльях" (Харьков: "Прапор", 1975 и другие издания).
Герой Советского Союза (1.11.43). Награжден орденом Ленина, 2
орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст.,
Красной Звезды, медалями.
Умер 24 июня 2001 года.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
10.03.43 |
Ю-88 |
45 иап \ 100 гиап |
2. |
|
19.03.43 |
Ме-109 |
|
3. |
|
31.03.43 |
Ме-109 |
|
4. |
|
01.04.43 |
Ме-109 |
|
5. |
|
30.05.43 |
Хе-111 |
|
* |
в паре |
30.05.43 |
Ю-88 |
|
6. |
личная |
23.07.43 |
Ме-109 |
|
7. |
|
31.07.43 |
Ме-109 |
|
8. |
|
04.08.43 |
ФВ-189 |
|
9. |
|
23.08.43 |
Ме-109 |
|
10. |
|
23.08.43 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
24.08.43 |
ФВ-189 |
|
* |
в паре |
27.08.43 |
ФВ-189 |
|
11. |
личная |
30.08.43 |
Ме-109 |
|
12. |
|
30.08.43 |
Ме-109 |
|
13. |
|
31.08.43 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
11.09.43 |
ФВ-189 |
|
14. |
личная |
15.09.43 |
Ю-87 |
|
15. |
|
19.09.43 |
Ме-109 |
|
16. |
|
30.09.43 |
Ме-109 |
|
17. |
|
01.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
03.10.43 |
ФВ-189 |
|
18. |
личная |
10.10.43 |
Ме-109 |
|
19. |
|
03.06.44 |
Ю-87 |
|
20. |
|
03.06.44 |
Ме-109 |
|
21. |
|
05.06.44 |
Ме-109 |
|
22. |
|
14.07.44 |
Ме-109 |
|
23. |
|
15.07.44 |
Ме-109 |
|
24. |
|
16.07.44 |
ФВ-190 |
|
25. |
|
16.07.44 |
ФВ-190 |
|
26. |
|
16.07.44 |
ФВ-190 |
|
27. |
|
18.07.44 |
ФВ-190 |
|
28. |
|
27.07.44 |
Ю-87 |
|
29. |
|
01.08.44 |
ФВ-189 |
|
30. |
|
02.08.44 |
Ю-52 |
|
31. |
|
02.08.44 |
Ю-52 |
|
32. |
|
26.01.45 |
ФВ-190 |
|
33. |
|
04.02.45 |
ФВ-190 |
|
34. |
|
06.03.45 |
Ме-109 |
|
35. |
|
06.03.45 |
Ме-109 |
|