Родился в семье бедняка в деревне Калиновка Херсонской губернии 23 июля 1917
г. Во время голода 14-летним мальчишкой приехал он в Николаев, где поступил в
ФЗУ. Крепкого и спортивного, "классово близкого" парня (братья Баклана погибли в
борьбе с петлюровцами) приняли в аэроклуб, который он окончил в 1936 г. и
получил направление в Одесское военное летное училище.
Он начал службу в 49-м иап под командованием майора Неделина. В 1939г. полк
был направлен на Карельский перешеек, где Баклан совершил 40 боевых вылетов на
И-153, на штурмовку финских войск, был награжден орденом Красного Знамени.
Войну он встретил на западной границе, в кабине истребителя. 23 июня чуть не
погиб при бомбежке - шальная бомбочка-"лягушка" угодила между его спиной и
спинкой кресла. Спас парашют, хотя и весьма необычным образом. Полк потерял
матчасть в первые дни войны и был выведен на переформирование. В июле на Як-1
при штурмовке аэродрома в Новгороде-Северском Баклан сбил на взлете свой первый
"мессер". В августе над Бахмачом уничтожил Хш-126, выбросившийся с парашютом
летчик был взят в плен... К февралю 1942 г., когда Баклан был переведен в 521-й
иап, в эскадрилью И. Клещева, на его счету было 6 побед (3 Ме-109, 2 Ю-88,
Хш-126). В марте, атаковав во главе звена большую группу Ю-87, прикрытых
истребителями, он в долгом маневренном бою сбил Ю-87 и Ме-109 и на высоте около
8000 метров потерял сознание. Придя в себя, сумел вывести самолет из
пикирования. Эволюции были столь резки, что у него лопнули барабанные перепонки.
Через несколько дней, пытаясь взлететь после вынужденной посадки, вдребезги
разбил машину. Невредимый и обескураженный сидел некоторое время в кресле среди
обломков самолета.
В апреле 1942 г. Баклан вместе с Клещевым, Алкидовым, Карначенком и Бабковым
прибыл в Москву, где по штату 015/74 комплектовался из 32 самолетов особый 434-й
иап трехэскадрильного состава.
Летчики полка отличились в боях под Сталинградом, где летом 1942 г. сбили 90
самолетов противника. В день своего 25-летия Баклан сбил Ме-109, сам подвергся
атаке тройки, был ранен в руку, уходил на столь малой высоте, что один из
преследователей задел за землю и взорвался.
В солнечный Февральский день 1942 года звено советских истребителей из 434-го
ИАП одержало победу в воздухе над 27 фашистскими самолетами. Случай уникальный,
вызвавший в те дни
восторженную реакцию не только авиаторов Калининского фронта, но и наших
наземных войск.
В тот день, выполнив боевое задание по защите важного объекта, звено
лейтенанта Алкидова возвращалось на свой аэродром. Внезапно они увидели
большую группу пикировщиков Ju.87, приближающихся к позициям наших
наземных войск. И тройка отважных летчиков - Владимир Алкидов, Андрей
Баклан и Семен Селищев, ринулись на врага. С первой же атаки ими было
сбито 3 "лапотника". Пикировщики моментально развернулись и стали удирать
на запад.
В это время подоспели и Bf.109, их было 9 против 3 наших летчиков. Но
друзья не отступили, они вертелись среди "мессеров" юлой, выжимая из своих
"яков" все возможное, отбивались отчаяно, дерзко, используя лобовые атаки.
В результате Алкидов с Бакланом сбили еще по одному самолету и противник,
потеряв в этом сражении 5 машин - 3 пикировщика и 2 истребителя, оставил
поле битвы... Через несколько дней Командующий Воздушной Армией
М.В.Громов, в торжественной обстановке, вручил отважным летчикам Ордена Ленина.
В начале сентября полк пересадили на Як-7Б. В первом же вылете на новой машине
летчик сбил "экзота" - Макки-200 из состава итальянского экспедиционного
корпуса.
К октябрю на его счету было 400 боевых вылетов, 13 личных и 23 групповые
победы. В конце 1943 г. Баклан переводится в "маршальский", тогда еще 19-й, иап
(176 гиап), на должность комэска три. Здесь на Ла-5ФН он сбил 2 Ме-109, а после
перевооружения на Ла-7 вновь сделал почин: 24 июня 1944 г. сбил ФВ-190. В
июльских боях им было уничтожено ещё 3 истребителя противника.
В начале сентября его эскадрилья, ведомая замкомполка гвардии капитаном И.
Кожедубом, была направлена в Прибалтику для борьбы с неприятельскими
"охотниками". За короткий период их группа сбила 12 вражеских истребителей,
расчистив воздух от любителей молниеносных атак, а эфир - от победных криков
"Хорридо!". В боях был потерян самолет, сбитый огнем зенитной артиллерии. Баклан
невысоко оценивал тактику немецких асов: "Охотники" отнюдь не дураки: когда им
невыгодно, они боя не принимают, а просто уходят. Их собственные атаки всегда
бывали скоротечными: обстреляют - и деру".
Позднее Баклан сражался на Дальнем Востоке, летал над Хинганом, прикрывая
свои войска и штурмуя японские войска.
Гвардии майор Баклан за войну совершил более 700 боевых вылетов, сбил лично 22 и
в группе 23 самолета противника.
После войны командовал полком. В 1952 г. окончил ВВА. Летал на МиГ-15, МиГ-17. С
1963 г. полковник Баклан в отставке. Работал в управлении связи. Жил в Пскове.
Автор книги "Небо, прошитое трассами" (М.: Воениздат, 1985).
Умер в 1989 г (по другим
данным - 20 мая 1985 года).
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
??.07.41 |
Ме-109 |
|
* |
|
??.08.41 |
Хш-126 |
|
* |
|
07.09.41 |
Ме-109 |
|
* |
|
10.09.41 |
Ю-87 |
|
* |
|
07.02.42 |
Ю-88 |
|
* |
тройкой |
22.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
тройкой |
22.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
тройкой |
22.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
тройкой |
22.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
тройкой |
22.03.42 |
Ме-109 |
|
* |
личная |
22.06.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
02.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
26.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
18.09.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
21.09.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
09.03.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
15.04.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
16.04.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
07.07.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
20.07.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
21.07.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
12.08.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
23.09.44 |
ФВ-190 |
|
(с) М.Жирохов, 2003-09-14