Он родился под Петроградом в деревне Горки , ныне Кингисеппского района
Ленинградской области, в семье крестьянина 21 октября 1921 г. После семилетки
работал на Кировском заводе в Ленинграде и учился в аэроклубе. Его инструктор Г.
Хорт был одаренным летчиком; недаром вместе с Михаилом аэроклуб закончили такие
впоследствии яркие летчики-истребители, как Н. Козлов и М. Комельков. Вместе со
своими товарищами Баранов был направлен в Чугуевское военное училище летчиков,
которое окончил в 1940г.
...Свою первую победу молодой летчик одержал 22 сентября 1941 г., сбив
Ме-109. Радость его была беспредельна. Он улыбался, потирал руки и говорил сам
себе: "Ура! Есть один! Молодец, Миша! Угробил гада! Читай газеты, мама, читай
газеты!". В одном из осенних боев 1941 г. он был сбит, ранен в ногу, выбросился
с парашютом и более двух недель выходил с оккупированной территории, пробираясь
к "своим", застрелил вражеского солдата. Вернувшись в строй, уже 2 октября
"снял" висевший над линией фронта Хш-126, а подходя к своему аэродрому, сбил
одного из пары неудачно атаковавших его "охотников".
5 августа 1942 г., прикрывая переправы через Дон, на глазах тысяч солдат он,
резко развернувшись от солнца, атаковал во главе четверки большую группу
самолетов противника. В этом бою Михаил сбил Ю-87 и 2 Ме-109, а когда его
самолет был подбит, таранил четвертый вражеский истребитель.
Осенью 1942 г. капитан Баранов был назначен заместителем командира 9-го
гвардейского полка. Старая рана и увечья, полученные в памятном августовском
бою, не позволяли Михаилу летать. В ноябре он был направлен в госпиталь.
Вернулся в свой полк Михаил лишь 15 января 1943 года.
Медицинское заключение, с которым он прибыл на фронт, гласило: "Подлежит
амбулаторному лечению в части, к полетам временно не допускать".
Однако Михаил не представлял себя без неба и вскоре добился разрешения на
учебно - тренировочные полеты. 17 января 1943 года штурман 9-го ГвИАП
капитан Баранов поднялся в воздух на самолете Як-1, однако вскоре был
вынужден приземлиться - машина оказалась неисправной. Спустя некоторое
время он вторично поднялся в небо и стал выполнять над аэродромом фигуры
высшего пилотажа. Внезапно машина перевернулась на спину и почти отвесно
пошла вниз. Истребитель со страшной силой ударился о мерзлую землю и тут же
взорвался... Причина гибели летчика осталось невыясненной.
Всего за полтора года своей службы М. Баранов совершил более 200 боевых
вылетов, провел 70 воздушных боев, 83 (!) штурмовки, лично сбил 24 самолета
противника.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
22.09.41 |
Ме-109 |
183 иап |
* |
|
28.09.41 |
Ме-109 |
|
* |
|
02.11.41 |
Хш-126 |
|
* |
|
08.11.41 |
Хш-126 |
|
* |
|
08.11.41 |
Ме-109 |
|
* |
|
24.12.41 |
Ю-88 |
|
* |
|
17.02.42 |
Хш-126 |
|
* |
|
22.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
24.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
25.07.42 |
Ю-87 |
|
* |
|
25.07.42 |
Макки - 200 |
|
* |
|
27.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
27.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
27.07.42 |
Ю-87 |
|
* |
|
04.08.42 |
Ю-87 |
|
* |
|
05.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
05.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.08.42 |
Ю-87 |
|
* |
|
06.08.42 |
Ме-109 |
|
23. |
|
06.08.42 |
Ме-109 |
|
24. |
|
06.08.42 |
Ме-109 |
|
Як-1, ст.лейтенант Баранов М.Д. 183 АИП