Вот как рассказывал он о себе в
автобиографии: "Родился в 1922 г. (6 августа) в Калининской обл.
Бежецкого р-на Клеймихинского с/с, пос.
Гремучий Ручей, в семье крестьянина. До
Октябрьской революции и после, до 1928 г.,
родители занимались сельским
хозяйством, затем переехали в Москву,
где отец работал бухгалтером, мать - швеей-мотористкой. Отец в дни Великой
Отечественной Войны был на фронте, где и
погиб, сражаясь с немецко-фашистскими
захватчиками...
Я с 8-ми лет пошел учиться, в 1938 г.
окончил 7 классов Реутовской средней
школы и поступил в школу ФЗУ при заводе
"Точизмеритель". В 1940 г. комсомолом
был направлен в аэроклуб им. Метростроя.
В 1941 г. окончил аэроклуб и комиссией был зачислен курсантом Черниговской военно-авиационной
школы летчиков. Окончил школу в апреле
1942 г. и после переучивания на новую
материальную часть в августе 1942 г.
добровольно пошел на фронт.
На фронте находился до 9 мая 1945 г. на
должностях от рядового летчика до
командира истребительной
авиаэскадрильи.
В 1947 г. но состоянию здоровья (ранение
на фронте) был демобилизован из рядов
Вооруженных Сил. В 1947/48 уч. году окончил 10
классов Реутовской вечерней средней
школы и в 1949 г. поступил в Московский
юридический институт, который окончил в
1953 г.
В 1951 г., в связи с восстановлением
состояния здоровья, обратился к члену
Военного совета ВВС с просьбой о призыве
меня в кадры Советской Армии. Просьба
моя была удовлетворена, и я продолжал
служить, вначале в Главном штабе ВВС,
затем в ПВО страны".
За строкой из автобиографии: "На
фронте находился..." - 380 боевых
вылетов, 70 воздушных боев, лично 22 и 7 в
группе уничтоженных самолетов
противника (по другим данным, отраженным в таблице побед - 20 + 4). Здесь и бой 3 июля, когда он
сбил 2 Ju-87; и патрулирование в р-не
Борисова 28 июня 1944 г. в паре с Г. Репиховым, когда они встретили
восьмерку немцев. Гвардии капитан
Барсуков сбил тогда 3 Fw-190, его ведомый - один. Гвардии ст. лейтенант Репихов
совершил около 100 боевых вылетов, сбил 8
самолетов противника и, будучи подбит в
конце 1944 г., направил свой горящий "як"
в железнодорожный состав противника.
В 18-м гиап, входившем в 303-ю иад генерала
Г. Захарова, сержант Барсуков сражался с
июля 1942 г. В одном из первых боев был
ранен в грудь, сбил ранивший его Bf-109 и
привел свою машину на аэродром. Воевал
на всех типах истребителей-"яков".
Исключительная наблюдательность,
острота зрения, зрительная память и
талант рисовальщика определяли
высочайшее качество проводимых им
воздушных разведок. Это было отмечено
командованием, и в 1944 г. приказом
командующего 1-й ВА Т. Хрюкина он был
переключен на ведение воздушной
разведки.
Свой талант рисовальщика Василий
Николаевич сполна раскрыл, создав серию
иллюстраций к своей книге "Крылом к
крылу" (М., 1981). Его работы,
увековечившие перипетии воздушных боев,
наряду с картинами А. Закалюка, имеют
особую ценность, поскольку сделаны
художниками - непосредственными
участниками запечатленного действа.
После демобилизации полковник запаса
В. Барсуков более 20 лет проработал в
Москве в Центральном научно-исследовательском
радиотехническом институте.
Умер 26 сентября 1990 г.
Герой Советского Союза (19.4.45).
Награжден орденом Ленина, 2 орденами
Красного Знамени, орденом Александра
Невского, орденами Отечественной войны
1-й и 2-й ст., медалями.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
личная |
16.03.43 |
Ю-87 |
18 гиап |
* |
|
15.07.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
12.08.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
02.09.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
04.09.43 |
ФВ-190 |
|
* |
шестеркой |
04.09.43 |
ФВ-190 |
|
* |
парой |
06.09.43 |
Хе-111 |
|
* |
личная |
17.09.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
26.09.43 |
Ю-87 |
|
* |
парой |
12.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
личная |
15.10.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
15.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
21.01.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
28.06.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
16.10.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
16.10.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
17.10.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
12.01.45 |
Ю-88 |
|
* |
|
17.01.45 |
ФВ-190 |
|
* |
|
12.01.45 |
Ю-88 |
|
* |
|
17.01.45 |
ФВ-190 |
|
* |
|
18.01.45 |
ФВ-190 |
|
* |
|
15.02.45 |
Ме-109 |
|
* |
|
12.04.45 |
Ме-109 |
|
* |
|
12.04.45 |
Ме-109 |
|
* |
четверкой |
13.04.45 |
ФВ-190 |
|