Родился в 1906 году в крестьянской
семье. Окончил сельскую среднюю школу, работал плотником. В 1929 году
был призван в ряды Красной Армии и направлен в 10-й Туркестанский
стрелковый полк, откуда через год был зачислен курсантом
Военно-теоретической школы летчиков. Затем окончил 3-ю Военную школу
летчиков и летчиков-наблюдателей, 2-ю Военную Краснознаменную школу
командиров звеньев. Служил в Закавказье. Войну встретил хорошо
подготовленным летчиком. Уже осенью 1941 года майор Баукин, действуя без
прикрытия истребителей, наносил бомбовые удары по вражеским позициям на
ближних и дальних подступах к Москве.
Экипажу Баукина всегда поручали самые ответственные задания. Ни сплошная
низкая облачность, ни дожди, ни яростные атаки врага не могли снизить
боевой порыв отважного летчика. О том, что Алексей Иванович мог летать
при любых погодных условиях, в полку вообще ходили легенды.
Дважды Баукин выполнял специальные задания командования, обеспечивая
проход транспорта союзников в наши северные порты. В период с 27 мая по
1 июня и с 15 сентября по 12 октября 1942 года в заполярных условиях он
совершил 18 боевых вылетов на бомбардировку аэродромов противника.
Только при налете на один из фашистских аэродромов группы наших
самолетов, в котором участвовал и экипаж Баукина, было уничтожено 50
самолетов и склад авиабомб.
Надо отдать должное не только мастерству и смелости летчика, но и его
находчивости. Так, в мае 1942 года Алексей Иванович совершил дерзкий
налет среди бела дня на гидроаэродром. Преодолев более 600 километров
над открытым морем на тяжелом дальнем бомбардировщике, не оборудованном
для таких полетов, при сплошной облачности, он точно вышел в заданный
район. Необходимо было прорваться в бухту. Баукин принимает решение:
лететь между скалами. Появившись совершенно неожиданно для противника,
экипаж выполнил прицельное бомбометание.
Или вот такой эпизод из боевой биографии летчика. Как обычно, экипаж
совершал полет в сложных метеорологических условиях. Пробившись сквозь
облачность, самолет вышел точно на вражеский
аэродром и сбросил бомбы на скопление фашистских пикировщиков. В тот
момент, когда штурман включил фотоаппарат и делал снимки аэродрома,
зенитным огнем противника был поврежден правый двигатель самолета Ил-4.
Возвращаясь на родной аэродром на одном моторе и пролетая над морем,
экипаж заметил, что два немецких торпедных катера нагоняют наше
транспортное судно. Боекомплект бомб израсходован, самолет поврежден.
Как же помочь морякам? Командир экипажа Баукин принимает решение
атаковать немецкие торпедные катера.
Дерзкая и внезапная атака израненного бомбардировщика заставила
гитлеровцев остановиться и повернуть назад. Советский транспорт был
спасен.
Всего за время участия в боевых действиях Баукин совершил 182 вылета,
170 из которых - ночью.
Каждый боевой вылет - отдельная история, в которой не всегда счастливый
конец. В ночь на 21 сентября 1943 года экипаж майора Баукина вылетел для
бомбардировки железнодорожного узла Витебск и на аэродром не вернулся...
19 сентября 1943 года, накануне гибели летчика, командир 42-го
дальнебомбардировочного авиационного полка 36-й авиационной дивизии
дальнего действия представлял экипаж к государственным наградам, а
майора А.И. Баукина и штурмана А.П. Коновалова - к Золотой Звезде Героя,
но ходатайство осталось не реализованным.
Алексей Баукин был награжден орденами Ленина и Красного Знамени. А
теперь к его наградам прибавилась еще одна. Указом Президента Российской
Федерации от
8 марта 2008 года № 327 за мужество и героизм, проявленные в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов, Алексею Ивановичу Баукину присвоено
звание Героя Российской Федерации (посмертно).