Уголок неба ¦ Базанов Петр Васильевич

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Базанов Петр Васильевич
       
Годы жизни: 1923 - 2003

Впервые Петр Базанов увидел самолет, когда еще жил в деревне Рамешки (Шаховской район Московской области): в пяти километрах от деревин сел в поле пассажирский "Сталь-3". Все деревенские мальчишки рванули к месту посадки, но чуть-чуть не успели - самолет улетел. Другое летающее чудо - гигант "Максим Горький", Петр увидел в небе, когда уже переехал в подмосковный город Люблино. Научиться управлять крылатыми машинами самому - о чем еще оставалось мечтать?! Но каким образом это сделать, Петр еще не представлял.

Однажды его друг Сергей Синьдеев пожаловался: хочет поступить в аэроклуб, но вот уже три раза приходит на медкомиссию - и бракуют по зрению. "Может, поедем вместе в Подольский аэроклуб, ты за меня пройдешь этого глазника?"

Петр прошел за друга комиссию, но и ему самому хотелось проверить себя в новом деле. В конце 1939 года П. Базанов поступил в Подольский аэроклуб, располагавшийся у станции Силикатная, километрах в десяти-пятнадцати от Подольска. Там Петр учился немногим больше года. Освоил полеты на У-2, а после выпуска, как имевший хорошую летную подготовку, поехал в Крым для продолжения обучения в Качинском авиационном училище летчиков. Прибыв на место в декабре 1940 года, уже через три месяца, после принятия присяги, приступил к полетам.

Летали интенсивно. За короткое время П. Базанов освоил пилотирование самолета УТ-2, а к началу июня - УТИ-4. Па летную практику в мае 1941 года курсанты отправились на полевой аэродром в Альма-Тамак, располагавшийся на берегу Черного моря.

Утром 22 июня весь лагерь был поднят но тревоге и выведен в поле. "Часов до двенадцати находились в поле, не понимая, в чем дело. "Почему нет отбоя тревоги, почему нам ничего не говорят?" Хотя были видны всполохи над Севастополем..." Вдруг в сторону Румынии четким строем в колонне девяток, как на параде, над курсантами прошли бомбардировщики СБ. И наконец им объявили, что началась война. Все стало ясно, а в исходе первого налета бомбардировщиков никто не сомневался: "Ну, дадут им наши бомбардиры но первое число!"

Учеба в Каче продолжалась, но летать стали меньше. Петр Базанов к концу июня совершал уже самостоятельные полеты на И-16. В июле приступили к эвакуации училища из Крыма вглубь страны. Маршрут не сообщался. Чуть позже, следуя по железной дороге, курсанты узнали, что их конечная точка - Красный Кут Саратовской области (в то время еще называвшейся Республикой немцев Поволжья).

Там летная подготовка курсантов продолжилась, но в основном на УТИ-4 - боевые И-16 почти все были отправлены На фронт. Требовалось осваивать новые истребители, выпускавшиеся промышленностью. В "Каче" рассматривали варианты: на каком типе истребителя продолжать обучение курсантов? Их знакомили то с МиГ-1, то с ЛаГГ-3. Наконец решили-обучение продолжать па истребителе Як-1. Но только ранней весной 1942 г. в училище прибыло два "Яка". Обе машины получила эскадрилья, в которой числился П. Базанов. Его, вместе с другом Женей Бурлаковым, в порядке эксперимента выпустили без провозных полетов ("поскольку не было, на чем, провозить") на новом для училища типе самолета.

В конце мая 1942 г. П. Базанов закончил Качинское училище и вместе с другими был направлен в город Кузнецк, в запасной авиаполк, оснащенный яковлевскими машинами. Немногим позже туда же, после завершения Сенявинской операции, прибыл для пополнения и переучивания на Як-1 3-й Гвардейский истребительный авиаполк.

Но командир полка подполковник Шпак приступать к освоению Як-1 не спешил, будучи настроен получать истребители Ла-5: руководимая им авиачасть имела опыт действий на ЛаГГ-3, и переучивать летчиков было значительно проще и быстрее именно на истребитель Лавочкина.

О нецелесообразности перехода на яковлсвские машины комполка обратился в вышестоящие инстанции. Его аргументы оказались весьма убедительными, и полк отправился на Горьковский авиазавод для получения только что запущенных там в серию Ла-5. А для пополнения летного состава авиачасти ее командованием в запасном полку были отобраны двое: Петр Базанов и Евгений Бурлаков.

Когда летчики прибыли на аэродром Сейма получать Ла-пятые, первые из серийных машин уже выходили из заводских цехов. 11етру Базанову достался третий но счету самолет 1-й серии. "Называли, их поначалу ЛаГГ-5. Пять баков, пять точек. Из-за недоработки конструкции маслонасоса на этих машинах после запуска мотора 'нужно было держать повышенные обороты - до 1500. Если мотор работал на малом газу, то потом невозможно было увеличить обороты. Приходилось выключать его и сливать масло."

Переучивание прошло очень быстро, и 3 Гвардейский ИАП перебросили под Москву. Там приступили к тренировкам по боевому применению истребителей; там же, в Подмосковье, на полигоне под Ногинском, П. Базанов впервые увидел Bf 109: на этом самолете, захваченном у немцев, летал летчик-иснытатсль НИИ ВВС.

В конце октября 1942 г., по завершении тренировок, 3 Гвардейский ИАП был направлен на Калининский фронт, в район Западной Двины - для приобретения опыта полетов на новой машине в реальной обстановке. Там П. Базанов совершил несколько боевых вылетов. 5 ноября 1942 г. полку была поставлена задача - перебазироваться на тыловой аэродром Сталинградского фронта. Перелетев на новое место, летчики стали изучать район боевых действий, техсостав - готовить матчасть к предстоящим боям. 15 ноября - опять переезд, ближе к линии фронта, на аэродром Ленинск. Боевых задач полку не ставилось. Летала на боевые задания только соседняя авиачасть, оснащенная машинами Як-1.


"Был такой случай. Каждый день в 9.00 утра над аэродромом появлялась пара Me-109. Если в это время производился взлет наших самолетов, немцы, их атаковывали и сбивали.
Решили это хулиганство прекратить. Зная педантичность немцев, командование подняло пару Ла-5 в 8. 50. Они ушли в сторону, развернулись и в 9.00 утра появились над аэродромом, куда точно в то же время пришла пара "Мессеришиттов".
Как же крутился, немец-ведущий, чтобы уйти из-под удара наших Ла-5! Его сбили, ведомый ушел. Больше над нашим аэродромом немцы не появлялись."

С, началом наступления войск Юго-Западного, Сталинградского и Донского фронтов 3 Гвардейский ИАП получил задачу прикрывать сухопутные войска от ударов авиации противника, а после окружения группировки немцев под Сталинградом-уничтожать авиацию противника, особенно его транспортные самолеты. Для этого полк перебазировался на аэродром Н. Караичник.

5 декабря 1942 г., находясь на дежурстве, П. Базанов сбил свой первый самолет - немецкий транспортник Ju 52. Тот шел на малой высоте, под нижней кромкой облаков через аэродром истребителей. Дежурная пара Ла-5 пошла на взлет, но у ведущего па разбеге отказал непрогретый мотор, и П. Базанов взлетел на перехват транспортника один. Подошел к "Юнкерсу" сзади и с расстояния порядка 50-100 метров дал очередь по крыльевым бакам. Те, кто находились на аэродроме, наблюдали, как "Юнкере" окутался дымом и рухнул на границе летного поля. Сам Петр Базанов в момент атаки этого не успел заметить. Еле избежав столкновения с немецкой машиной, он проскочил между плоскостью и фюзеляжем - и сразу же влетел в облака. Правда, облака были тонкими, Ла-5 тут же выскочил из них на солнечный свет. П. Базанов выполнил "стандартный" разворот, как этому учил командир, выпустил шасси и пошел на посадку. "Получилось - полет по кругу." Когда он пробил облака, увидел на земле горящий "Юнкере", а выруливая - своего улыбающегося техника.

"Базановский" Ju 52 был не первым самолетом такого типа, сбитым летчиками полка, но этот унал прямо на аэродром. Поверженную машину изучали, в особенности - содержимое ее грузового отсека. "Юнкерc" был загружен упакованным в полиэтилен эрзац-хлебом, медом (вытащили пять бочек), сигаретами... Последних оказалось значительное количество, ими до отказа загрузили полуторку. За сигареты Петру Базанову особенно был благодарен техсостав.

В этот же день Петр увеличил свой боевой счет. Полк пошел прикрывать Ил-2, вылетевшие на штурмовку аэродрома в Дубинском. При подходе к цели П. Базанов заметил, что с летного поля взлетели несколько Ju 52. Он атаковал один из них, но сбил только с четвертой попытки - опыта воздушных боев еще недоставало. На другие транспортники боекомплекта уже не хватило.

11 декабря 1942 г. экипажи полка, вылетев на задание по прикрытию войск, обнаружили заманчивую цель - Ju 52, шедшие без истребительного сопровождения. Группа из 18-ти транспортников в районе Красноармейска подверглась обстрелу зениток, 8 самолетов проскочили зону артогня и продолжили полет к центру "котла", остальные повернули назад. Отвернувшую десятку "Лавочкины" нагнали почти над аэродромом своего базирования. В этот раз Петр пополнил число своих побед, сбив три "Юпкерса". За успешное выполнение заданий по срыву "воздушного моста". Петру Базанову была вручена первая награда - орден Отечественной войны 1 степени.

Следующую свою победу П. Базанов одержал 22 февраля 1943 г. в период битвы за Ростов-на-Дону. Парой вылетели на разведку войск противника. При возвращении увидели, что вблизи линии фронта, на довольно большом удалении от Ла-пятых, пара Bf 109 атакует одиночный "Бостон". Летчики не успели прийти на помощь - немцы добились своего раньше. Сбив советский бомбардировщик, немцы пошли на бреющем на свою территорию.

Петр Базанов, находясь выше ведомого Bf 109 на 800- 1000 метров, перевел свой Ла-5 в пикирование на встречных курсах и, с короткой дистанции открыв огонь по "Мессеру", сбил его. Летчик выбросился на парашюте.


"Очередью ему прострелило ногу и, руку. Его отправили в госпиталь в Новочеркасске. Это был ас из группы "Удет", имел 72 сбитых самолета, хорошо знал русский язык, поскольку в 30-е годы, обучался летному делу в СССР, в Липецкой школе."
Вскоре Петру Базанову сообщили, что сбитый оберлейтенант хотел бы увидеть своего победителя. Петр пошел в госпиталь. Разговор был коротким.

Немец рассказал, что в том вылете он был ведомым у командующего эскадрой(!). "Моя задача - прикрывать ведущего. Я увлекся контролем за его полетом и прозевал вас. Вам повезло, что я вас не видел. Финал мог бы быть обратным. У меня большой, опыт и налет на самолетах. Я летаю 12 лет, воевал в Испании, во Франции и в других странах." "Не надо зевать", - ответил Петр. На этом и расстались.

Весной 1943 г. полк перебросили на Кубань. 3 Гвардейский ИАП прибыл туда 1 мая 1943 г., в самые горячие дни. За неделю участия в Кубанском воздушном сражении П. Базанов совершил 45 боевых вылетов, участвовал в 40 воздушных боях, увеличил свой боевой счет, сбив два Bf 109. Но 9 мая в очередном бою самолет Петра Базанова был серьезно поврежден. "Ежедневно совершали минимум по 5 вылетов, уставали сильно, и сбили меня только потому, что накопилась усталость, притупилась бдительность." Летчик не покидал ноле боя, пока была возможность, и только когда истребители противника стали выходить из боя, потел на свой аэродром, где совершил посадку па брюхо.

После полученного в бою ранения П. Базапов лечился в госпитале. После выписки некоторое время облетывал самолеты, поступавшие из ремонта, а затем вместе со звеном молодых летчиков вылетел на фронт, в состав полка. 3 Гвардейский ИАП уже вел воздушные бои над Курской дугой. Петр Базанов вступил в сражение во время сражения за Белгород. Возросший опыт, внимание к воздушной обстановке, хорошая осмотрительность позволяли ему избегать неприятных моментов и не подставлять хвост своего Ла-5 под очереди истребителей противника. Он увеличил свой счет, c6uBJu 88, Не 111, FW 190, ВГ 109, Do 215. Но самое главное состояло в том, что не несли потерь прикрываемые группой Базанова штурмовики и бомбардировщики. Они приходили к целям, бомбили их, а затем возвращались домой.

Особо запомнился бой над Днепром в районе Переяславль-Хмельпицкого. 2 ноября 1943 г. командование полка поставило задачу: прикрыть группу штурмовиков до цели и обратно. На сопровождение вылетела шестерка Ла-5 под командованием капитана Мудрова. Только перелетели линию фронта - сразу же встретили пару FW 190, которая тут же направилась к Ил-2. Но на пути к штурмовикам находился самолет Базанова. Завязалась воздушная схватка.

Немцу-ведущему нельзя было отказать в мастерстве. Ведя бой па виражах, он уверенно заходил в хвост Базанову. Все это увидел капитан Мудров. Через два виража Петр услышал но радио: "Делай переворот", а потом в первой половине переворота: "Выводи, фашист готов".

Зимой 1943/44 гг. полк действовал совместно с войсками 1-го Украинского фронта при ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки немецких войск. 1 февраля капитану Базанову была поставлена задача: восьмеркой Ла-5 сопровождать две шестерки Ил-2, наносивших удар по железнодорожной станции Корсунь-Шевченковская - 60 км за линией фронта. При подходе к цели встретили в воздухе 12 самолетов Ju 52. Упускать их было нельзя! Базанов, руководивший действиями группы прикрытия, дал команду четверке истребителей старшего лейтенанта Скрипунова остаться со штурмовиками, а сам четверкой пошел в атаку на "Юнкерсов". Сбил в этом бою 4 транспортника. А всего летчики "уложили" 10 машин, и кроме того две, подбитые ими, совершили вынужденную посадку. По возвращении домой П. Базанов доложил командованию о результатах атаки. Находившийся в это время на аэродроме командир 10 ИАК генерал Головня решил сам проверить сказанное, и в паре с Базановым вылетел в район, где проходил бой. Все оказалось на месте: и 10 костров на земле от догоравших немецких самолетов, и две сидевшие на вынужденной трехмоторные машины.


Базанов и Головня несколькими атаками зажгли оба подбитых "Юнкерса". "Израсходовали на них весь боезапас, и тут появились два немецких истребителя. Даю команду генералу "курс 330", а сам разворачиваюсь на немцев. Те отвернули от меня, думали, я за ними погонюсь. Но куда гнаться - и так уже на 60 км вглубь вражеской территории залетели! Нырнул в облака. Горючего хватило только до ближайшего аэродрома. После дозаправки и полета к своему аэродрому всю дорогу думал: дошел генерал до аэродрома или нет? Вернулся домой, прошел над летным полем - не видно его Яка! Едва сел, подруливает лимузин и вылезает из него генерал! Головня. Оказалось, он не расслышал точно курс и взял направление 30 градусов. Долетел до Киева, восстановил ориентировку и вернулся назад. Хорошо, что летел на Як-9, у того большой запас горючего."

Петра Базанова за успешное выполнение задания наградили вторым орденом Отечественной войны 1 степени. Позже вручили также орден Красного Знамени.
На следующий день П. Базанов в паре со старшим лейтенантом Герасимовым вылетел на разведку посадочных площадок немецкой транспортной авиации и в районе станции Таганча обнаружил аэродром немцев с сидящими на нем девятью Ju 52. Штурмовым ударом один самолет был им уничтожен. В последующие дни Базанов, продолжая вести разведку немецких аэродромов, записал на свой счет еще несколько уничтоженных самолетов.

Летом 1944 г. выдался короткий отпуск, а потом - опять бои. Летчики участвовали в Проскуровской и Львовско-Сандомирской операциях, освобождали Закарпатскую Украину. В тот период полку поручались задания на сопровождение штурмовиков и разведку. Экипажи и "свободную охоту", но не за воздушными, а за наземными целями: немецкая авиация высокой активности уже не проявляла. В непривычной для себя роли летчика-штурмовика П. Базанов также добивался успехов. 16 августа 1944 г. четверка истребителей, ведомая им, вылетела на сопровождение Ил-2. По маршруту следования Петр обнаружил бензохранилище противника. После совместного со штурмовиками удара по подвернувшейся цели на земле произошло три мощных взрыва.

За успешную боевую деятельность в октябре 1944 г. Петру Васильевичу Базанову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Весной 1945 г. 3-й Гв. ИАП получил в Сейме новые истребители Ла-7 и на них вылетел на фронт. Конечной точкой маршрута был аэродром Оберглогау, в Германии.

Долгое время пробыли в резерве и, наконец, вечером 8 мая им поставили задачу - нанести удар по немецкому аэродрому, удаленному от места базирования полка на 150 км: там находилось около 200 самолетов противника. Но ранним утром 9 мая надобность в вылете отпала...

За время войны П. В. Базанов совершил 362 боевых вылета, провел 62 воздушных боя, сбив при этом 22 (плюс 6 в группе) (по другим данным - 20+3) самолета противника.

В 1947 году П. Базанов перешел с поршневых машин на реактивные. Сначала переучился на Як-15, а спустя время - и на МиГ-9. Впоследствии МиГ-9 стал основным самолетом, поступившим на вооружение 3-го Гвардейского ИАП.

Обе машины - и яковлевская, и микояновская, понравились П. Базанову, хотя у каждого истребителя были свои особенности. "Як-15 - как спортивная машина. Легкий в управлении, позволяет выполнять любые фигуры, сложного пилотажа. Правда, продолжительность полета - всего 30 минут. МиГ-9 - машина посолиднев, и продолжительность полета - уже 1 час 20 минут. Но все равно: при перебазировании везли эти самолеты по железной дороге, вместе с собой." И не потому, что дальности полета не хватало. Ресурс первых реактивных двигателей был чрезвычайно мал. У Як-15 он составлял 10 часов, у МиГ-9 - 20 часов. При такой мизерной наработке основную долю в эксплуатации новой реактивной техники занимало время на замену двигателей. И не удивительно, что к 1950 году, когда П. В. Базанов приступил к полетам на МиГ-15, его налет на реактивной технике составлял всего 100 часов (за 3 года!).

Тем не менее, к тому моменту летчик освоил не только пилотаж на реактивных истребителях, но и их боевое применение. Как имевший опыт полетов на реактивных самолетах, П. В. Базанов был командирован в одну из истребительных авиачастей, где переучивал летный состав на новую технику.

В дальнейшем он освоил и другие боевые самолеты семейства МиГ. Окончил Военно-Воздушную академию (ныне - имени Гагарина), академические курсы при Академии Генерального штаба. Находился на различных руководящих должностях в Военно-Воздушных силах. Был командиром полка, истребительной авиадивизии, командующим Воздушной Армии. Долгое время работал в Главном Штабе ВВС, в отделе боевой подготовки, службе безопасности полетов. С 1985 года в отставке.

Умер 4 сентября 2003 года.  

список побед:

 
Дата Тип победыТип сбитого Место победы Самолет Часть
1 05.12.42 (или 07.12 ?)личнаяJu 52 р-н а/д Ленинск Ла-5 3 гиап
2 05.12.42  (или 07.12 ?) Ju 52 р-н а/д Дубинское Ла-5 3 гиап
3 11.12.42  Ju 52 р-н а/д Ленинск Ла-5 3 гиап
4 11.12.42  Ju 52 р-н а/д Ленинск Ла-5 3 гиап
*11.12.42 в группеJu 52 р-н а/д Ленинск Ла-5 3 гиап
*17.12.42в группе Ju 52 Басаргино  
5.19.12.42личнаяDo-215 Питомник  
6 22.02.43 личнаяBf 109 Матвеев Курган Ла-5 3 гиап
*14.05.43в пареDo-217 Купянск  
7.03.06.43личная Bf 109З Молдаванское  
8.05.06.43  Bf 109Молдаванское   
9.05.08.43  Bf 109Томаровка  
10.06.10.43 FW-190 С Горнастойполь  
11.06.10.43  FW-190Страхолесье-Губин  
12.22.10.43  FW-190ЮВ Щучинка  
13.10.01.44  Bf 109ЮЗ Вахновка  
14.27.01.44  FW-190ЮЗ Андрушовка  
15.01.02.44  Ju 52 Сотники  
16.01.02.44  Ju 52 Сотники  
17.01.02.44  Ju 52 Сотники  
18.01.02.44  Ju 52 Сотники  
19.03.02.44  Ju 52 аэр.Завадовка  
20.18.03.44  FW-190Третельник  


Як-15, на котором Базанов летал после войны

 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100