Впервые Петр Базанов увидел самолет, когда еще жил
в деревне Рамешки (Шаховской район Московской области):
в пяти километрах от деревин сел в поле пассажирский
"Сталь-3". Все деревенские мальчишки рванули
к месту посадки, но чуть-чуть не успели - самолет улетел.
Другое летающее чудо - гигант "Максим Горький", Петр
увидел в небе, когда уже переехал в подмосковный город
Люблино. Научиться управлять крылатыми машинами самому - о
чем еще оставалось мечтать?! Но каким образом
это сделать, Петр еще не представлял.
Однажды его друг Сергей Синьдеев пожаловался: хочет
поступить в аэроклуб, но вот уже три раза приходит на
медкомиссию - и бракуют по зрению. "Может,
поедем вместе в Подольский аэроклуб, ты за
меня пройдешь этого
глазника?"
Петр прошел за друга комиссию, но и ему
самому хотелось проверить себя в новом деле.
В конце 1939 года П. Базанов поступил в Подольский
аэроклуб, располагавшийся у станции
Силикатная, километрах в десяти-пятнадцати от Подольска. Там
Петр учился немногим
больше года. Освоил полеты на У-2, а после выпуска, как
имевший хорошую летную подготовку, поехал в Крым для
продолжения обучения в Качинском авиационном училище летчиков.
Прибыв на место в декабре 1940 года, уже
через три месяца, после принятия присяги, приступил
к полетам.
Летали интенсивно. За короткое время П. Базанов освоил
пилотирование самолета УТ-2, а к началу июня -
УТИ-4. Па летную практику в мае 1941 года курсанты отправились
на полевой аэродром в Альма-Тамак, располагавшийся
на берегу Черного моря.
Утром 22 июня весь лагерь был поднят но тревоге
и выведен в поле. "Часов до двенадцати находились в поле,
не понимая, в чем дело. "Почему нет отбоя тревоги, почему нам
ничего не говорят?" Хотя были видны всполохи над Севастополем..."
Вдруг в сторону Румынии четким строем в колонне
девяток, как на параде, над курсантами прошли бомбардировщики СБ.
И наконец им объявили, что началась
война. Все стало ясно, а в исходе первого налета бомбардировщиков
никто не сомневался: "Ну, дадут им наши
бомбардиры но первое число!"
Учеба в Каче продолжалась, но летать стали меньше.
Петр Базанов к концу июня совершал уже самостоятельные полеты на И-16.
В июле приступили к эвакуации училища из Крыма вглубь страны.
Маршрут не сообщался. Чуть позже,
следуя по железной
дороге, курсанты узнали, что их конечная точка - Красный
Кут Саратовской области (в то время еще
называвшейся Республикой немцев Поволжья).
Там летная подготовка курсантов продолжилась, но в основном на
УТИ-4 - боевые И-16 почти
все были отправлены На фронт. Требовалось осваивать
новые истребители, выпускавшиеся промышленностью.
В "Каче" рассматривали варианты: на каком типе истребителя
продолжать обучение курсантов? Их знакомили
то с МиГ-1, то с ЛаГГ-3. Наконец решили-обучение
продолжать па истребителе Як-1. Но только ранней весной
1942 г. в училище прибыло два "Яка". Обе машины
получила эскадрилья, в которой числился П. Базанов.
Его, вместе с другом Женей Бурлаковым, в порядке эксперимента
выпустили без провозных полетов ("поскольку
не было, на чем, провозить") на новом для училища типе самолета.
В конце мая 1942 г. П. Базанов закончил Качинское
училище и вместе с другими был направлен в город Кузнецк,
в запасной авиаполк, оснащенный яковлевскими
машинами. Немногим позже туда же, после завершения
Сенявинской операции, прибыл для пополнения и переучивания на
Як-1 3-й Гвардейский истребительный авиаполк.
Но командир полка подполковник Шпак приступать
к освоению Як-1 не спешил, будучи настроен получать
истребители Ла-5: руководимая им авиачасть имела
опыт действий на ЛаГГ-3, и переучивать летчиков было
значительно проще и быстрее именно на истребитель
Лавочкина.
О нецелесообразности перехода на яковлсвские машины
комполка обратился в вышестоящие инстанции.
Его аргументы оказались весьма убедительными, и полк
отправился на Горьковский авиазавод для получения
только что запущенных там в серию Ла-5. А для пополнения
летного состава авиачасти ее командованием в запасном
полку были отобраны двое: Петр Базанов и Евгений
Бурлаков.
Когда летчики прибыли на аэродром Сейма получать
Ла-пятые, первые из серийных машин уже выходили из
заводских цехов. 11етру Базанову достался третий но счету
самолет 1-й серии. "Называли, их поначалу ЛаГГ-5. Пять
баков, пять точек. Из-за недоработки конструкции маслонасоса
на этих машинах после запуска мотора 'нужно было держать
повышенные обороты - до 1500. Если мотор работал на
малом газу, то потом невозможно было увеличить обороты.
Приходилось выключать его и сливать масло."
Переучивание прошло очень быстро, и 3 Гвардейский
ИАП перебросили под Москву. Там приступили к тренировкам
по боевому применению истребителей; там же,
в Подмосковье, на полигоне под Ногинском, П. Базанов
впервые увидел Bf 109: на этом самолете, захваченном
у немцев, летал летчик-иснытатсль НИИ ВВС.
В конце октября 1942 г., по завершении тренировок,
3 Гвардейский ИАП был направлен на Калининский
фронт, в район Западной Двины - для приобретения
опыта полетов на новой машине в реальной обстановке.
Там П. Базанов совершил несколько боевых вылетов.
5 ноября 1942 г. полку была поставлена задача - перебазироваться
на тыловой аэродром Сталинградского фронта.
Перелетев на новое место, летчики стали изучать район
боевых действий, техсостав - готовить матчасть
к предстоящим боям. 15 ноября - опять переезд, ближе
к линии фронта, на аэродром Ленинск. Боевых задач полку
не ставилось. Летала на боевые задания только соседняя
авиачасть, оснащенная машинами Як-1.
"Был такой случай. Каждый день в 9.00 утра над аэродромом
появлялась пара Me-109. Если в это время производился
взлет наших самолетов, немцы, их атаковывали и сбивали.
Решили это хулиганство прекратить. Зная педантичность
немцев, командование подняло пару Ла-5 в 8. 50. Они ушли в сторону,
развернулись и в 9.00 утра появились над аэродромом, куда
точно в то же время пришла пара "Мессеришиттов".
Как же крутился, немец-ведущий, чтобы уйти из-под удара
наших Ла-5! Его сбили, ведомый ушел. Больше над нашим аэродромом
немцы не появлялись."
С, началом наступления войск Юго-Западного, Сталинградского и
Донского фронтов 3 Гвардейский ИАП
получил задачу прикрывать сухопутные войска от ударов
авиации противника, а после окружения группировки
немцев под Сталинградом-уничтожать авиацию противника,
особенно его транспортные самолеты. Для этого полк
перебазировался на аэродром Н. Караичник.
5 декабря 1942 г., находясь на дежурстве, П. Базанов
сбил свой первый самолет - немецкий транспортник
Ju 52. Тот шел на малой высоте, под нижней кромкой облаков
через аэродром истребителей. Дежурная пара Ла-5
пошла на взлет, но у ведущего па разбеге отказал непрогретый
мотор, и П. Базанов взлетел на перехват транспортника один.
Подошел к "Юнкерсу" сзади и с расстояния порядка
50-100 метров дал очередь по крыльевым
бакам. Те, кто находились на аэродроме, наблюдали, как
"Юнкере" окутался дымом и рухнул на границе летного
поля. Сам Петр Базанов в момент атаки этого не успел заметить.
Еле избежав столкновения с немецкой машиной,
он проскочил между плоскостью и фюзеляжем - и сразу
же влетел в облака. Правда, облака были тонкими, Ла-5
тут же выскочил из них на солнечный свет. П. Базанов
выполнил "стандартный" разворот, как этому учил командир,
выпустил шасси и пошел на посадку. "Получилось
- полет по кругу." Когда он пробил облака, увидел на земле
горящий "Юнкере", а выруливая - своего улыбающегося
техника.
"Базановский" Ju 52 был не первым самолетом такого
типа, сбитым летчиками полка, но этот унал прямо на
аэродром. Поверженную машину изучали, в особенности -
содержимое ее грузового отсека. "Юнкерc" был загружен
упакованным в полиэтилен эрзац-хлебом, медом
(вытащили пять бочек), сигаретами... Последних оказалось
значительное количество, ими до отказа загрузили
полуторку. За сигареты Петру Базанову особенно был
благодарен техсостав.
В этот же день Петр увеличил свой боевой счет. Полк
пошел прикрывать Ил-2, вылетевшие на штурмовку
аэродрома в Дубинском. При подходе к цели П. Базанов
заметил, что с летного поля взлетели несколько Ju 52. Он
атаковал один из них, но сбил только с четвертой попытки -
опыта воздушных боев еще недоставало. На другие
транспортники боекомплекта уже не хватило.
11 декабря 1942 г. экипажи полка, вылетев на задание
по прикрытию войск, обнаружили заманчивую цель -
Ju 52, шедшие без истребительного сопровождения. Группа
из 18-ти транспортников в районе Красноармейска
подверглась обстрелу зениток, 8 самолетов проскочили
зону артогня и продолжили полет к центру "котла", остальные
повернули назад. Отвернувшую десятку "Лавочкины"
нагнали почти над аэродромом своего базирования.
В этот раз Петр пополнил число своих побед, сбив
три "Юпкерса". За успешное выполнение заданий по
срыву "воздушного моста". Петру Базанову была вручена
первая награда - орден Отечественной войны 1 степени.
Следующую свою победу П. Базанов одержал 22 февраля 1943 г.
в период битвы за Ростов-на-Дону. Парой вылетели на разведку войск
противника. При возвращении
увидели, что вблизи линии фронта, на довольно большом
удалении от Ла-пятых, пара Bf 109 атакует одиночный
"Бостон". Летчики не успели прийти на помощь - немцы
добились своего раньше. Сбив советский бомбардировщик,
немцы пошли на бреющем на свою территорию.
Петр Базанов, находясь выше ведомого Bf 109 на 800-
1000 метров, перевел свой Ла-5 в пикирование на встречных
курсах и, с короткой дистанции открыв огонь по
"Мессеру", сбил его. Летчик выбросился на парашюте.
"Очередью ему прострелило ногу и, руку. Его отправили в госпиталь
в Новочеркасске. Это был ас из группы "Удет", имел 72
сбитых самолета, хорошо знал русский язык, поскольку в 30-е годы,
обучался летному делу в СССР, в Липецкой школе."
Вскоре Петру Базанову сообщили, что сбитый оберлейтенант
хотел бы увидеть своего победителя. Петр пошел в
госпиталь. Разговор был коротким.
Немец рассказал, что в том вылете он был ведомым
у командующего эскадрой(!). "Моя задача - прикрывать ведущего.
Я увлекся контролем за его полетом и прозевал вас. Вам
повезло, что я вас не видел. Финал мог бы быть обратным. У меня
большой, опыт и налет на самолетах. Я летаю 12 лет, воевал в
Испании, во Франции и в других странах." "Не надо зевать", -
ответил Петр. На этом и расстались.
Весной 1943 г. полк перебросили на Кубань. 3 Гвардейский
ИАП прибыл туда 1 мая 1943 г., в самые горячие дни.
За неделю участия в Кубанском воздушном сражении
П. Базанов совершил 45 боевых вылетов, участвовал в 40
воздушных боях, увеличил свой боевой счет, сбив два
Bf 109. Но 9 мая в очередном бою самолет Петра Базанова
был серьезно поврежден. "Ежедневно совершали минимум
по 5 вылетов, уставали сильно, и сбили меня только потому,
что накопилась усталость, притупилась бдительность."
Летчик не покидал ноле боя, пока была возможность,
и только когда истребители противника стали выходить
из боя, потел на свой аэродром, где совершил посадку па
брюхо.
После полученного в бою ранения П. Базапов лечился в
госпитале. После выписки некоторое время облетывал
самолеты, поступавшие из ремонта, а затем вместе со
звеном молодых летчиков вылетел на фронт, в состав
полка. 3 Гвардейский ИАП уже вел воздушные бои над
Курской дугой. Петр Базанов вступил в сражение во время
сражения за Белгород. Возросший опыт, внимание
к воздушной обстановке, хорошая осмотрительность позволяли
ему избегать неприятных моментов и не подставлять
хвост своего Ла-5 под очереди истребителей противника.
Он увеличил свой счет, c6uBJu 88, Не 111, FW 190,
ВГ 109, Do 215. Но самое главное состояло в том, что
не несли потерь прикрываемые группой Базанова штурмовики
и бомбардировщики. Они приходили к целям,
бомбили их, а затем возвращались домой.
Особо запомнился бой над Днепром в районе Переяславль-Хмельпицкого.
2 ноября 1943 г. командование полка поставило задачу: прикрыть группу
штурмовиков до цели и обратно. На сопровождение вылетела шестерка
Ла-5 под командованием капитана Мудрова. Только перелетели линию
фронта - сразу же встретили пару FW 190,
которая тут же направилась к Ил-2. Но на пути к штурмовикам
находился самолет Базанова. Завязалась воздушная схватка.
Немцу-ведущему нельзя было отказать в мастерстве.
Ведя бой па виражах, он уверенно заходил в хвост Базанову.
Все это увидел капитан Мудров. Через два виража
Петр услышал но радио: "Делай переворот", а потом в
первой половине переворота: "Выводи, фашист готов".
Зимой 1943/44 гг. полк действовал совместно с войсками
1-го Украинского фронта при ликвидации Корсунь-Шевченковской
группировки немецких войск. 1 февраля капитану Базанову
была поставлена задача: восьмеркой
Ла-5 сопровождать две шестерки Ил-2, наносивших
удар по железнодорожной станции Корсунь-Шевченковская - 60 км
за линией фронта. При подходе к цели
встретили в воздухе 12 самолетов Ju 52. Упускать их было
нельзя! Базанов, руководивший действиями группы прикрытия,
дал команду четверке истребителей старшего
лейтенанта Скрипунова остаться со штурмовиками, а сам
четверкой пошел в атаку на "Юнкерсов". Сбил в этом
бою 4 транспортника. А всего летчики "уложили" 10 машин,
и кроме того две, подбитые ими, совершили вынужденную
посадку. По возвращении домой П. Базанов доложил
командованию о результатах атаки. Находившийся
в это время на аэродроме командир 10 ИАК генерал Головня
решил сам проверить сказанное, и в паре с Базановым
вылетел в район, где проходил бой. Все оказалось на
месте: и 10 костров на земле от догоравших немецких самолетов,
и две сидевшие на вынужденной трехмоторные
машины.
Базанов и Головня несколькими атаками зажгли оба
подбитых "Юнкерса". "Израсходовали на них весь боезапас,
и тут появились два немецких истребителя. Даю команду генералу
"курс 330", а сам разворачиваюсь на немцев. Те отвернули
от меня, думали, я за ними погонюсь. Но куда гнаться - и так
уже на 60 км вглубь вражеской территории залетели! Нырнул
в облака. Горючего хватило только до ближайшего аэродрома.
После дозаправки и полета к своему аэродрому всю дорогу думал:
дошел генерал до аэродрома или нет? Вернулся домой, прошел
над летным полем - не видно его Яка! Едва сел, подруливает лимузин
и вылезает из него генерал! Головня. Оказалось, он не расслышал
точно курс и взял направление 30 градусов. Долетел до
Киева, восстановил ориентировку и вернулся назад. Хорошо,
что летел на Як-9, у того большой запас горючего."
Петра Базанова за успешное выполнение задания наградили
вторым орденом Отечественной войны 1 степени.
Позже вручили также орден Красного Знамени.
На следующий день П. Базанов в паре со старшим лейтенантом
Герасимовым вылетел на разведку посадочных
площадок немецкой транспортной авиации и в районе
станции Таганча обнаружил аэродром немцев с сидящими
на нем девятью Ju 52. Штурмовым ударом один самолет
был им уничтожен. В последующие дни Базанов,
продолжая вести разведку немецких аэродромов, записал
на свой счет еще несколько уничтоженных самолетов.
Летом 1944 г. выдался короткий отпуск, а потом -
опять бои. Летчики участвовали в Проскуровской
и Львовско-Сандомирской операциях, освобождали Закарпатскую Украину.
В тот период полку поручались задания
на сопровождение штурмовиков и разведку. Экипажи
и "свободную охоту", но не за воздушными,
а за наземными целями: немецкая авиация высокой активности уже
не проявляла. В непривычной для себя роли летчика-штурмовика
П. Базанов также добивался успехов. 16 августа 1944 г.
четверка истребителей, ведомая им, вылетела на сопровождение
Ил-2. По маршруту следования
Петр обнаружил бензохранилище
противника. После совместного со
штурмовиками удара по подвернувшейся цели на земле произошло три
мощных взрыва.
За успешную боевую деятельность в октябре 1944 г. Петру Васильевичу
Базанову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Весной 1945 г. 3-й Гв. ИАП получил в Сейме новые истребители
Ла-7 и на них вылетел на фронт. Конечной
точкой маршрута был аэродром Оберглогау, в Германии.
Долгое время пробыли в резерве и, наконец, вечером
8 мая им поставили задачу - нанести удар по немецкому
аэродрому, удаленному от места базирования полка на
150 км: там находилось около 200 самолетов противника.
Но ранним утром 9 мая надобность в вылете отпала...
За время войны П. В. Базанов совершил 362 боевых
вылета, провел 62 воздушных боя, сбив при этом 22
(плюс 6 в группе) (по другим данным - 20+3) самолета противника.
В 1947 году П. Базанов перешел с поршневых машин
на реактивные. Сначала переучился на Як-15, а спустя
время - и на МиГ-9. Впоследствии МиГ-9 стал основным
самолетом, поступившим на вооружение 3-го Гвардейского ИАП.
Обе машины - и яковлевская, и микояновская, понравились
П. Базанову, хотя у каждого истребителя были
свои особенности. "Як-15 - как спортивная машина. Легкий
в управлении, позволяет выполнять любые фигуры, сложного пилотажа.
Правда, продолжительность полета - всего 30 минут.
МиГ-9 - машина посолиднев, и продолжительность полета -
уже 1 час 20 минут. Но все равно: при перебазировании
везли эти самолеты по железной дороге, вместе с собой." И не
потому, что дальности полета не хватало. Ресурс первых
реактивных двигателей был чрезвычайно мал. У Як-15 он
составлял 10 часов, у МиГ-9 - 20 часов. При такой мизерной
наработке основную долю в эксплуатации новой реактивной
техники занимало время на замену двигателей.
И не удивительно, что к 1950 году, когда П. В. Базанов
приступил к полетам на МиГ-15, его налет на реактивной
технике составлял всего 100 часов (за 3 года!).
Тем не менее, к тому моменту летчик освоил не только
пилотаж на реактивных истребителях, но и их боевое
применение. Как имевший опыт полетов на реактивных
самолетах, П. В. Базанов был командирован в одну из истребительных
авиачастей, где переучивал летный состав
на новую технику.
В дальнейшем он освоил и другие боевые самолеты семейства
МиГ.
Окончил Военно-Воздушную академию (ныне - имени Гагарина),
академические курсы при Академии Генерального штаба.
Находился на различных руководящих
должностях в Военно-Воздушных силах. Был командиром
полка, истребительной авиадивизии, командующим Воздушной Армии.
Долгое время работал в Главном Штабе
ВВС, в отделе боевой подготовки, службе безопасности
полетов. С 1985 года в отставке.
Умер
4 сентября 2003 года.
список побед:
№
| Дата
| Тип победы | Тип сбитого
| Место победы
| Самолет
| Часть
|
1
| 05.12.42
(или 07.12 ?) | личная | Ju 52
| р-н а/д Ленинск
| Ла-5
| 3 гиап
|
2
| 05.12.42 (или 07.12 ?) | | Ju 52
| р-н а/д Дубинское
| Ла-5
| 3 гиап
|
3
| 11.12.42
| | Ju 52
| р-н а/д Ленинск
| Ла-5
| 3 гиап
|
4
| 11.12.42
| | Ju 52
| р-н а/д Ленинск
| Ла-5
| 3 гиап
|
* | 11.12.42
| в группе | Ju 52
| р-н а/д Ленинск
| Ла-5
| 3 гиап
|
* | 17.12.42 | в группе |
Ju 52
| Басаргино | | |
5. | 19.12.42 | личная | Do-215 |
Питомник | | |
6
| 22.02.43
| личная | Bf 109
| Матвеев Курган
| Ла-5
| 3 гиап
|
* | 14.05.43 | в паре | Do-217 |
Купянск | | |
7. | 03.06.43 | личная |
Bf 109 | З Молдаванское | | |
8. | 05.06.43 | |
Bf 109 | Молдаванское
| | |
9. | 05.08.43 | |
Bf 109 | Томаровка | | |
10. | 06.10.43 | | FW-190 |
С Горнастойполь | | |
11. | 06.10.43 | |
FW-190 | Страхолесье-Губин | | |
12. | 22.10.43 | |
FW-190 | ЮВ Щучинка | | |
13. | 10.01.44 | |
Bf 109 | ЮЗ Вахновка | | |
14. | 27.01.44 | |
FW-190 | ЮЗ Андрушовка | | |
15. | 01.02.44 | |
Ju 52
| Сотники | | |
16. | 01.02.44 | |
Ju 52
| Сотники | | |
17. | 01.02.44 | |
Ju 52
| Сотники | | |
18. | 01.02.44 | |
Ju 52
| Сотники | | |
19. | 03.02.44 | |
Ju 52
| аэр.Завадовка | | |
20. | 18.03.44 | |
FW-190 | Третельник | | |
Як-15, на
котором Базанов летал после войны
|