Первую победу он одержал в первом же
бою. Успех редко приходил к летчику
сразу, и, хотя Боровых полгода был
инструктором в училище, его победа
объяснима лишь исключительной
настойчивостью и лихостью атак молодого
летчика. Правда, и "Харрикейн", на
котором он тогда летал, был
модернизирован в части вооружения; и с
легкой руки Б. Сафонова, опыт которого
был известен достаточно широко, четыре
крыльевых пулемета Браунинг калибром 7,7
мм были заменены четырьмя 20-миллиметровыми
пушками ШВАК.
8 боевых вылетов, совершенных Боровых
на Калининском фронте, принесли 3 победы,
он был назначен командиром звена,
награжден орденом Красного Знамени.
Вскоре летчик провел воздушный бой в
районе Зубцова, где на глазах
командующего фронтом генерал-полковника
И. Конева сбил Ju-88 и Bf-109, получив
благодарность за отличное ведение
схватки. Имя его становится известным в
частях фронта, вместе с опытом приходит
хладнокровие, еще больше укрепляется
уверенность.
А. Боровых родился в Курске 30 октября
1921 г. под знаком Скорпиона, хранившего
его судьбу, как и судьбы относительного
большинства асов, родившихся под этим
созвездием. Окончил 7 классов, работал
шофером, после чего крепкого и толкового
юношу приняли в Чугуевское военное
училище летчиков, переименованное в
марте 1941 года в Чугуевскую военную
авиационную школу, которую он окончил в
том же году. Несмотря на возражения
курсанта, он был оставлен в школе
инструктором, а инструкторами оставляли
лучших из лучших. Заметим, что выпуск 41-го
года дал 54 Героя Советского Союза, 4-х
дважды и одного трижды Героев, что в
течение грядущих трех с половиной лет
они собьют в воздухе около 1000
неприятельских машин, то есть по своему
составу этот выпуск не имел себе равных
в истории Советских ВВС.
Большую часть боевых вылетов Боровых
провел на самолетах, летно-технические
характеристики которых существенно
уступали немецким (Hurricane Мk.II,
Як-7Б). Компенсировать преимущество
вражеских машин помогали тактическая
грамотность и военная хитрость, о
которых никогда не забывал наш ас: "Летчик
должен не только в совершенстве владеть
самолетом, но и обладать военной
хитростью. Знания, помноженные на
военную хитрость, - в этом успех боя,
ключ к победе над самым сильным и
коварным врагом".
В тяжелых воздушных боях на
Центральном фронте, на Курской дуге уже
на Як-7Б он сбил 8 немецких самолетов. В
одном из боев выбросился с парашютом из
горящей машины, но на следующий день,
едва вернувшись в полк, вновь вылетел на
боевое задание. В этих боях он в
буквальном смысле встал на защиту
родного дома, ведь в недавно
освобожденном Курске оставались
родители, братья и сестры. Позднее он
узнает, что его отец, Егор Григорьевич,
погиб при налете немецкой авиации на
Курск.
В конце августа 1943 г. Боровых стал
командиром эскадрильи, Героем
Советского Союза.
Весной 1944 г. полк был перевооружен на
Як-3 - истребитель, превосходивший
большинство современных ему немецких
типов. На этой машине Боровых участвовал
в Белорусской операции, в освобождении
Польши, в боях на Берлинском направлении.
Этот истребитель уже не получил ни одной
пробоины.
Во время ВОВ летчик провел около 500
боевых вылетов, 130 воздушных боев, лично
сбил 32 и в группе 14 самолетов противника.
Воевал в составе 157-го иап (273 иад, 6 иак, 16
ВА).
После войны, 23-м приемом, в числе 20
дважды Героев, так называемой "золотой
орды", капитан Боровых был зачислен в
ВВА. После окончания академии (1951) командовал полком, дивизией. Освоил
многие типы боевых реактивных самолетов.
Заслуженный военный летчик СССР. В 1957 г.
окончил Военную академию Генштаба. В
1958-1977 гг. на командных должностях в
Московском округе ПВО, Дальневосточном
военном округе, Киевском военном округе.
С 1968г. генерал-полковник авиации Боровых
был назначен командующим авиацией ПВО
страны. С 1977 г. работал в Институте
военной истории. Написал две книги: "Новая
техника, оружие и человек" (М., 1972), "Надежный
щит Родины" (М., 1985).
Трагически погиб (убит хулиганами)
7 ноября 1989 г.
Дважды Герой Советском Союза (24.8.43;
23.2.45). Награжден 2 орденами Ленина, 5
орденами Красного Знамени, орденами
Александра Невского, Отечественной
войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды,
орденом "За службу Родине в ВС СССР"
3-й ст., медалями.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
тройкой |
16.02.42 |
Хш-126 |
728 иап |
* |
парой |
18.02.42 |
Хш-126 |
|
* |
тройкой |
25.02.42 |
Хш-126 |
|
* |
тройкой |
28.02.42 |
Ю-52 |
|
* |
четверкой |
03.03.42 |
До-215 |
|
* |
парой |
07.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
парой |
08.03.42 |
Ю-52 |
|
* |
тройкой |
08.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
личная |
08.03.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
21.03.42 |
Ю-88 |
|
* |
тройкой |
06.04.42 |
Ю-52 |
|
* |
тройкой |
06.04.42 |
Ю-52 |
|
* |
личная |
02.07.42 |
Ю-52 |
|
* |
|
04.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
04.07.42 |
Ю-52 |
|
* |
|
06.07.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
20.08.42 |
Ю-88 |
|
* |
|
28.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
28.08.42 |
Ю-88 |
|
* |
|
31.05.43 |
ФВ-190 |
157 иап |
* |
|
05.07.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
06.07.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
06.07.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
03.08.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
04.08.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
05.08.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
23.02.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
08.03.44 |
Хш-126 |
|
* |
|
28.03.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
04.05.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
20.07.44 |
Хе-111 |
|
* |
|
08.08.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
09.08.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
12.08.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
12.08.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
07.10.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
14.10.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
21.10.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
21.10.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
16.04.45 |
ФВ-190 |
|