Родился 1 января
1921 года.
Герой Советского Союза (1944), генерал-майор авиации.
Участник Великой Отечественной войны с 1941 г. Воевал в составе 5 (3 гв.)
иап ВВС КБФ, был командиром звена.
Из его воспоминаний:
"С декабря 1941 года воевал на Ленинградском и
Волховском фронтах. Начал войну с Ладожского озера и закончил островом
Борнхольм в Балтийском море. Когда Ленинград был в блокаде, мы охраняли
Дорогу Жизни, которая шла по Ладожскому озеру. Ее оборона являлась
основным звеном в нашей боевых действиях.
Однажды, когда мы вылетели на перехват Ю-88, мой ведущий был атакован
истребителем противника. Я этот истребитель отбил и начал преследование.
Но в это время сзади на меня зашел Ме-109 и открыл огонь. В результате у
меня были пробиты элероны, руль высоты и руль поворота. Самолет стал
неуправляемым. Ни вверх, ни вниз, ни вправо, ни влево повернуть было
нельзя. Я находился над Ладожским озером, что делать?
В кабине появился запах гари из мотора. Я готовился прыгать с парашютом,
но прыгать в октябре месяце, в воду? Это бесполезно! Стал управлять
самолетом с помощью ручки газа. Добавил газу – самолет пошел вверх,
убавил – вниз. Один элерон справа работал и таким образом можно было
повернуть вправо, а продолжая делать разворот, и влево. Дошел до
аэродрома. Первая посадка не получилась, сел со второго раза. Все
удивлялись, что удалось долететь и сесть. Через неделю самолет
отремонтировали…
Запомнилась лобовая атака «фоккевульфа». Мы дежурили с летчиком
Островским, моим ведомым. Со стороны Финляндии к нам часто прилетал
немецкий охотник, видно, опытный. Всегда, когда наши штурмовики
возвращались с выполнения задания, немец подбивал отстающих. Если
кто-нибудь летел подбитым в воздушном бою, он тоже таких подстерегал и
добивал. И вот, когда мне дали команду прикрыть Ил-2 идущие с задания, я
вылетел с Островским встретить своих. Смотрю – позади штурмовиков летит
самолет. Видимо, наш Ил-2 отстал, и догоняет своих. Думаю, надо ему
помочь. Подхожу, смотрю, самолет похож на Ил-2, тоже горбатый, но со
свастикой!
Мы его догнали, а
немец сбросил газ, и я оказался в невыгодном положении, потому что
проскочил его. Решил сделать левый разворот, а «фоккевульф» делал как
раз правый. «Василий Иванович, не надо!», – закричал Островский, когда
понял что я иду в лобовую атаку. Но решение было принято, мы пошли друг
на друга и открыли огонь. Разошлись метрах в семи. Немец пошел со
снижением и приземлился на воду. Я тоже был подбит. При заходе на
посадку правая нога не вышла. Потом оказалось, что пробит воздушный
цилиндр. Пришлось делать посадку на одной ноге…"
К июлю 1944 г. совершил 235 боевых вылетов, в 37
воздушных боях сбил лично 12 и в группе 8 самолётов противника.
После войны до 1983 г. служил на командных должностях
в морской авиации. |