Родился 8 июля 1917 года в Мордовии, в
рабочем поселке Торбеево. Он был
тринадцатым ребенком в семье. Отец,
Девятаев Петр Тимофеевич, трудолюбивый,
мастеровой человек, работал на помещика.
Мать, Акулина Дмитриевна, в основном
была занята заботой о детях. К началу
войны в живых было шестеро братьев и
одна сестра. Все они участвовали в боях
за Родину. Четверо братьев погибли на
фронте, остальные раньше времени ушли из
жизни из-за фронтовых ран и невзгод.
В школе Михаил учился успешно, но был
не в меру шаловлив. Но однажды его словно
подменили. Произошло это после того, как
в Торбеево прилетел самолет. Летчик,
казавшийся в своей одежде чародеем,
быстрокрылая железная птица - все это
покорило Михаила. Не сдержавшись, он
спросил тогда пилота:
- А как летчиком стать?
- Нужно хорошо учиться, - последовал
ответ. - Заниматься спортом, быть смелым,
храбрым.
С того дня Михаил решительно изменился:
все отдавал учебе и спорту. После 7-го
класса он поехал в Казань, намереваясь
поступить в авиационный техникум. Там
произошло какое-то недоразумение с
документами, и он был вынужден поступить
в речной техникум. Но мечта о небе не
угасла. Она захватывала его все больше и
больше. Оставалось одно - записаться в
Казанский аэроклуб.
Михаил так и поступил. Было трудно.
Порой до глубокой ночи просиживал в
самолетном или моторном классе
аэроклуба. А утром уже спешил в речной
техникум. Однажды настал день, когда
Михаил впервые, правда с инструктором,
поднялся в воздух. Возбужденный, сияющий
от счастья, он сказал тогда своим
друзьям: "Небо - моя жизнь!"
Эта высокая мечта и привела его,
выпускника речного техникума, уже
осваивавшего волжские просторы, в
Оренбургское авиационное училище. Учеба
там была счастливейшей порой в жизни
Девятаева. Он по крупицам набирался
знаний об авиации, много читал, с
усердием тренировался. Счастливый, как
никогда прежде, взлетал в небо, о котором
еще совсем недавно только мечтал.
И вот лето 1939 года. Он - военный летчик.
И специальность - самая грозная для
противника: истребитель. Сначала
проходил службу в Торжке, затем его
перевели в Могилев. Там снова повезло:
оказался в эскадрилье прославленного
летчика Захара Васильевича Плотникова,
успевшего повоевать в Испании и на
Халхин-Голе. От него набирались боевого
опыта Девятаев и его товарищи.
М. Девятаев. Довоенный
снимок
Но грянула война. И в первый же день -
боевой вылет. И хотя самому Михаилу
Петровичу не удалось сбить "юнкерса",
он, маневрируя, вывел его на своего
командира Захара Васильевича
Плотникова. А тот не упустил воздушного
противника, сразил его.
В его последних интервью
это выглядело так: "22 июня в 9 утра я уже участвовал в воздушном бою
над Минском. Позывной мой был - "Мордвин". Я чуть не плакал - мой
самолет был весь изрешечен. Через день меня немцы сбили. Мы атаковали
бомбардировщики, а они отстреливались. Стреляешь в немца, стреляешь, а
он летит. Баки у них были протектированные, двухслойные, с жидкой
резиной. Пуля пробивает бак, а бензин не вытекает - резина дырку
закрывает, самолет не загорается. А наши баки были простые, одна пуля
пробивает бак, бензин начинает вытекать, вторая пуля поджигает самолет и
все".
Скоро повезло и Михаилу Петровичу.
Однажды в разрыве облачности на глаза
ему попал "Юнкерс-87". Девятаев, не
теряя ни секунды, устремился за нимени И
через мгновение увидел его в
перекрестии прицела. Тут же дал две
пулеметные очереди. "Юнкерс"
вспыхнул и рухнул на землю. Были и еще
удачи.
Вскоре отличившихся в боях вызвали из
Могилева в Москву. Михаил Девятаев в
числе других был награжден орденом
Красного Знамени.
Обстановка все более обострялась. Девятаеву и его товарищам уже пришлось
оборонять подступы к столице. На
новеньких "яках" они перехватывали
самолеты, спешившие сбросить
смертоносный груз на Москву. Однажды под
Тулой Девятаев вместе со своим
напарником Яковом Шнейером вступил в
схватку с фашистскими
бомбардировщиками. Им удалось сбить
один "юнкерс". Но и самолет
Девятаева пострадал. Все же пилоту
удалось приземлиться. И он оказался в
госпитале. Не излечившись до конца,
бежал оттуда в свой полк, уже
находившийся западнее Воронежа.
21 сентября 1941 года Девятаеву поручили
доставить важный пакет в штаб
окруженных войск Юго-Западного фронта.
Он выполнил это поручение, но на
обратном пути вступил в неравную
схватку с "мессершмиттами". Одного
из них сбил. И сам получил ранение. Так он
вновь оказался в госпитале.
В новой части его осмотрела врачебная
комиссия. Решение было единодушным - в
тихоходную авиацию. Так летчик-истребитель
оказался в полку ночных
бомбардировщиков, а потом в санитарной
авиации.
Лишь после встречи с Александром
Ивановичем Покрышкиным ему удалось
вновь стать летчиком-истребителем. Было
это уже в мае 1944 года, когда Девятаев
отыскал "хозяйство Покрышкина".
Новые сослуживцы встретили его сердечно.
Среди них был и Владимир Бобров, осенью
41-го давший кровь раненому Михаилу
Петровичу.
Не раз поднимал Девятаев свой самолет
в воздух. Неоднократно вместе с другими
летчиками дивизии А. И. Покрышкина
вступал в схватки с фашистскими
стервятниками.
Но вот наступило роковое 13 июля 1944 года.
В воздушном бою над Львовом он получил
ранение, а его самолет загорелся. По
команде своего ведущего Владимира
Боброва Девятаев выбросился из объятого
пламенем самолета... и оказался в плену.
Допрос за допросом. Потом переброска в
разведотдел абвера. Оттуда - в
Лодзинский лагерь военнопленных. А там
опять - голод, пытки, издевательства.
Вслед за этим - концлагерь Заксенхаузен.
И наконец - таинственный остров Узедон,
где готовилось сверхмощное оружие,
перед которым, по мнению его творцов,
никому не устоять. Узники Узедона - это
фактически приговоренные к смерти.
И все это время у пленных зрела одна
мысль - бежать, бежать во что бы то ни
стало. Лишь на острове Узедон это
решение приобрело реальность. Рядом, на
аэродроме Пенемюнде, были самолеты. И
был летчик Михаил Петрович Девятаев,
человек мужественный, бесстрашный,
способный осуществить намеченное. И он
осуществил, несмотря на невероятные
трудности. 8 февраля 1945 года "хейнкель"
с 10 узниками приземлился на нашей земле.
Девятаев доставил командованию
стратегически важные сведения о
засекреченном Узедоне, где
производилось и испытывалось ракетное
оружие фашистского рейха. Еще
оставалось два дня до намеченной
фашистами расправы над Девятаевым. Его
спасло небо, в которое он был бесконечно
влюблен с детства.
Клеймо военнопленного сказывалось
долго. Ни доверия, ни стоящей работы...
Это угнетало, порождало безнадежность.
Лишь после вмешательства уже
получившего широкую известность
генерального конструктора космических
кораблей Сергея Павловича Королева дело
сдвинулось с мертвой точки. 15 августа 1957
года подвиг Девятаева и его товарищей
получил достойную оценку. Михаилу
Петровичу было присвоено звание Героя
Советского Союза, а участники перелета
награждены орденами.
Михаил Петрович окончательно
возвратился в Казань. В речном порту
вернулся к своей первой профессии -
речника. Ему доверили испытание первого
быстроходного катера "Ракета". Он
стал и первым его капитаном. Спустя
несколько лет уже водил по Волге
быстроходные "Метеоры".
Умер 24 ноября 2002 года.
Похоронен на аллее Героев Арского кладбища Казани.