Родился 20 декабря 1918 г. в городе Шахты Ростовской области в семье рабочего, старого большевика. Учился в техникуме в Таганроге. В августе 1936 г. по путевке комсомола Дранищев был
направлен в 9-ю Чугуевскую военную авиационную школу, которую окончил в 1940 г. 2 года Дранищев служил в училище летчиком-инструктором.
Человек исключительного летного дарования, он сбил свой первый "юнкерс" в первом же боевом вылете - 23 августа 1942 г. В течение последующих трех недель записал на свой счет еще 5 самолетов
противника, из них 2 Ю-88 уничтожил в одном вылете 8 сентября. 13 сентября, в составе пары, он вступил в бой с большой группой бомбардировщиков. Выполняя задачу по срыву бомбометания, советские
летчики не пытались непременно уничтожать самолеты противника, а, стремительно маневрируя среди бомбардировщиков и обстреливая их, не дали им прицельно отбомбиться. В конце боя Дранищев атакой в
лоб все же сбил один из истребителей прикрытия. За этот бой его наградили орденом Ленина. Заметим, что свои первые победы он одержал в тяжелейшие для страны дни, когда Вермахт в полную мощь
развил свое наступление под Сталинградом.
В сентябре Дранищев был направлен в 9-й гиап - элитный полк, где к тому времени собрались сильнейшие летчики фронта. За 2 недели он переучился на Як-1 и был отмечен по результатам учебы даже
среди асов 9-го гвардейского. В середине февраля 1943 г. он с гордостью пишет матери: "Мои личные результаты боев за Сталинград: девять сбитых самолетов врага... Сейчас здоров, летаю, дерусь и
даю гансам жару вместе со своими боевыми товарищами..." В то время гвардии ст. лейтенант Дранищев был уже заместителем командира эскадрильи: сначала "красных" - у Алелюхина, позднее "желтоносых"
- у Амет-хана. Он умело использовал высотные качества своего облегченного "яка", в одиночку вступал в бой с парами "мессеров", имитируя отступление, уходил на большую, до 8000 метров, высоту,
откуда, переходя в резкое пикирование, атаковал преследователя. Свой самый результативный бой летчик провел 23 июня 1942 г. во главе четверки в районе Харцызска, когда ему удалось сбить 3 Ю-88.
"Аэрокобра", на которую полк переучился в середине августа 1943 г., оказалась для него роковой. 20 августа не знавший поражений Дранищев не вернулся из первого боевого вылета на этой машине. Он
воевал менее года, провел 120 боевых вылетов, в 50 воздушных боях сбил лично 21 и в группе 7 самолетов противника.
Герой Советского Союза (24.8.43). Награжден 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Александра Невского.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
личная |
23.08.42 |
Ю-88 |
437 иап |
* |
|
28.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
28.08.42 |
Ю-88 |
|
* |
|
28.08.42 |
Ю-88 |
|
* |
|
09.09.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
13.09.42 |
Ме-110 |
|
* |
|
25.09.42 |
Ю-88 |
|
* |
|
27.09.42 |
Ю-88 |
|
* |
|
03.02.43 |
Ме-109 |
9 гиап |
* |
|
25.03.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
25.06.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
14.07.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
16.07.43 |
ФВ-189 |
|
* |
|
17.07.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
17.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
21.07.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
20.08.43 |
Ме-109 |
|