Уголок неба ¦ Дзусов Ибрагим Магометович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Дзусов Ибрагим Магометович
       
Годы жизни: 1905-1980

Ибрагим Магометович Дзусов родился в бедной крестьянской семье в селе Заманкул Северной Осетии.  В 15 лет пошел добровольцем в Красную Армию. Простым солдатом Ибрагим Дзусов сражался с бандами басмачей в Средней Азии.

В 1929 г. Дзусов закончил летное училище - началась его служба в ВВС.  Командиром 45-го ИАП И. М. Дзусов стал 25 апреля 1939 года. Полк был оснащен самолетами И-16 и И-15-бис. Летчики отлично освоили их, выполняли полеты при любой погоде, днем и ночью. Технический состав умело эксплуатировал материальную часть, обеспечивал безаварийную работу летчиков.

В начале 1941 г. полк осваивает новый самолет-истребитель Як-1 одним из первых в ВВС страны. В 1941 году 45-й ИАП осуществлял прикрытие кораблей с десантом при вводе советских войск в Северный Иран и показал при этом высокую выучку.

И вот в самом начале января 1942 года полк выбывает из состава 8-го авиакорпуса ПВО г. Баку и входит в состав 72-й авиадивизии Крымского фронта.

… Немецкие войска вели наступление на Феодосию. Боевое крещение полка проходило в тяжелейших условиях.

Боевого опыта у летчиков не было. И майор И. М. Дзусов учил их, как вести воздушный бой, сам учился. Командир лично водил группы на отражение вражеских налетов, на штурмовку, разведку, прикрытие наших войск. До 19 мая 1942 года полк совершил 1087 боевых вылетов, провел 148 воздушных боев и сбил 36 самолетов противника.

Из воспоминаний полковника авиации в отставке Героя Советского Союза Аркадия Васильевича Федорова из г. Иванова:

"Он любил личный состав, умело поощрял тех, кто не просто смело атаковал врага, а делал это обдуманно, тактически грамотно, сообразуясь со сложившейся обстановкой в воздухе и на земле на том или ином участке фронта. Он был непримирим к тем, кто пренебрегал или не хотел воспользоваться тактической обстановкой. В тяжелейших условиях боевой обстановки он умело руководил подчиненными частями и последовательно готовил воздушных бойцов".

Несмотря на запрет вышестоящего командования, Дзусов сам водил группы своих летчиков на боевые задания, во время которых уничтожил 6 самолетов противника.

С 11 июля 1942 года полк воевал на Южном фронте.

Сослуживцы вспоминают начало августа 1942 года, когда на одном из полевых аэродромов южнее Белой Глины, поздним вечером, после окончания боевой работы, при свете электрического фонарика командир полка И. М. Дзусов зачитывал летчикам приказ Верховного Главнокомандующего № 227 "Ни шагу назад!". Разъясняя обстановку, командир потребовал безусловного выполнения поставленных боевых задач по уничтожению рвущихся на Кавказ фашистских орд.

Время было трудное, тревожное. Моторы самолетов полка выработали все ресурсы. Других самолетов и новых моторов не ожидалось. Летчики продолжали делать по 3–4 и больше вылетов в день, при этом нанося вражеским моторизированным колоннам большой урон. Но немцы упорно двигались на юг…

13 августа 1942 года И. М. Дзусов привел полк на аэродром г. Орджоникидзе и уже с 14 августа летчики стали громить немцев на переправах через Малку в районе Марьинской и Кубы, на дорогах на Баксан и Прохладный.

Во фронтовых газетах все чаще стали появляться статьи о подвигах летчиков, которыми командовал И. М. Дзусов. Многие из них были удостоены высоких боевых наград.

В середине ноября полк отправился за получением новой матчасти под Баку. Летчики Дзусова первыми, по ленд-лизу получили американские самолеты. Пробные полеты производил сам Дзусов, летчики наблюдали, с каким мастерством он проводил все полеты. И уже в середине февраля 1943 года полк на новых, хорошо оснащенных истребителях над Невинномысском и Краснодаром ошеломил своими ударами гитлеровскую авиацию. И здесь Дзусов показывал образцы ведения боя.

"Чутье нашего бати было исключительным – знал, кого брать в полк, – вспоминал Василий Степанович Сапьян из Краснодара. – Через три месяца воздушных боев на Кубани Б. Б. Глинка и Н. Д. Кудря стали Героями Советского Союза".

В середине мая 1943 года Ибрагим Дзусов назначается командиром 9-й гвардейской истребительной авиадивизии, преобразованной из 216-й смешанной авиадивизии. Дзусов стал не только командиром 9-й ГИАД, но и ее душой. Он наперечет знал всех летчиков дивизии, их преимущества и недостатки. 57 Героев Советского Союза дала дивизия. Из них четыре человека стали дважды, а один – А. И. Покрышкин – трижды Героем Советского Союза.

"Сам Дзусов летал до тех пор, пока однажды не попал в сильную переделку, – вспоминает И. И. Бабак из Полтавы. – Где-то в мае 1943 года, будучи уже комдивом, полетел он с группой. Над линией фронта завязался ожесточенный бой: несколько фашистских самолетов уже было сбито, но им на подмогу подходили все новые и новые самолеты. После одной из атак Дзусова, когда фашистский самолет задымил и пикированием стал уходить из боя, он сам, не успев отвернуть, выйти из атаки, был атакован фашистами… Его самолет загорелся и растаял в заоблачной дали.

Как переживали авиаторы! Трое суток возле КП дивизии дежурили летчики, не летающие на задания (раненые, больные). Все находились в полной безвестности.

Наконец пришла весточка: Дзусов подобран наземными войсками, ранен, но состояние здоровья опасений не вызывает…

Потом была радостная встреча: подъехавшую группу Дзусов встретил смущенной улыбкой и присущим ему веселым юмором:

– Волновались, да? Извините, не учел… Давно с парашютом не прыгал. Вот и решил попробовать.

После этого он уже лично в бой не летал (ему просто не позволяли)".

За вклад в успех советских войск дивизия была высоко отмечена Верховным Главнокомандованием, получила наименование Мариупольской (к концу войны Берлинская и трижды орденоносная).

И вот накануне перелета дивизии из Черниговки на 2-й Украинский фронт летчики узнают новость: их батя уходит из дивизии, назначается командиром корпуса на одном из Белорусских фронтов.

Можно понять огорчение, которое вызвала эта новость: два трудных военных года командиром и наставником для летчиков был Ибрагим Магометович. Он учил их воевать с фашистами, опекал в боях, был для них примером. Сколько вместе пережили за эти долгие годы: трудное отступление в 1942 году, сложности с переучиванием на новые самолеты, радость наступательных боев в 1943 и 1944 годах… В сознании авиаторов все это связывалось с именем командира полка, затем дивизии – И. М. Дзусова.

И все же огорчение перекрывалось чувством гордости за батю.

Корпус, который принял И. М. Дзусов, был на 60 процентов пополнен молодым неопытным летным составом. Благодаря умелому руководству Дзусова, его инициативе и настойчивости летный состав в течение месяца был введен в строй, а корпус в целом был подготовлен для ведения боевой работы в наступлении наших войск на I Белорусском фронте.

В период летнего наступления 1944 года (с 24 июня по 15 августа) части корпуса выполняли боевую работу на Бобруйском, Минском, Барановичском, Слонимском, Брестском и Седлецком направлениях. В этих операциях корпус прикрывал боевые порядки наземных войск, переправы на реках Днепр, Друть, Березина, Шара и Буг, штурмовал войска противника и вел разведку. За этот и последующие периоды частями корпуса были произведены тысячи успешных вылетов. Приказом ВГК шестому ИАК было присвоено наименование Барановичского.

В сражениях за Берлин советская авиация одержала блестящую победу над врагом, разбила последние гитлеровские воздушные эскадры, наносила удары по живой силе и технике противника.

Бывший военный корреспондент Я. И. Макаренко вспоминает:

"…Невдалеке от садика стоял темно-зеленый закрытый автобус с множеством антенн на крыше. В автобусе сидел за столом в наушниках мой старый знакомый генерал Ибрагим Дзусов. Он представлял на командном пункте Богданова авиаторов. Генерал, следя глазами за картой, указывал штурмовикам и бомбардировщикам цели, вел беспрерывные переговоры с летчиками.

Оторвавшись на секунду от "воздуха", поправляя пенсне, Дзусов сказал мне: "Горячие денечки. Летчики трудятся без передышки!".

Пробыл я на командном пункте танкистов несколько часов и получил исчерпывающий ответ на свой вопрос. Дела шли хорошо! Советские бронированные колонны, поддерживаемые ударами с воздуха, неотвратимо приближались к немецкой столице".

За время участия в Отечественной войне частями и соединениями, которыми командовал Дзусов, было произведено 18654 боевых самолето-вылета, проведено 1243 воздушных боя, сбито 832 самолета противника.

За образцовое выполнение боевых задач командования на фронтах борьбы с немецкими захватчиками, за умелое руководство боевой работой частей и соединений, за личные боевые заслуги и проявленные при этом мужество, отвагу и героизм И. М. Дзусов по представлению командующего 16-й воздушной армией генерал-полковника С. И. Руденко был награжден Золотой Звездой Героя Советского Союза. Медаль получил уже после войны.

Несмотря на почтенный возраст и высокие посты грозный осетин летал на боевые задания - в его  послужном списке 89 боевых вылетов и шесть сбитых в 11 воздушных боях самолетов противника.

После войны до 1955 г. служил в ВВС. До 1965 года работал на ответственной советской и хозяйственной работе.  Автор книги "В семье отважных".

Умер 28 октября 1980 года.

 


(с) М. Жирохов



Уголок неба. 2010 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100