Александр Николаевич, дважды Герой
Советского Союза, летчик-штурмовик,
совершил 222 боевых вылета, в которых им
сбито лично 2 и в составе группы -5
самолетов, разбито и сожжено 30 эшелонов,
уничтожено 126 танков, 85 самолетов на
земле, 193 полевых и 43 зенитных орудия и
много другой техники противника.
Родился 6 февраля 1923
года.
Осень 1942 г. Враг не только дошел до
берегов Волги, но и все еще стоял в ста
пятидесяти километрах от Москвы. 30
ноября с полевого аэродрома Чертаново,
вблизи Волоколамска, в составе четверки
Ил-2 198-го штурмового авиаполка поднялся
в свой первый боевой вылет Александр
Ефимов. Как часто бывало, не все вначале
сложилось удачно - оторвался от группы и,
отбомбившись в одиночку, сел на соседнем
аэродроме, но бомбы и эрэсы легли в цель,
и, главное, не пропали присутствие духа и
уверенность в себе. Через несколько дней
его командир звена из-эа неисправности
машины вскоре после взлета повернул
назад, и место во главе группы занял
молодой пилот. Это был его четвертый
вылет, после которого Александр так и
закрепился в списке ведущих групп полка.
Случай, прямо скажем, редчайший. Ведь эта
не включенная в штатное расписание
должность не давалась ни званием, ни
служебным положением, ни возрастом, а
только мастерством, умением
ориентироваться в небе и добиваться
победы в мгновенно меняющихся
обстоятельствах воздушной войны.
Шли месяцы, под крылом Ила оставалась
разгромленная немецкая техника, рос
боевой опыт. 13 июля 1943 г. лейтенанта
Ефимова назначили командиром 2-й
эскадрильи вместо погибшего капитана В.А.
Малинкина. Непросто было 20-летнему
комэску командовать теми, с кем недавно
стоял в одном строю. Надо было добиться
четкого взаимопонимания в воздухе,
автоматизма действий.
Приходилось пилоту выполнять задания,
которые почему-то не считались боевыми (хотя
и поручались самым опытным экипажам и
имели важнейшее значение) -вести
воздушную разведку. 47 таких вылетов надо
добавить к тем 222 боевым, которые
совершил А.Н. Ефимов за годы войны. По
инициативе техников на машине комэска
установили в задней кабине на шкворне,
слева от пулемета, фотоаппарат, с
которым работал воздушный стрелок.
Теперь вместо устного доклада штаб
получал фотопланшет. Было на Ил-2 Ефимова
и немало других усовершенствований: в
гондоле шасси был установлен
фотоаппарат для контроля результатов
вылета, в кабине стрелка - вторая приборная доска, на бронестекле -
нанесены различные метки, на капоте -
приклепаны штырьки для точного
прицеливания, в фюзеляже была
установлена вторая радиостанция. В этом
отразился характер летчика - не
надеяться на "авось", максимум
возможного предусмотреть на земле,
чтобы случайности не помешали
выполнению задания. Подготовку на земле
дополняли упорство и расчетливость в
воздухе - цель уничтожалась несмотря на
огонь зениток и атаки истребителей. "Враг,
ведь, на земле - не в небе, не скажешь, что
не встретил противника" - полушутя в
адрес друзей-истребителей говорил
Ефимов. Было и у него желание поменять
летную специальность - написал рапорт о
переводе в прикрывавший дивизию 172-й
истребительный авиаполк, пошел к
комдиву. Ответ полковника В.И. Смоловика
был краток, выразителен, и капитан
Ефимов продолжил службу в своем полку.
Постепенно он становился лучшим
летчиком 233-й Ярцевской Краснознаменной
шад 26 октября 1944 г командиру эскадрильи
198-го шап капитану А.Н. Ефимову за 100
успешных боевых вылетов было присвоено
звание Героя Советского Союза. В любых
самых сложных вылетах ему сопутствовала
удача, только раз, в июле 1944 г., в
Белоруссии его Ил-2 подбили зенитки, но
удалось дотянуть до Немана и посадить
самолет (не выпуская шасси) уже на своей
территории. Немецким же истребителям он пришелся не по зубам - 2 самолета
лично (Мессершмшты Bf 109 и Bf 110) и 5 в группе
сбил летчик, не один отправили на землю
воздушные стрелки. Несколько их
сменилось за время войны в экипаже
Ефимова, но с особой теплотой вспоминает
до сих пор Александр Николаевич
сержанта Г.П. Доброва. Вместе они летали
год: с появления в полку двухместных
Илов (зима 1943 г.) и до тяжелого ранения
Юрия, как его звали товарищи (январь 1944 г.).
Меткий стрелок - он сбил лично 2 (Bf 109 и FW
190) и 2 самолета в группе. А сколько подбил
и отогнал - ни документы, ни память не
сохранили. Первого своего немца,
атаковавшего сзади снизу, так что видны
были только крылья, зажег, стреляя через
фюзеляж Ила. Тросы управления, к счастью,
не перебил. Г.П. Доброе провел 24
воздушных боя, а кроме того он был
настоящими глазами командира, ведь из
кабины Ил-2 обзора назад практически нет.
Награжден орденами Красного Знамени,
Славы III степени, Отечественной войны,
Красной Звезды. Под стать ему были и
другие стрелки А.Н. Ефимова, от которых
многое зависело в бою.
В феврале 1945 г. в разгар Висло-Одерской
операции Ефимов был переведен из 198-го
шап штурманом 62-го шап той же 233-й шад.
Совершил в новом полку десятки вылетов,
последний из них - 5 мая 1945 г. - на
штурмовку немецкого порта Свинемюнде.
Через три с половиной месяца, 18 августа
1945 г., штурману 62-го шап капитану А.Н.
Ефимову за совершенные 222 боевых вылетов
и большое количество уничтоженной живой
силы и техники противника присвоено
повторно звание Героя Советского Союза.
Для справки: по статистике в среднем на
летчика-штурмовика приходилось 66 боевых
вылетов.
После войны А.Н. Ефимов окончил две
военные академии, командовал штурмовым
полком на Ил-10, штурмовой дивизией на МиГ-15
и МиГ-17, бомбардировочной дивизией на Ил-28,
занимал другие ответственные должности
С 1969 г. - первый заместитель
Главнокомандующего ВВС, а с 1984 г. по 1989 г.
- Главнокомандующий Военно-Воздушными
Силами СССР. С 1975 г. - маршал авиации.
Сейчас - председатель Госаэронавигации
СССР.
Маршал авиации А.Н.Ефимов награжден
тремя орденами Ленина, пятью - Красного
Знамени, Александра Невского, двумя -
Отечественной войны I степени, Красной
Звезды, "За службу Родине в
Вооруженных Силах СССР" 3-й степени,
многими медалями и иностранными
наградами.
Весь боевой путь Александра Ефимова
связан со штурмовиком Ил-2. За время
войны он сменил не менее 7 машин, не
считая тех, на которых сделал единичные
вылеты. Придя в 1-ю эскадрилью 198-го шап,
до середины зимы 1943 г. Ефимов летал на
одноместном самолете с номером 17,
который сохранился и на полученной
вместо него двухместной машине. Став в
июле 1943 г. командиром 2-й эскадрильи,
летчик сменил номер на "двойку",
которая неизменно присутствовала на
всех его самолетах до конца войны, в том
числе и после перехода в 62-й шап. Номер в
198-м шап наносился на руле поворота, его
цвет и начертание изменялись на разных
машинах.
На двух Ил-2 А.Н. Ефимова (no-одному в 198-м
и 62-м шап). была сделана надпись "Родина".
Фотографии их пока не найдены.
На Ил-2мЗ (модифицированном варианте
штурмовика с увеличенной
стреловидностью консолей), изображенном
на вкладке, А.Н. Ефимов летал в 198-м шап
осенью 1944 г. - зимой 1945 г., до перехода в 62-й
шап. Видимые на фотографии элементы
окраски обнаруживают значительное
соответствие стандартной схеме
камуфляжа 1943 г., поэтому она была
использована при реконструкции. На
верхних плоскостях пятна зеленого,
светло-коричневого и темно-серого
цветов, на нижних - голубого. Красные
звезды с бело-красной обводкой. Цифра
"2" - черная с белой обводкой.
Голубой кок и полоса на фюзеляже -
отличительный признак 198-го шап
Окрашивалась только съемная часть кока.
Белая скошеная законцовка киля
обозначала принадлежность к 233-й шад. Эти
цветовые элементы появились в дивизии
еще в 1942 г. Осталось невыясненным, с чем
связана и когда появилась более светлая
окраска оперения,. также характерная для
самолетов 233-й шад.
Список авиационной техники, которую А.Н.
Ефимов освоил в мирное время, весьма
значителен, поэтому лишь перечислим эти
самолеты: Як-9, Як-11, Ил-10, МиГ-15 и МиГ-17 в
варианте штурмовика, Ил-28, МиГ-21,
вертолеты Ми-1 и Ми-4, транспортные и
пассажирские машины Ан-2, Ан-8, Ан-14, Ан-24,
Ил-14, Ил-18. Ту-104, Ту-124, Ту-134. Летал до 1983 г.,
лично пилотируя самолет во время
командировок по стране, за рубежом, и
достиг почти рекордного у нас летного
долголетия.