Уголок неба ¦ Ефимов Александр Николаевич

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Ефимов Александр Николаевич
Годы жизни: р.1923    

Александр Николаевич, дважды Герой Советского Союза, летчик-штурмовик, совершил 222 боевых вылета, в которых им сбито лично 2 и в составе группы -5 самолетов, разбито и сожжено 30 эшелонов, уничтожено 126 танков, 85 самолетов на земле, 193 полевых и 43 зенитных орудия и много другой техники противника.

Родился 6 февраля 1923 года.

Осень 1942 г. Враг не только дошел до берегов Волги, но и все еще стоял в ста пятидесяти километрах от Москвы. 30 ноября с полевого аэродрома Чертаново, вблизи Волоколамска, в составе четверки Ил-2 198-го штурмового авиаполка поднялся в свой первый боевой вылет Александр Ефимов. Как часто бывало, не все вначале сложилось удачно - оторвался от группы и, отбомбившись в одиночку, сел на соседнем аэродроме, но бомбы и эрэсы легли в цель, и, главное, не пропали присутствие духа и уверенность в себе. Через несколько дней его командир звена из-эа неисправности машины вскоре после взлета повернул назад, и место во главе группы занял молодой пилот. Это был его четвертый вылет, после которого Александр так и закрепился в списке ведущих групп полка. Случай, прямо скажем, редчайший. Ведь эта не включенная в штатное расписание должность не давалась ни званием, ни служебным положением, ни возрастом, а только мастерством, умением ориентироваться в небе и добиваться победы в мгновенно меняющихся обстоятельствах воздушной войны.

Шли месяцы, под крылом Ила оставалась разгромленная немецкая техника, рос боевой опыт. 13 июля 1943 г. лейтенанта Ефимова назначили командиром 2-й эскадрильи вместо погибшего капитана В.А. Малинкина. Непросто было 20-летнему комэску командовать теми, с кем недавно стоял в одном строю. Надо было добиться четкого взаимопонимания в воздухе, автоматизма действий.

Приходилось пилоту выполнять задания, которые почему-то не считались боевыми (хотя и поручались самым опытным экипажам и имели важнейшее значение) -вести воздушную разведку. 47 таких вылетов надо добавить к тем 222 боевым, которые совершил А.Н. Ефимов за годы войны. По инициативе техников на машине комэска установили в задней кабине на шкворне, слева от пулемета, фотоаппарат, с которым работал воздушный стрелок. Теперь вместо устного доклада штаб получал фотопланшет. Было на Ил-2 Ефимова и немало других усовершенствований: в гондоле шасси был установлен фотоаппарат для контроля результатов вылета, в кабине стрелка - вторая приборная доска, на бронестекле - нанесены различные метки, на капоте - приклепаны штырьки для точного прицеливания, в фюзеляже была установлена вторая радиостанция. В этом отразился характер летчика - не надеяться на "авось", максимум возможного предусмотреть на земле, чтобы случайности не помешали выполнению задания. Подготовку на земле дополняли упорство и расчетливость в воздухе - цель уничтожалась несмотря на огонь зениток и атаки истребителей. "Враг, ведь, на земле - не в небе, не скажешь, что не встретил противника" - полушутя в адрес друзей-истребителей говорил Ефимов. Было и у него желание поменять летную специальность - написал рапорт о переводе в прикрывавший дивизию 172-й истребительный авиаполк, пошел к комдиву. Ответ полковника В.И. Смоловика был краток, выразителен, и капитан Ефимов продолжил службу в своем полку. Постепенно он становился лучшим летчиком 233-й Ярцевской Краснознаменной шад 26 октября 1944 г командиру эскадрильи 198-го шап капитану А.Н. Ефимову за 100 успешных боевых вылетов было присвоено звание Героя Советского Союза. В любых самых сложных вылетах ему сопутствовала удача, только раз, в июле 1944 г., в Белоруссии его Ил-2 подбили зенитки, но удалось дотянуть до Немана и посадить самолет (не выпуская шасси) уже на своей территории. Немецким же истребителям он пришелся не по зубам - 2 самолета лично (Мессершмшты Bf 109 и Bf 110) и 5 в группе сбил летчик, не один отправили на землю воздушные стрелки. Несколько их сменилось за время войны в экипаже Ефимова, но с особой теплотой вспоминает до сих пор Александр Николаевич сержанта Г.П. Доброва. Вместе они летали год: с появления в полку двухместных Илов (зима 1943 г.) и до тяжелого ранения Юрия, как его звали товарищи (январь 1944 г.). Меткий стрелок - он сбил лично 2 (Bf 109 и FW 190) и 2 самолета в группе. А сколько подбил и отогнал - ни документы, ни память не сохранили. Первого своего немца, атаковавшего сзади снизу, так что видны были только крылья, зажег, стреляя через фюзеляж Ила. Тросы управления, к счастью, не перебил. Г.П. Доброе провел 24 воздушных боя, а кроме того он был настоящими глазами командира, ведь из кабины Ил-2 обзора назад практически нет. Награжден орденами Красного Знамени, Славы III степени, Отечественной войны, Красной Звезды. Под стать ему были и другие стрелки А.Н. Ефимова, от которых многое зависело в бою.

В феврале 1945 г. в разгар Висло-Одерской операции Ефимов был переведен из 198-го шап штурманом 62-го шап той же 233-й шад. Совершил в новом полку десятки вылетов, последний из них - 5 мая 1945 г. - на штурмовку немецкого порта Свинемюнде. Через три с половиной месяца, 18 августа 1945 г., штурману 62-го шап капитану А.Н. Ефимову за совершенные 222 боевых вылетов и большое количество уничтоженной живой силы и техники противника присвоено повторно звание Героя Советского Союза. Для справки: по статистике в среднем на летчика-штурмовика приходилось 66 боевых вылетов.

После войны А.Н. Ефимов окончил две военные академии, командовал штурмовым полком на Ил-10, штурмовой дивизией на МиГ-15 и МиГ-17, бомбардировочной дивизией на Ил-28, занимал другие ответственные должности С 1969 г. - первый заместитель Главнокомандующего ВВС, а с 1984 г. по 1989 г. - Главнокомандующий Военно-Воздушными Силами СССР. С 1975 г. - маршал авиации. Сейчас - председатель Госаэронавигации СССР.

Маршал авиации А.Н.Ефимов награжден тремя орденами Ленина, пятью - Красного Знамени, Александра Невского, двумя - Отечественной войны I степени, Красной Звезды, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени, многими медалями и иностранными наградами.

Весь боевой путь Александра Ефимова связан со штурмовиком Ил-2. За время войны он сменил не менее 7 машин, не считая тех, на которых сделал единичные вылеты. Придя в 1-ю эскадрилью 198-го шап, до середины зимы 1943 г. Ефимов летал на одноместном самолете с номером 17, который сохранился и на полученной вместо него двухместной машине. Став в июле 1943 г. командиром 2-й эскадрильи, летчик сменил номер на "двойку", которая неизменно присутствовала на всех его самолетах до конца войны, в том числе и после перехода в 62-й шап. Номер в 198-м шап наносился на руле поворота, его цвет и начертание изменялись на разных машинах.

На двух Ил-2 А.Н. Ефимова (no-одному в 198-м и 62-м шап). была сделана надпись "Родина". Фотографии их пока не найдены.

На Ил-2мЗ (модифицированном варианте штурмовика с увеличенной стреловидностью консолей), изображенном на вкладке, А.Н. Ефимов летал в 198-м шап осенью 1944 г. - зимой 1945 г., до перехода в 62-й шап. Видимые на фотографии элементы окраски обнаруживают значительное соответствие стандартной схеме камуфляжа 1943 г., поэтому она была использована при реконструкции. На верхних плоскостях пятна зеленого, светло-коричневого и темно-серого цветов, на нижних - голубого. Красные звезды с бело-красной обводкой. Цифра "2" - черная с белой обводкой. Голубой кок и полоса на фюзеляже - отличительный признак 198-го шап Окрашивалась только съемная часть кока. Белая скошеная законцовка киля обозначала принадлежность к 233-й шад. Эти цветовые элементы появились в дивизии еще в 1942 г. Осталось невыясненным, с чем связана и когда появилась более светлая окраска оперения,. также характерная для самолетов 233-й шад.

Список авиационной техники, которую А.Н. Ефимов освоил в мирное время, весьма значителен, поэтому лишь перечислим эти самолеты: Як-9, Як-11, Ил-10, МиГ-15 и МиГ-17 в варианте штурмовика, Ил-28, МиГ-21, вертолеты Ми-1 и Ми-4, транспортные и пассажирские машины Ан-2, Ан-8, Ан-14, Ан-24, Ил-14, Ил-18. Ту-104, Ту-124, Ту-134. Летал до 1983 г., лично пилотируя самолет во время командировок по стране, за рубежом, и достиг почти рекордного у нас летного долголетия.




Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100