Иван Еременко родился в 1910 году
в Екатеринбурге, в семье рабочего. В
Советской Армии с 1927 года. Окончил
Ленинградскую военно - теоретическую
школу в 1928 году и Севастопольскую
военную школу пилотов в 1929 году. Затем
служил в Баку, где освоил новый
истребитель И-4.
С мая 1937 по февраль 1938 года -
участник национально - революционной
войны в Испании, где принял командование
1-й истребительной эскадрильей,
базировавшейся на аэродроме Лос Алказас
и вооруженной бипланами И-15.
К середине октября на аэродроме
Гарапинильос под Сиснеросом франкисты
сосредоточили очень много авиационной
техники (в том числе новые "Мессершмитгы"),
а также огромное количество ГСМ и
запасных частей. Если бы аэродром
продолжал функционировать нормально, то
это могло бы привести к провалу
намечавшегося через полтора-два месяца
наступления на Теруэль. Чтобы вывести
авиабазу из строя, Птухин, Еременко,
Агальцов и Лазарев спланировали
операцию, которую, пожалуй, следует
считать самой яркой страницей боевой
деятельности Ивана Трофимовича в
Испании. 15 октября он непосредственно
руководил осуществлявшей удар
авиагруппой, включавшей пять эскадрилий
И-16 и И-15. Основную задачу выполняли
возглавляемые Серовым и Гонсалесом
Чендосвиндо две эскадрильи "чатос",
самолеты которых несли по четыре 10-кг
бомбы. Истребители сделали шесть
заходов на цель, уничтожив и повредив
более 70 самолетов. Была взорвана большая
часть складов ГСМ и боеприпасов, сгорели
многие другие объекты. Кроме того, после
окончания штурмовки группа обнаружила и
расстреляла вражескую автоколонну.
Сражение за Теруэль развернулось в
середине декабря. Поначалу оно
развивалось благоприятно для
республиканцев. Задачей группы Еременко
в те дни было сопровождение
бомбардировщиков. 22 декабря во время
очередного вылета капитан встретился с
тремя Bf 109 и сбил один из них. Однако двое
оставшихся серьезно сели на хвост.
Пришлось изрядно повертеться, прежде
чем на помощь подоспели Моркильяс и
Короуз. 24 декабря Теруэль был взят. По
решению военного министра республики
Прието часть истребителей была отведена
на аэродромы Центрального и Арагонского
фронтов. Однако всего через пять дней
Теруэль вновь захватили войска Франко, и
вокруг него опять разгорелись жаркие
бои как на земле, так и в воздухе.
Последний раз Иван Трофимович
поднялся в испанское небо 17 января 1938 г.
Вылет он выполнял в составе ставшей
родной эскадрильи "чатос". Как ни
печально, но это боевое задание не
обошлось без потерь. Во время боя с
группой "Мессершмиттов" и "Фиатов" были
сбиты Степанов и Добиаш. Пока были
патроны, эскадрилья с воздуха
прикрывала выбросившихся с парашютами
летчиков...
На родину Еременко отправился в конце
января. За его плечами остались 348 боевых
вылетов, многие десятки воздушных боев и
16 официальных побед.
Он был удостоен звезды Героя
Советского Союза, стал кавалером двух
орденов Красного Знамени. По
возвращении в СССР карьера Еременко
резко пошла вверх: он получил звание
комбрига и был назначен командиром 95-й
авиабригады, базировавшейся в Баку, а в
июне уже стал командующим ВВС
Московского военного округа. Совсем еще
молодой боевой комбриг не лизал сапог
начальству и не выступал ревностным
сторонником "чисток". Напротив, он
всегда старался защитить и своих
подчиненных, и тех людей, в чью
невиновность верил. Еременко не
оставлял постоянной работы по
совершенствованию и себя, и своих
подчиненных как летчиков-истребителей.
И поэтому часто на его голову
обрушивались громы и молнии - ведь он
поступал вопреки знаменитому
рычаговскому "Не будем фигурять!". Один
из таких "высочайших разносов" хочется
привести целиком. Итак, приказ " 70 "О
мерах по предотвращению аварийности в
частях военно-воздушных сил РККА" от 4
июня 1939 г., пункт 5: "Однако
недисциплинированность и распущенность
настолько вкоренились среди летчиков,
так велика эта болезнь, что, невзирая на
частые и тяжкие катастрофы, результатом
которых является гибель лучших наших
людей, невзирая на это, всего лишь месяц
примерно тому назад два Героя
Советского Союза - командующий ВВС МВО
комбриг Еременко и его заместитель -
полковник Осипенко в неурочное время
вздумали произвести "показательный"
воздушный бой над люберецким аэродромом
и произвели его на такой недопустимо
малой высоте, позволили себе такое
нарушение всех установленных правил и
приказов, что только по счастливой
случайности этот "показательный" бой
закончился благополучно. Однако такие "показательные"
полеты показывают лишь, что источником
недисциплинированности, расхлябанности,
воздушного лихачества и даже
хулиганства являются не всегда худшие
летчики и рядовые работники авиации.
Вдохновителями и образцом
недисциплинированности, как это видно
из приведенных фактов, бывают и большие
начальники, на обязанности которых
лежит вся ответственность за воспитание
летчиков и руководство их работой,
которые сами обязаны быть и непременно
образцом и примером для подчиненных.
Подпись: Народный комиссар обороны СССР
Маршал Советского Союза К. Ворошилов".
В декабре 1940 г. самый молодой генерал
Герой Советского Союза был назначен
заместителем командующего ВВС 1 -и
Отдельной Краснознаменной армии
Дальневосточного фронта. По
воспоминаниям тогдашних его
сослуживцев, в частности офицера штаба 1-й
Отдельной Н. В. Величко, Еременко "спуску"
подчиненным не давал, однако во
внеслужебное время не дистанцировался
от более молодых летчиков. Он был
интереснейшим рассказчиком, мог найти
точки соприкосновения с любым человеком,
поддержать непринужденную беседу, щедро
делился боевым опытом.
В марте 1941 г. Еременко стал командующим
ВВС 25-й армии, также дислоцированной на
Дальнем Востоке. Утром 22 июня в высоких
московских кабинетах стали раздаваться
его звонки с требованиями отправить на
фронт. А отправлять не хотели -
считалось, что от Японии можно ожидать
любых "сюрпризов", а потому командующий
ВВС армии, имевший боевой опыт, мог
оказаться крайне необходимым на
восточных рубежах страны. Однако Иван
Трофимович продолжал настойчиво
подавать один рапорт за другим и в конце
июля добился своего, получив назначение
на должность командующего ВВС 9-й армии,
действовавшей на Южном фронте. В
тяжелейшие первые месяцы войны Еременко,
стремясь достигнуть максимальной
эффективности вверенных ему сил,
неоднократно выезжал на машине с
радиостанцией на передний край. Весь
остаток лета и почти всю осень он не
только командовал своими подчиненными с
земли, но и регулярно совершал боевые
вылеты - кстати, в паре с другим "испанцем"
Львом Шестаковым. Однако достоверных
сведений о сбитых Еременко в то время
самолетах противника нет.
В октябре на долю Ивана Трофимовича
выпали тяжелые испытания, и связаны они
были не только с боевыми действиями.
Стоит подробнее описать эти события, в
них - атмосфера дней 41-го года. 5 октября
частям 9-й армии был отдан приказ отойти
и занять новый рубеж обороны. В условиях
"дырявого" фронта, при плохой связи
Еременко посчитал, что, находясь в штабе
армии, он не сможет полноценно
обеспечить перегруппировку авиации и
решил отправиться в войска. 6 октября
командующий ВВС армии вместе со своим
начштаба м-ром Гужовым вылетел на У-2 из
Каларовки в 20-ю смешанную авиадивизию с
целью, как он сам потом писал: "...
интенсивной разведкой установить
группировку противника, самому лично
поставить задачу на штурмовые действия
и, если возникнет необходимость, вывести
части ВВС из-под удара". В штабе 20-й САД
Еременко задержался до вечера: ожидал
результатов штурмовок и ставил
подчиненным задачи на следующий день.
Уже в сумерках он в одиночку отправился
в обратный полет, но с воздуха заметил на
дороге штабную колонну и приземлился в
поле рядом с шоссе. Тут же узнал - в
Каларовку вошли немецкие танки, штаб
армии уцелел, но "... разбежался кто куда".
К тому времени совсем стемнело, взлетать
стало слишком рискованно, а уходить с
колонной и бросать самолет не хотелось.
Еременко решил остаться, взяв себе в
подмогу одного красноармейца, который
должен был помочь запустить мотор У-2 в
случае появления немцев. Ждать их долго
не пришлось. Около 11 вечера в свете
разгоравшихся неподалеку пожаров были
замечены несколько вражеских легких
танков и кавалерия. Выбора не оставалось,
и при очень плохой видимости, уже под
огнем Еременко взлетел.
Импровизированный экипаж направился
на восток. Взошедшая луна и появившиеся
в облачности просветы позволили
благополучно посадить самолет на
хлебное поле. Утром Еременко перегнал У-2
на аэродром Лебеди под Мариуполем, где
базировался 131-й ИАП 20-й дивизии.
Связавшись с Буденовкой, он выяснил, что
там находятся штаб 20-й САД, а также 170-й и
55-й ИАП той же дивизии. Весь день 7
октября Еременко провел в Лебедях,
выполняя свои непосредственные
обязанности по управлению действиями
авиации. К исходу дня, когда воздушная
работа была закончена, он выехал в
Мариуполь, где обосновался штаб 9-й армии.
Однако буквально за полчаса до его
прибытия штаб перебазировался в
Чермалык. Иван Трофимович вернулся в
Буденовку, чтобы утром вылететь в штаб
армии. Но с самого утра этого сделать не
удалось - ночью противник вышел к морю,
перерезав многие коммуникации, что
потребовало дополнительного уточнения
наземной обстановки и соответствующей
корректировки ранее поставленных
летному составу боевых задач. В Чермалык
удалось прибыть только днем. Но и там
штаба армии уже не было - он переместился
на ст. Караль. Добравшись туда, Еременко
немало удивил командование, ведь его
считали погибшим в Каларовке. Доложив о
данных воздушной разведки и работе
авиации, Еременко узнал неприятные
новости. Наземная обстановка
становилась для ВВС 9-й армии очень
опасной: противник уже занял Мариуполь,
отступление войск становилось все более
дезорганизованным, и было неясно,
остались ли силы для защиты аэродромов в
Буденовке и Лебедях. Полкам 20-й САД был
отдан приказ о перебазировании в Бешево.
Однако связи у штаба армии с Буденовкой
не было, и Еременко добился разрешения
вылететь немедленно туда.
Прибыв на место, он принялся
организовывать оборону авиабазы, а
также вывоз скопившихся там техники, ГСМ
и пр. А набралось немало: 60 т бензина, 10 т
масла, 12 исправных авиамоторов, более 3
тысяч бомб разного калибра, огромное
количество патронов для авиационных
пулеметов, по одному "бесхозному" И-16,
УТИ-4, УТ-1 и множество другого имущества.
Из отходивших мимо аэроузла наземных
частей Еременко стал "сколачивать"
заслон. К полуночи, когда поток
отступавших иссяк, набралось около 2
тысяч бойцов (в т. ч. из НКВД и милиции), 6
танков и 12 орудий. Однако моральный дух
большинства бойцов оставлял желать
лучшего. Попытки наладить разведку
ничего не дали - группа, ушедшая в
северном направлении, исчезла; ушедшая в
южном - дошла до ближайшей деревни и
вернулась "... в полном опьянении,
доложив, что дальше не пошли, так как у
них устали ноги". Пользуясь темнотой, "энквдешни-ки"
и милиционеры втихую ушли в неизвестно
куда. И не они одни - к утру в обороне
оставался лишь батальон аэродромного
обслуживания, около 300 бойцов, собранных
из отступавших, и один танк. К счастью,
противник подошел к Буденовке только
около полудня 9 октября. К тому времени
большая часть имущества и ГСМ были
вывезены, а остальное - подожжено или
взорвано. Уничтожили обороняющиеся и
мост, по которому шла дорога к авиабазе.
Остаток того дня Иван Трофимович провел,
командуя... 218-й стрелковой дивизией.
Утром 10 октября Еременко прибыл к
командующему ВВС Южного фронта генерал-майору
Вершинину и доложил о состоянии частей,
их дислокации и боевой работе. Получил
приказ вылететь в Таганрог, откуда до
конца дня руководил действиями 20-й и 73-й
дивизий. Вскоре выяснилось, что
соответствующие органы не представляют
себе, где находился и чем занимался
Еременко с 6 по 9 октября. Этим не
преминули воспользоваться некоторые "доброжелатели",
молодого генерала немедленно
отстранили от должности, а от ареста его
спасли только прошлые заслуги. Иван
Трофимович попал под особый надзор,
начались унизительные проверки. В
рапорте, написанном в это время на имя
Вершинина, он изложил свои действия в
злосчастные четыре дня и в заключении
указал: "Мою работу, а также пребывание в
частях и непрерывное руководство ими
может подтвердить множество людей, с
которыми я работал и которыми руководил.
На основании этого считаю предъявленное
мне обвинение необоснованным, и прошу
расследовать путем вызова людей и
проверки моей работы... Прошу Вашего
ходатайства приказ об отстранении меня
с должности командующего ВВС 9 армии
отменить".
Свидетелей действительно было много, и
приказ отменили. Уже в ноябре Еременко
стал командующим ВВС и членом Военного
совета 18-й армии. После упразднения ВВС
армий в апреле 1942 г. он был назначен
командиром 237-й ИАД 5-й воздушной армии,
которая сражалась на Северо-кавказском
фронте. С августа командовал смешанной
авиагруппой Новороссийского
оборонительного района Приморской
группы войск Закавказского фронта (сокращенно
САГ НОР). Здесь во время мощного
наступления немецких войск на
Новороссийск и Северный Кавказ у его
летчиков было много, очень много работы.
Выдержки из сводок боевых действий
свидетельствуют, что справились с ней и
авиагруппа, и ее командир на "отлично": "...
За период с 26.08 по 8.10.1942 САГ НОР произвела
3179 самолето-вылетов, из них 929 ночных, с
общим налетом 2446 ч. 15 мин. ... В результате
внезапных и зачастую смелых штурмовых и
бомбардировочных налетов при
максимальном напряжении всех сил и
средств (до 6-7 вылетов в сутки),
самоотверженности летного и
технического состава уничтожено: 269
автомашин, 134 повозки с войсками и
грузами, до 2000 солдат и офицеров,
рассеяно до двух рот пехоты, 141 лошадь, 52
ЗПТ, 8 орудий ЗА, 8 орудий МЗА, одно орудие
ПА, 4 мотоцикла, 2 цистерны, 2 прицепа, одна
минометная батарея, 3 бронемашины, 3
танка, 4 понтона, 4 баржи, 7 катеров и одна
лайба. Подавлен огонь одной полевой
батареи, 6 батарей ЗА. Взорвано 2 склада
боеприпасов и склад ГСМ. Погашено до 20
прожекторов ... В проведенных 56 воздушных
боях сбито 8 Me-109 и Ме-110, 5 ФВ-189 и подбито 6
Ме-109, 5 Ме-110 и один ФВ-189...".
В ноябре Еременко стал командиром 2-го
смешанного авиакорпуса (САК) 8-й
воздушной армии. С 18 ноября по 2 декабря,
во время прорыва вражеской обороны под
Сталинградом, части 2-го САК действовали
в интересах 3-го гвардейского мехкорпуса
и произвели 857 самолето-вылетов, из них:
на штурмовку - 225, на прикрытие - 405, на
разведку - 227. В январе 1943 г. корпус
Еременко "играл первую скрипку" в
уничтожении аэродромов, с которых
люфтваффе пытались снабжать окруженную
в Сталинграде 6-ю армию. В течение 1943 г. 2-й
САК перебрасывался на наиболее
ответственные участки Сталинградского,
Закавказского, Северо-кавказского,
Степного фронтов. Корпус участвовал в
освобождении Батайска, Ростова, других
кубанских и причерноморских городов,
причем действовал с неизменным успехом.
На столь победном фоне по меньшей мере
странным выглядит назначение Еременко в
конце 1943 г. на тыловую должность
командующего ВВС воссозданного
Киевского военного округа. Фактически
на этом карьера боевого генерала для
него закончилась. В Киеве он служил до 1946
г., пока не поступил в академию Генштаба.
После ее окончания, с 1949 и до конца 1952 г.
возглавлял ВВС Уральского военного
округа. Затем занимал должности
начальника управления боевой
подготовки ВВС, помощника и заместителя
по боевой подготовке командующего ВВС
Дальневосточного округа. В 1956 г. Иван
Трофимович был неожиданно уволен в
запас. Официальной причиной стало
массовое сокращение армии, однако в
действительности этому
поспособствовали его непростые
отношения с вышестоящим командованием,
ведь прогибаться перед начальством
генерал никогда не любил.
Жить Еременко приехал в Киев. И здесь
его деятельная натура сразу же начала
искать возможности приложения сил. С 1957
г. он работал на общественных началах в
различных организациях, в том числе
ДОСААФ, уделяя много внимания общению с
молодежью. В 1972 г. Еременко был избран
членом бюро киевской группы ветеранов
войны в Испании. Бездеятельно сидеть он
не мог до самой смерти, последовавшей 1
декабря 1986 г.
Иван Трофимович Еременко принадлежал
к тому поколению военных летчиков,
которые первыми вступили в бой с
фашизмом и победили его, которым
пришлось на основе собственного опыта
вырабатывать новые методы воздушного
боя. Все меньше и меньше остается этих
людей среди нас. Давайте помнить их.