Родился 10 (23) февраля
1914 года в городе Харькове (Украина).
Детство и юность провёл в городе Луганск
(Украина). В 1929 окончил Луганскую школу
Осоавиахима, летал на планерах. Работал
слесарем-инструментальщиком,
помощником машиниста и машинистом
паровоза на паровозостроительном
заводе. В 1930 окончил вечерний рабфак при
Донецком институте народного
образования, в 1931 школу ФЗУ, в 1932 - 1
курс Луганского пединститута.
В Советской Армии с 1932. В 1932
окончил Луганскую военную авиационную
школу лётчиков. Служил в строевых частях
ВВС младшим лётчиком и командиром звена
в Житомире (Украина).
С мая 1937 по январь 1938
участвовал в боевых действиях в Испании.
По документам это выглядит так: «В командировке
с 31.05.1937 по 28.01.1938. Работал рядовым лётчиком. Боевой налёт –
180-190 часов. Сбито самолётов 2. Можно назначить командиром АЭ. Просит
назначить в 56 АБ (Житомир)» (РГВА,
ф. 29, оп. 47, д.
616, л. 42).
После возвращения из Испании был
командиром отдельного отряда,
помощником командира полка и командиром
истребительного авиационного полка в
Житомире. В 1939 окончил Липецкие высшие
авиационные курсы усовершенствования.
Продолжил службу в должности командира
истребительного авиационного полка в
городе Великие Луки (Псковская область).
С лета 1940 - лётчик-испытатель
авиазавода
"21 (г.Горький); испытывал серийные
истребители И-16. С ноября 1940 был в
командировке в Китае. В это время при
помощи советских специалистов в городе
Урумчи был построен авиазавод "600, но
котором строились истребители И-16.
Начальником лётно-испытательной
станции этого авиазавода был назначен И.Е.Фёдоров.
В мае 1941 года, после катастрофы лётчика-испытателя
С.Н.Викторова, он был снят с этой
должности и остался работать на заводе
рядовым лётчиком-испытателем. С февраля
1942 Иван Евграфович вернулся на
авиазавод "21(г.Горький), где испытывал
серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942,
перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно
остался на Калининском фронте.
Участник Великой
Отечественной войны: в июле-сентябре 1942 v старший инспектор по технике
пилотирования Управления 3-й воздушной
армии, командир группы штрафников (Калининский
фронт); в сентябре-декабре 1942 v командир
157-го истребительного авиационного
полка(Калининский фронт). В 1943 окончил
Курсы начальствующего состава. В январе-апреле
1943 v командир 256-йистребительной
авиационной дивизии (Калининский фронт).
В апреле 1943-июне 1944 v командир 273-й
истребительной авиационной дивизии (Центральный
и Белорусский фронты); с июня 1944 v
заместитель командира 269-й
истребительной авиационной дивизии (3-й
Прибалтийский и 2-й Белорусский фронты).
За время войны совершил около 120 боевых
вылетов, провёл около 20 воздушных боёв, в
которых сбил 17 самолётов противника.
С сентября 1945 - лётчик-испытатель
ОКБ С.А.Лавочкина. В числе первых начал
испытывать отечественные реактивные
истребители. Провёл испытания самолётов
Ла-150 (1946-1947), Ла-150М (1947), Ла-150Ф (1947), Ла-154
(1947), Ла-156 (1947), Ла-174ТК (1948). В 1947 поднял в
небо и провёл испытания первого
отечественного самолёта со
стреловидным крылом Ла-160. В 1948 при
испытаниях самолёта Ла-168 первым в
стране достиг скорости 1000 км/ч. В 1948
поднял в небо и провёл испытания
реактивного истребителя Ла-15. В декабре
1948 во время испытаний самолёта Ла-176
одним из первых в стране достиг скорости
звука в полёте со снижением.
Звание Героя Советского Союза
с вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда" Ивану Евграфовичу Федорову
присвоено Указом Президиума Верховного
Совета СССР от 5 марта 1948 года за
мужество и героизм, проявленные при
испытании новой авиационной техники.
В 1949-1954 - лётчик-испытатель
Научно-исследовательского института
самолётного оборудования. Принимал
участие в испытаниях различного
самолётного оборудования на самолётах
Як-3, Як-7Б,Як-9В, Ту-2, Ил-12, Ил-28.
С 1954 года в запасе. До 1974 работал заведующим
отделом в Министерстве иностранных дел
СССР. Живёт в Москве.
Лётчик-испытатель 1-го класса.
Награждён орденом Ленина, 4 орденами
Красного Знамени, орденом Александра
Невского, 4 орденами Отечественной войны
1-й степени, орденами Отечественной
войны 2-й степени, Красной Звезды,
медалями, иностранными наградами.
Список известных побед
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Место победы
|
1. |
лично |
1937-38 |
вражеский с-т |
Испания |
2. |
лично |
1937-38 |
вражеский с-т |
Испания |
3. |
лично
|
08-09.1942 |
Ме-109 |
|
4. |
лично |
08-09.1942
|
До-215 |
|
5. |
лично
|
22.09.1942 |
Ю-88
|
Бошарово |
6. |
лично |
23.09.1942 |
Ю-88 |
Бошарово |
7. |
лично |
26.09.1942
|
Ю-88 |
Бошарово |
8. |
лично |
26.09.1942
|
Ме-109
|
Бошарово |
9. |
лично |
27.09.1942 |
Ю-88
|
Ржев |
10. |
лично |
27.09.1942
|
Ме-109 |
Ржев |
11. |
лично
|
02-05.1944 |
Ю-88
|
|
-- |
группой
|
02-05.1944
|
Ме-109 |
|
12. |
лично
|
25.04.1945
|
ФВ-190
|
Пренцлау |
13. |
лично
|
25.04.1945
|
ФВ-190
|
Пренцлау |