Начало войны двадцатилетний сержант встретил на Дальнем Востоке в 307-м
истребительном авиационном полку 29-й авиадивизии. К началу 1942 г.
налет Федорова на истребителе И-16 возрос с 15 ч до 306, из которых 68
были набраны ночью.
В декабре 1942 года на аэродроме Багай-Барановка в Саратовской области
началось переучивание летного состава на истребители Як-1 с улучшенной
аэродинамикой. Ивану достался "Як" с бортовым номером "100" и позывной
"Скворец-100", который не изменялся в течение всей войны. В
"натаскивании" летчиков принимал участие и командир 3-го истребительного
авиакорпуса полковник Е.Я.Савицкий. Прилетал он, как
правило, на трофейном Bfl09G-2 и над аэродромом устраивал воздушные
"бои", в которых наглядно демонстрировал возможности немецкой машины.
Савицкий, сам уже повоевавший, не был склонен недооценивать противника.
В середине апреля 1943 года 3-й авиакорпус получил приказ
передислоцироваться на южный фас Курской дуги в район Обояни. 16 апреля
самолеты взмыли в небо, но в пути пункт назначения изменили и корпус
бросили в знаменитую "Кубанскую мясорубку".
Боевое крещение Иван Федоров принял 20 апреля 1943 г. В этот день
полку была поставлена задача прикрыть с воздуха защитников "Малой
земли". Вскоре после взлета его эскадрилья в составе 14 "яков" подошла
к Новороссийску. Ведущий, комэск капитан Новиков, обнаружив несколько
Ju88, возвращавшихся на малой высоте, повел летчиков в атаку. Молодые
пилоты сразу потеряли строй, и тут на них навалились "мессеры",
подошедшие с очередной группой пикировщиков. Большая часть пар
распалась, в дальнейшем каждый вел бой самостоятельно. В результате
было сбито 7 советских истребителей, но уцелевшие заявили о 7
уничтоженных Ju87 и 4 Bf109. Одного сразил старший сержант Федоров,
буквально "сняв с хвоста" своего однополчанина старшины Лугового.
Полк учился воевать. Боевой опыт приходилось оплачивать дорогой ценой.
26 апреля на прицел "мессерам" попал и Иван Федоров, но перед этим ему
удалось внезапной атакой со стороны солнца "завалить" FW189 "Раму".
Потерявшая своего подопечного пара "сто девятых", находившаяся на
солнечной стороне, стремительно атаковала одинокий "як"... Удар 20-мм
"маузеров" оказался сокрушительным, сквозь дым, наполнивший кабину,
удалось увидеть мелькнувшие на боевом развороте "мессеры". Один из
осколков задел правый глаз. Горящий самолет Иван посадил в плавни.
Вновь подняться в небо старшему сержанту Федорову удалось 9 мая в
составе шестерки "яков". Это было все, что осталось от 812-го
авиаполка... В том вылете, выручая товарищей, Иван схватился с
шестеркой Bf109 и сбил двоих, а затем пошел в лобовую. Немецкий летчик
отвернуть не успел: крыло "яка", словно клинок, рассекло кабину и
фюзеляж "мессершмитта", но и Ивану ничего не оставалось, как покинуть с
парашютом беспорядочно падавший истребитель... За участие в боях на
Кубани старший сержант Федоров был награжден орденами Отечественной
войны 2-й степени и Красного Знамени, а на его счет были записаны 6
побед: четыре Bf109, одна Ju87, одна FW189.
Две недели личный состав полка отдыхал в Липецке. Вскоре на аэродроме
Трубетчино 812-й полк получил истребители Як-9Т, оснащенные 37-мм
пушками НС-37, и Як-9 с обычным составом вооружения (одна 20-мм ШВАК и
одна 12,7-мм УБС), а в начале сентября действовал на Украине в составе
8-й воздушной армии.
25 сентября счет лейтенанта Федорова пополнил Ju88, а ближе к вечеру
в ходе третьего вылета, когда уже кончалось горючее и надо было
возвращаться на аэродром, к линии фронта подошли 6 девяток Не-111,
сопровождаемые "мессерами". Четверка Анкудинова вместе с восьмеркой
Федорова приняли бой на последних литрах бензина. Анкудинову
удалось удачно связать "мессершмитты", которых было втрое больше, а
"яки" Федорова навалились на бомбовозы. После первой же атаки, когда
вспыхнули две машины, немцы стали поспешно разворачиваться обратно,
ломая строй и огневое взаимодействие. Враг потерял 8 бомбардировщиков,
2 из них на счету лейтенанта Федорова.
Этот бой наблюдал командующий 8-й ВА генерал-лейтенант Т.Т.Хрюкин,
который решил усилить сковывающую группу истребителей. Согласно плану,
на следующий день в 17.45 в небо должны были подняться 16 истребителей,
8 Як-9Т составляли ударную группу и столько же обычных - прикрывающую.
Командовать группами должны были Федоров и Анкудинов.
Но в 17.00 события приняли неожиданный оборот, силам Люфтваффе
удалось изолировать район Большого Токмака и расчистить дорогу своим
бомбардировщикам... На предложение командира полка поднять группу Федорова,
Хрюкин ответил отказом, рассчитывая на появление истребителей
другого полка, однако они не подошли. Между тем все новые группы
немецких самолетов продолжали бомбить советские войска. Наконец в 17.15
получен приказ на вылет, но время было упущено..
Взлетевшую восьмерку Федорова контратаковали 16 "мессеров". Связать
их удалось лишь частично и результаты схватки оказались скромными:
сбито два Не111 (один на счету Федорова) и один Bf109, потери - один
истребитель.
По итогам боя лейтенанта Федорова"... за трусость перед лицом
врага...", и командира полка майора Николаенкова "...за плохое руководство
полком..." приказом командующего 8-й воздушной армии отдали
под суд военного трибунала! Но командир корпуса генерал-майор Савицкий
и командир дивизии полковник Карягин добились изменения формулировки
приказа. На этот раз причиной отдания под суд было "...плохое
управление боем по радио..."
Заседание трибунала, начатое в полночь, быстро превратилось в фарс,
разыграть до конца который не дали замполит полка майор Пасынок и
командиры звеньев. Поэтому приговор был относительно "мягким", Федоров
приговаривался к 8, а Николаенков - к 10 годам тюремного заключения, с
отбытием наказания после окончания войны. Но комкор Е.Я.Савицкий
вмешался еще раз в судьбу своего летчика: отважный генерал добился,
чтобы за каждый сбитый вражеский самолет с Ивана снималось по году
тюремного срока и одновременно приказом по корпусу перевел лейтенанта
Федорова в "свободные охотники" и освободил от выполнения задач по при-
крытию наземных войск и сопровождению ударной авиации. Вскоре его счет
пополнили еще пять немецких самолетов, в том числе три Ju88.
Но Ивану приходилось не только вести воздушные бои, второй его
профессией стало опасное ремесло воздушного разведчика. Для выполнения
таких заданий полк получил два истребителя Як-9Д, имевших дальность
полета до 1000км.
В число объектов, за которыми приходилось вести наблюдение, входили
порты Очаков, Херсон, Николаев, заглядывали разведчики и на
Никопольский "балкон", контролировали судоходство в Днепровском и
Бугском лиманах, но особое внимание уделялось строительству укреплений
на Перекопе. Вылеты производились почти в любую погоду и были
смертельно опасны: 29 октября наведенная немецким постом ВНОС пара
"мессеров" внезапно атаковала самолет ведомого младшего лейтенанта
Максимова. Короткая вспышка... и неуправляемый "як" врезался в землю.
Но в тот же день вместе с горем к Ивану пришла и радость: трибунал снял
с него судимость. А рейды за линию фронта продолжались, по два, а то и
по три раза в день приходилось вылетать на разведку.
Зимой 1943-1944 гг. нелетная погода приковала пилотов к земле, но
весной авиация обеих сторон заметно активизировалась. Пытаясь снизить
эффективность истребительного прикрытия переправ, немцы комбинировали
действия групп ударной авиации, сопровождаемой сильными нарядами истребителей,
с засадами "свободных охотников", действовавших в одиночку, но
получавших целеуказания от развитой системы постов ВНОС и ведущих групп
бомбардировщиков. Вспоминает Иван Федоров:
"...Это произошло 15 марта в районе Тархана. Я шел в паре с
Сухоруковым. Встретили двух "мессершмиттов" и навязали им бой. Немцы
побоялись драться на вертикалях и стали в вираж. Я сбил ведомого, но
тут нашу пару атаковал одиночный "мессер" с разрисованными яркими
змеями фюзеляжем... Очередь... и самолет Сухорукова загорелся. Я после
резкого доворота смог тоже подбить немецкий истребитель, который, дымя,
ушел со снижением в сторону Тюй-Тюбе. Добить его не удалось, так как
необходимо было прикрыть подбитый самолет ведомого..." Только за период
с 14 по 17 марта 812-й полк потерял от действий немецких "охотников" 4
истребителя и трех летчиков. Доставалось и геринговским асам: 6 мая
Ивану удалось поймать одного из них на прицел.
"...Мы находились на малой высоте в стороне от общей группы
штурмовиков и прикрывавших их истребителей, когда поступило сообщение
от станции наведения о появлении пары "мессеров" (в это время группа
прикрытия уже отбивала наскоки шестерки "сто девятых"). Нас с
Сухоруковым очень удачно навели прямо в хвост "мессершмиттам", которые
шли чуть выше нас. Но во время атаки, случилось непредвиденное: я уже
уверенно держал ведомого в прицеле, как вдруг - переднее бронестекло
сплошь залило маслом. Цель почти исчезла из прицела. Хоть выходи из
атаки! Сколько дней гоняемся за добычей. А ведь "мессер" так близко!..
Я нажал гашетки и тут же, во избежание столкновения, до цели было
метров 20, резко отвалил влево..." В то же мгновение "сто девятый"
исчез в огненной вспышке. Это была последняя победа Ивана Федорова в
крымском небе.
К моменту окончания боев за Крым в полку осталось 8 машин. Уже 10 июня
его пополнили истребителями Як-9Т и пилотами до штатного уровня. 21
июня полк перебазировался на аэродром Якубовский юго-восточнее Витебска
и в составе 3-го авиакорпуса вошел в оперативное подчинение 1 -й
воздушной армии 3-го Белорусского фронта.
В июне 1944 г. войска фронта перешли в наступление по плану операции
"Багратион". Основной задачей полка стало прикрытие с воздуха 5-й
гвардейской танковой армии и конно-механизированной группы генерала
Осликовского, а старшему лейтенанту Федорову помимо этого приходилось
вести разведку, наблюдая за выдвижением резервов противника,
строительством укреплений и отходом его сил на оборонительные позиции.
Не раз вместе с ним вылетал и генерал Савицкий.
18 августа аэродром Немокшты, где базировались немецкие истребители,
атаковали штурмовики и пара Федорова-Сухорукова вылетела для
фотографирования результатов удара. Набрав 4000м, Як-9Р пересекли линию
фронта и направились в немецкий тыл. Неожиданно наперерез разведчикам
вышла четверка "фокке-вульфов". Иван принял решение: атаковать! С
расстояния менее 100 м он открыл огонь на упреждение и "фоккеры" шарахнулись
в сторону, но один не успел и, потеряв левую плоскость,
сорвался в перевернутый штопор. Оставшаяся незамеченной вторая четверка
"фокке-вульфов" атаковала и подбила самолет Сухорукова, который потянул
домой. Прикрывая друга, Иван пошел в лобовую. Немцы не приняли вызов и
взмыли вверх, открывая дорогу к аэродрому. Так как самолет Сухорукова
уже перелетел линию фронта, Федоров решил хотя бы визуально оценить
результаты налета.
Как оказалось, самолет Ивана попал в ловушку, расставленную по всем
правилам. Одинокий Як-9 "обложили" 12 "фокке-вульфов" (на помощь
семерке подошли еще 5). Возможно, немецкой службе радиоперехвата был
знаком позывной старшего лейтенанта Федорова. Гоняли так, что потерял
ориентировку, знал только, что лететь надо от солнца - там наши. Но
туда не выпускали. Немцы снарядов и пуль не жалели, в ответ хриплой
скороговоркой огрызались ШВАК и УБС "яка". И небезрезультатно; одному
из "фоккеров" пришлось "с дымом" выйти из боя. Был момент, когда уже
прижали к полосе, по бокам и впереди бежали фонтаны разрывов немецких
авиапушек, да еще зенитчики помогли - организовали "зонтик" над самой
кабиной: садись! Но вывернулся... Надо уходить, уже кончились
боеприпасы, подходит к концу и бензин, но нет, не выпускают: атаки
следуют одна за другой, видимо, уже поняли, что за "скворец" к ним
залетел и посадить не рассчитывают, а решили просто уничтожить. На
выходе из петли дал газ и в пике к спасительным деревьям, вырвал
самолет над самыми верхушками. Четыре "фоккера" пытаются выйти наперерез,
знают, что стрелять нечем! Несколько обманных "змеек" и вот, он,
Неман! Нырнул под крутой берег развернулся над водой, осмотрелся:
наконец-то отстали. А после приземления, словно в благодарность от
земли, которую защищал, нашел Иван в левой плоскости своего истребителя
несколько березовых веток, пробивших обшивку...
В конце августа полк был выведен в резерв. 15 сентября в районе города
Владимир-Волынский началось его переоснащение новейшими истребителями
Як-3, вооруженными 23-мм пушкой НС-23 и двумя 12,7-мм пулеметами УБС,
Первые же ознакомительные полеты показали ощутимое превосходство новых
"яков" над немецкими B1109G-6 и FW190A-8, за исключением характеристик
пикирования. Но образцам первых серий были свойственны и недостатки: в
первую очередь заниженный запас прочности конструкции крыла. Однажды, в
ходе учебного "боя" со стрельбой по конусу на малой высоте, на одном из
истребителей оно разрушилось. Самолет потерял правую плоскость и
врезался в землю, пилот погиб. Полеты прекратили, а в полк прибыли
представители ОКБ Яковлева и заводская ремонтная бригада.
Осень 1944 г осталась в памяти Ивана Федорова навсегда. 21 сентября
ему присвоили воинское звание "капитан", а 25 октября вышел Указ
Президиума Верховного Совета СССР о награждении его орденом Ленина и
медалью Золотая Звезда с присвоением почетного звания Герой Советского
Союза.
Эти награды вручили ему в Кремле 17 ноября. Правда, прежде чем попасть
на церемонию награждения, героя задержал комендантский патруль на
станции метро "Охотный ряд" за нарушение уставной формы одежды и отправил
на гарнизонную гауптвахту, где в течение двух часов Иван
занимался строевой подготовкой .
Полк к этому времени базировался в Польше на аэродроме Славатычи в 60
- 70 км западнее Бреста, где в ПАРМах была организована доработка
истребителей Як-3. Нелетная погода серьезно ограничивала действия
авиации в течение всей первой половины января 1945 г. и поэтому в небо
поднимались только опытные летчики.
Начавшееся 12 января наступление развивалось успешно и 4 февраля полк
уже базировался в 60 км от Берлина на аэродроме Реппен-на-Одере.
Немецкой разведке еще в момент перелета полка удалось обнаружить новое
место дислокации советских истребителей. При заходе на посадку "яков"
атаковали две группы FW190D. Третья группа, это были FW190A, занялась
штурмовкой стоянок. В завязавшемся бою немцы потеряли две "доры" (одна
на счету Федорова). В течение последующих дней авиабаза подверглась
нескончаемым налетам немецких штурмовиков. Помимо бензина на этом
передовом аэродроме отсутствовали и зенитные батареи (единственный, да
еще и девичий, расчет счетверенного "максима" был, конечно, не в счет,
хотя и сбил 3 самолета). В результате 10 февраля на земле были
уничтожены последние истребители.
Между тем господство в небе советской авиации стало безраздельным и
Люфтваффе перенесли значительную часть вылетов на темное время суток.
Это вызвало необходимость переключить часть наиболее опытных пилотов на
прикрытие переправ. В ночь с 20 на 21 апреля капитаном Федоровым над
переправой через Одер был сбит истребитель-бомбардировщик FW190, это
была его 45-я победа.
Признанием фронтовых заслуг капитана Федорова являются не только
награды. Именно ему доверили вести девятку истребителей Як-3, которая
должна была открыть 24 июня 1945 г. Парад Победы в Москве. Все 9 "яков"
пилотировали Герои Советского Союза. Однако из-за нелетной погоды
воздушную часть парада сначала отложили, а затем отменили. После войны
Иван Васильевич Федоров окончил Военно-воздушную академию, служил в
авиации войск ПВО. После увольнения в запас возглавлял Черкасский
горком ДОСААФ.
ПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Самолет
|
Часть
|
|
20.04.43 |
вражеский с-т |
Як-1 |
812-й иап |
|
26.04.43 |
ФВ-190 |
таран |
10.05.43 |
вражеский с-т |
|
21.09.43 |
Хе-111 |
Як-9Т |
|
25.09.43 |
Ю-88 |
|
25.09.43 |
Хе-111 |
|
23.10.43 |
Хш-129 |
|
25.10.43 |
Ю-88 |
|
??.01.44 |
Ю-52 |
|
2.03.44 |
Ме-109 |
|
2.03.44 |
|
15.03.44 |
|
8.04.44 |
ФВ-190 |
|
6.05.44 |
Ме-109 |
|
24.06.44 |
ФВ-190 |
|
27.06.44 |
|
18.08.44 |
|
27.08.44 |
Як-9Т-37 |
|
18.04.45 |
вражеский с-т |
Як-3 |
|
19.04.45 |
ФВ-190 |
Як-3, аэродром Дальгов, весна 1945 г..