Николай Францевич Гастелло капитан,
командир 2-й авиационной эскадрильи 42-й
дальнебомбардировочной авиационной
дивизии. Родился 6 мая 1908 года в Москве в
семье рабочего. Белорус. Работал слесарем
на Муромском паровозостроительном заводе и
Государственном механическом заводе
строительных машин. В мае 1932 года по
специальному набору был призван в ряды РККА.
В 1933 году окончил Луганскую военную
авиационную школу лётчиков. Служил в
бомбардировочной авиационной бригаде в
Ростове-на-Дону. Воевал на Халхин-Голе в
составе 150-го скоростного
бомбардировочного авиационного полка.
Участник советско-финлядской войны 1939-1940
годов. В мае 1941 года капитан Гастелло
назначен командиром 4-й эскадрильи 207-го
дальнебомбардировочного авиационного
полка (42-я дальнебомбардировочная
авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный
авиационный корпус, ДБА).
Участник Великой Отечественной войны с
первого дня. Первый свой боевой вылет
совершил 22 июня 1941 года в 5.00. В первые дни
войны полк понёс большие потери. Оставшиеся
лётчики и самолёты 24 июня были сведены в две
эскадрильи. Капитан Гастелло стал
командиром 2-й эскадрильи.
Звание Героя Советского Союза с
вручением ордена Ленина и медали "Золотая
Звезда" Николаю Францевичу Гастелло
присвоено посмертно26 июля 1941 года за
наземный таран (который, на самом деле, он и
не совершал).
26 июня 1941 года во второй половине дня
Гастелло вылетел во главе звена ДБ-3Ф для
нанесения удара по немецким войскам в
районе Молодечно - Радошковичи, наступающим
на Минск. Истребительного прикрытия не было.
Наши лётчики обнаружили немецкую колонну,
двигавшуюся по шоссе. Снизившись до 400 м, они
сбросили бомбы на танки и автомобили
противника. После выхода из атаки Гастелло
приказал своим ведомым лейтенантам
Воробьёву и Рыбасу возвращаться на
аэродром, а сам направился к другой дороге,
просёлочной. По ней тоже шла колонна.
Снизившись до предельно малой высоты, он
прошёл вдоль неё. Стрелки Калинин и
Скоробогатый, ведя огонь из пулемётов,
вывели из строя 12 автомобилей (включая
легковые и штабной автобус). Немецкие
зенитки открыли по самолёту огонь. От
попадания зенитного снаряда ДБ-3Ф загорелся.
Гастелло повернул на свою территорию. Пожар
разгорался всё сильнее. Сбить пламя
скольжением не удавалось. Гастелло понял,
что до своих не дотянуть, и решил направить
горящий самолёт на расположившуюся в
деревне Моцки немецкую воинскую часть. Он
развернул над лесом свой самолёт, но до
деревни не дотянул - самолёт упал на опушке
леса. Вместе с Гастелло погибли члены
экипажа: штурман лейтенант А.А.Бурденюк,
стрелок-радист старший сержант А.А.Калинин
и стрелок лейтенант Г.Н.Скоробогатый (лётчик
того же полка, он напросился в боевой вылет
вместо штатного стрелка). Все они посмертно
награждены орденом Отечественной войны 1
степени.
Взрыв видели ведомые, когда подлетали к
Радошковичам (довольно крупному
населённому пункту, нанесённому на карту) и
в донесении привязали к нему бой. Долгое
время считалось, что экипаж капитана
Гастелло погиб, совершая таран вражеской
колонны на шоссе Молодечно - Радошковичи. На
этом месте был даже установлен ему памятник.
Спустя много лет после войны выяснилось,
что там погиб другой экипаж 207 дбап -
командира 1 эскадрильи капитана А.С.Маслова
(в 1996 году все члены экипажа удостоены
звания Героя России).
Приказом министра обороны СССР капитан Н.Ф.Гастелло
навечно зачислен в списки одного из
авиационных полков. Памятники ему были
установлены в Москве, Минске, в пгт
Радошковичи Молодечненского района
Минской области и на территории
Ворошиловградского высшего военного
авиационного училища штурманов. На здании
московской школы ¦270, в которой он учился,
установлена мемориальная доска. Его именем
назывались колхозы, совхозы, фабрики,
заводы, улицы, пионерские дружины, шахта ¦30
в городе Кизел Пермской области, теплоход.