Родился 24 апреля 1910 года в
селе Валуйское, ныне Станично - Луганского района Луганской области в
семье крестьянина. Окончил Луганский Железнодорожный техникум. В 1933
году вступил в Красную армию и в Декабре 1934 года, закончив Качинскую
лётную школу, получил назначение в 35-ю Эскадрилью 56-й Воздушной
Бригады, которая располагалась около Житомира. Участвовал в Первомайских
Воздушных Парадах в Москве 1936 - 1937 годов. Затем служил на Дальнем
Востоке.
Участник боёв с японскими захватчиками на реке Халкин - Гол в 1939 году.
Командуя 5-й эскадрильей 70-го истребительного авиаполка Старший
лейтенант И. И. Гейбо, летая на биплане И-15бис, совершил 25 вылетов -
большинство на штурмовку противника и сопровождение бомбардировщиков.
Вскоре эскадрилью перевооружили на новые истребители И-153, а его
временно перевели в группу известного советского аса - Сергея Грицевца.
Всего выполнил 82 боевых вылета, провёл 18 воздушных боёв, сбил 2
самолёта лично и 1 в группе. Был награждён орденами Ленина и Красного
Знамени.
С началом Советско -
Финской войны, эскадрилия Гейбо переброшена в Москву, где формировался
новый истребительный полк, который был отправлен в Карелию уже в конце
1939 года. Там бипланы И-153 использовались для разведки, патрулирования
и охраны бомбардировщиков. В течение "Зимней Войны" Иосиф Гейбо одержал,
по крайней мере, 4 победы.
По крайней мере, две победы хорошо описаны в советской литературе. К сожалению, более или менее
детальную проверку можно провести только по одной. Тем более, что на счет советского аса пошел бомбардировщик Бристоль "Бленхейм", потери которых описаны в финских
источниках детально. Согласно советским данным дело было так: "Случилось же это 28 февраля. Сразу после завтрака командир полка вызвал Гейбо, заставил вынуть из планшета
карту, нацелился в неё указательным пальцем:
- Смотрите, старший лейтенант, сюда. Видите побережье Финского залива ? Сейчас здесь осуществляется скрытная концентрация
наших войск. Задача вашей группе - прикрыть этот район. Так прикрыть, чтобы не упала ни одна вражеская бомба...
Гейбо поспешил на аэродром, зная, что Петров уже там.
- Коварная, командир, п-погодка.
- Ещё, Женя, какая...
Действительно, высота облачности - около 1000 метров - очень удобна для противника. Выскочит внезапно из серой ватной
пелены, швырнёт бомбы и снова скроется. Ищи потом ветра в поле.
Чтобы упредить врага, если он обнаружит передвигающиеся в лесу войска и попытается нанести по ним удар, Гейбо с Петровым
поднялись под самые облака, там и ходили, внимательно осматривая воздушное пространство. Но миновало более четверти часа, а ни одного подозрительного пятнышка на небе не
обнаружили. Стали уже подумывать, что вот так спокойно пройдёт всё патрулирование, да ошиблись. Из густого облака, словно в замедленной съёмке, показался самолёт. И это в
каких - нибудь 2-х километрах от прикрываемого района. Тут уж времени на раздумье нет.
- Атакую ! - мгновенно дал знать ведомому Гейбо.
Однако противник заметил "Чайку", юркнул обратно в облака и будто растворился в них.
- Неправда, не уйдёшь !..
Гейбо - бросился в погоню. Метров 200 - 250 летел будто в молоке. Наконец пробился. Облака - внизу. Над головой - чистое
синее небо и... уходящий на запад бомбардировщик. Стрелять бесполезно - далеко: 1,5 километра. Надо догнать. "Чайка" старается вовсю. Однако, странное дело, расстояние
между самолётами сокращается слишком медленно.
Гейбо бросил истребитель в пикирование и сразу заметно набрал скорость. Затем резко взмыл вверх и выскочил под самым брюхом
бомбардировщика. Им оказался находившийся на вооружении белофиннов английский "Бристоль - Бленхейм"."
"Встретились всё же", - усмехнулся Гейбо, напряжённо прикидывая: что предпринять дальше. Нет, лично ему опасность не
грозила, противник его не видел. Но и сам в таком положении ничего не мог сделать. Все его 4 пулемёта вели огонь через воздушный винт. Значит, нажми он сейчас на гашетку,
пули уйдут вперёд, не задев бомбардировщик. Оставалось единственное: подойти вплотную под острым углом. Так и поступил. Задрав нос истребителя, выскочил между хвостовым
оперением и правой плоскостью бомбардировщика. Теперь находившийся в его задней кабине стрелок увидел "Чайку", но было уже поздно. Гейбо ударил в упор из всех пулемётов.
Самолёт вздрогнул, брызнула из пробоины струя масла, сверкнуло пламя, потянулась дымная дорожка - ниже, ниже к земле. А вскоре над лесом прокатилось судорожное эхо -
последнее воздыхание упавшего "Бристоля - Бленхейма"...
Все хорошо в этом описании, но никаких "Бленхеймов" 28-го числа финны не теряли. Ближайшая по времени потеря относится к 26
февраля, когда был сбит BL-119. Но в мемуарах Гейбо есть такая строка, что мол финский бомбардировщик был сбит "после прорыва Линии Маннергейма". А этот прорыв был
осуществлен 13 февраля!!! Поэтому есть смысл предположить, что жертвой Гейбо стал BL-113, сбитый над Ладогой 18 февраля в 11:15. Самолет возвращался после разведывательного
полета и уже на финской стороне был атакован советским истребителем. Пилот kersantti Kaarle V. Westermar смог воспользоваться парашютом, а два остальных члена экипажа (vдnrikki
Erkki Laamanen и ylikersantti Toivo E. S. Koivuneva) погибли. Правда, у советского аса нет того факта, что кто то из экипажа воспользовался парашютом, но это можно отнести
на то, что мемуары писались гораздо позже. Таким образом, по нашему мнению Гейбо одержал победу не 28-го, а 18-го февраля 1940 года.
Начало войны с Германией, застало Капитана Гейбо в 46-м истребительном
авиаполку. В августе 1941 года часть сменила свои И-16 на ЛаГГ-3, но 18
августа после двух одержанных побед, он был ранен и находился в
госпитале до декабря. После выздоровления, получил звание Майор и принял
командование 20-м ИАП, формировавшимся в Калуге, около Москвы, и
вооруженного Як-1.
Впоследствии, Гейбо был
послан для прохождения курсов переподготовки ( КУОС ) в Чкаловскую
авиационную школу. После чего, принял командование 263-й истребительной
авиадивизией. В начале 1944 года он получил звание полковник и принял
командование 309-й авиадивизией.
Его пребывание на фронте было прервано в октябре 1944 года, когда он
получил 6-ю Гвардейскую истребительную авиадивизию, которую позже провёл
по Румынии, Венгрии и Чехословакии.
К февралю 1945 года на его
счету значились 252 боевых вылета и 5 сбитых вражеских самолётов.
28 Апреля 1945 года ему
было присвоено звание Героя Советского Союза.
К концу войны был награждён
орденами Ленина ( дважды ), Красного Знамени ( трижды ), Кутузова 2-й
Степени, Отечественной войны 1-й Степени и Красной Звезды.
Иосиф Гейбо закончил войну
с 12 победами ( лично и в группе ), одержанными в ходе трёх войн. Стал
почётным гражданином города Братислава ( Чехословакия ).
После войны Гейбо продолжил службу и окончил Академию Генерального Штаба
в 1949 году. Избирался депутатом Верховного Совета Молдавской ССР.
Он продолжал служить до
1968 года, когда ушёл в отставку в звании генерал - майора авиации.
Затем переехал жить в город Куйбышев ( ныне Самара ) и там написал
автобиографическую книгу "Шла двадцатая минута войны".
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
победа no. |
Дата |
Тип сбитого |
на чем одержана победа |
Место |
подразделение |
Примечание |
1 |
?/?/39 |
И-95 |
И-153 |
Халхин
Гол |
70 ИАП |
Kawasaki Ki-10 |
2 |
?/?/39 |
И-97 |
Nakajima Ki-27 |
3 |
18/02/40 |
Blenheim
|
Карельский п-ов |
Blenheim BL-113. |
? |
22/06/41 |
Ju 88 |
И-16 |
Дубно |
46 ИАП |
|
? |
23/06/41 |
вражеский самолет |
? |
|
? |
18/08/41 |
Bf109 |
ЛАГГ
3 |
? |
|
? |
18/08/41 |
Ju88 |
? |
|
(c)
М.Жирохов, 2005