Уголок неба ¦ Глинка Дмитрий Борисович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Глинка Дмитрий Борисович
       
Годы жизни: 1917-1979

 Он родился в семье шахтера 10 декабря 1917 г., в селе Александров Дар Екатеринославской губернии, ныне поселок Рахмановка Днепропетровской области. В 13 лет пришел на шахту им. МОПРа, где работали отец и старший брат. Здесь в тяжелых однообразных буднях сверкнуло однажды радостное слово - авиация.

Вслед за бойким, одержимым полетами братом Борисом в Криворожский аэроклуб приняла и молчаливого увальня Дмитрия, а через 3 года, в 1939 г., он закончил тогда уже знаменитое Качинское Краснознаменное летное училище.

В отличие от большинства асов первой десятки Дмитрий Глинка не прошел инструкторской школы, но до января 1942 г., когда он попал на фронт, была служба в строевой части, несколько сот вылетов на И-16.

На Крымском фронте, где приступил к боевой работе 45-й иап, укомплектованный самолетами Як-1, Дмитрий сделал почин, сбив Ю-88, но и сам был подбит. Очнулся Дмитрий на руках пехотинцев, не помня, как спускался с парашютом. Контузия оказалась настолько серьезной, что врачи наотрез запретили ему летать. Но Дмитрий вернулся в полк, и бывали дни, когда он совершал по 4 - 5 боевых вылетов. Вскоре он стал первым асом в полку, ему поручили водить в бой большие группы истребителей.

В тяжелых боях на четырех фронтах (Крымском, Южном, Северо-Кавказском, Закавказском) с 9 января по 19 сентября 1942 г. полк потерял 30 самолетов и 12 летчиков, уничтожив 95 самолетов противника. Д. Глинка сбил тогда 6 вражеских машин. В мае был сбит сам, ранен, контужен, около 2-х месяцев провел в госпиталях. Его возвращение совпало с прибытием в часть молодых летчиков, и, внимательно приглядевшись к пополнению, он выбрал своим ведомым худенького парнишку, похожего на цыганенка, - Ивана Бабака.

Летать с Дмитрием было почетно, хотя и нелегко. Это был прирожденный летчик-истребитель. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с коротких дистанций, пилотировал всегда с большими перегрузками, чаще всего не предупреждая о своем маневре по радио.

В январе 1943 г. полк перевооружили на "Аэрокобры", и 10 марта он был брошен в сражение на Кубани. Здесь полк стал гвардейским - 100-м гиап, а пом. командира по ВСС капитан Дмитрий Глинка - Героем. В 40 боевых вылетах он сбил тогда 20 немецких самолетов, став результативнейшим асом Кубанской эпопеи. Через 4 месяца ему было вторично присвоено звание Героя Советского Союза. Человек большой физической силы, выносливости и азарта, в упорнейших апрельских боях он совершал по нескольку боевых вылетов в день, однажды доведя их число до 9 (!). После этого он проспал почти полтора суток и с диагнозом "сильное переутомление" на неделю был отстранен от полетов.

Здесь же, на Кубани, в большом бою, где участвовало более сотни самолетов с обеих сторон, Дмитрий, атакуя сзади-снизу, с горки, последовательно сбил 2 Ю-88, но и сам был сбит второй и последний раз за войну, ранен, выбросился с парашютом. Через неделю он вернулся из госпиталя еще в бинтах.

В конце апреля старший лейтенант Д. Глинка сбил 3 Ю-87 в одном вылете, причем два из них в неотразимой 5-секундной атаке. Через несколько дней, 4 мая, при штурмовке аэродрома Сарабуз, сжег на земле два Ме-109 и сбил идущий на посадку Ю-52.

Манера ведения им воздушного боя при любых обстоятельствах была атакующей, открытой, без маскировки, с предельными нагрузками для летчика и самолета, с резкими эволюциями.

"Он умел исключительно эффективно использовать складывающуюся обстановку в любой схватке с врагом, хорошо организовал взаимодействие внутри группы... отличался исключительным искусством ведения боев на вертикалях" - эта краткая характеристика Дмитрия Глинки принадлежит И. Бабаку, а ведь едва ли кто лучше ведомого может характеризовать работу летчика-истребителя. Став в августе 1943 г. дважды Героем, Дмитрий трудно переживал испытание славой. Его смущали портреты в газетах, корреспонденты и операторы, десятки писем от незнакомых людей, ежедневно доставляемых ему. Неуравновешенный характер Дмитрия становился еще более неровным. С одной стороны, фронтовое братство требовало непринужденного общения, предельной честности и искренности, с другой, - положение обязывало нести высочайшее, по заслугам, звание. Временами Дмитрий становился нарочито серьезным, даже суровым, но чаще возраст брал свое, и он оставался веселым, чуть неуклюжим 23-летним парнем.

Сразу после Кубани полк без перерывов участвовал в Миусской операции, в боях на реке Молочной, в Перекопском сражении.

"Чем больше врага - тем легче бить его" - этот афоризм Глинки скорее характеризует автора, чем точно отражает реальность.

В начале сентября, после получения второй Золотой Звезды, Дмитрий едва не погиб, забавляясь с немецкими трофейными гранатами-"лягушками". Из-за взрыва упавшей поблизости гранаты он получил множественные легкие ранения ног. Несмотря на досадное ранение, к 5 декабря 1943 г. Дмитрий записал на свой счет еще 8 машин врага.

После почти полугодового отпуска, учебы и пополнения летчики 100-го гиап приняли участие в Ясской операции. В начале мая в бою, где 12 "кобр" атаковали около полусотни Ю-87, Глинка сбил три бомбардировщика, а всего за неделю боев здесь уничтожил 6 самолетов противника.
При перелете на Ли-2 он попал в катастрофу: самолет ударился о вершину горы. Его с товарищами спасло то, что они расположились в xвосте машины - спали на самолетных чехлах. Все другие пассажиры и экипаж погибли. В результате аварии он получил тяжелые травмы: несколько дней был без сознания. Выписался из госпиталя через два месяца и в ходе Львовско-Сандомирской операции сумел уничтожить 9 немецких машин. В боях за Берлин он сбил 3 самолета в один день, а свою последнюю победу одержал 18 апреля 1945 г., в упор, с 30 метров, расстреляв ФВ-190.

Всего за войну он провел около 300 боевых вылетов, 100 воздушных боев, лично сбил 50 самолетов противника, из них 9 на Як-1, остальные - на "Аэрокобре".

После войны командовал полком, затем был заместителем командира авиационной дивизии, в 1951 г. закончил ВВА. В 1960 г. демобилизовался в звании полковника. Работал в гражданской авиации. Жил в Москве.

Умер 1 марта 1979 г.

СПИСОК ПОБЕД АСА

Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная 09.04.42 Ю-88 45 иап \ 100 гиап
2.   30.04.42 Ю-88  
3.   08.05.42 Ме-109  
4.   09.05.42 Ю-87  
5.   09.05.42 Ю-87  
6.   09.05.42 Ю-87  
7.   13.07.42 Хе-111  
8.   17.08.42 Ме-109  
9.   02.09.42 Ме-109  
10.   06.09.42 Ме-109  
11.   06.09.42 Ме-109  
12.   10.03.43 Ю-88  
13.   10.03.43 Ю-88  
14.   27.03.43 Ме-109  
15.   30.03.43 Ме-109  
16.   01.04.43 Ме-109  
17.   10.04.43 Ме-109  
18.   15.04.43 Ме-109  
19.   15.04.43 Ме-109  
20.   15.04.43 Ю-88  
21.   21.04.43 Ме-109  
22.   26.05.43 ФВ-190  
23.   26.05.43 ФВ-190  
24.   26.05.43 Хш-123  
25.   27.05.43 Ю-87  
26.   27.05.43 Ме-109  
27.   28.05.43 Ме-109  
28.   02.06.43 Ме-109  
29.   16.06.43 Ме-109  
30.   17.08.43 Ме-109  
31.   19.08.43 ФВ-190  
32.   22.08.43 ФВ-190  
33.   22.08.43 Ме-109  
34.   24.08.43 Ю-88  
35.   24.08.43 Ю-87  
36.   31.08.43 Ме-109  
37.   31.08.43 Ме-109  
38.   31.08.43 Ме-109  
39.   30.05.44 ФВ-190  
40.   03.06.44 Ю-87  
41.   03.06.44 Ю-87  
42.   03.06.44 ФВ-190  
43.   04.06.44 ФВ-190  
44.   04.06.44 ФВ-190  
45.   14.07.44 ФВ-190  
46.   16.07.44 Ме-109  
47.   18.04.45 ФВ-190  
48.   18.04.45 ФВ-190  
49.   18.04.45 Ме-109  
50.   30.04.45 Ме-109  

 


Р-39К-1 Дмитрия Глинки, 45 ИАП, Кубань, весна 1943 г.

 



Уголок неба. 2008 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100