Он родился в семье шахтера 10 декабря 1917 г., в
селе Александров Дар Екатеринославской губернии, ныне поселок Рахмановка
Днепропетровской области. В 13 лет пришел на шахту им. МОПРа, где работали
отец и старший брат. Здесь в тяжелых однообразных буднях сверкнуло однажды
радостное слово - авиация.
Вслед за бойким, одержимым полетами братом Борисом в Криворожский аэроклуб
приняла и молчаливого увальня Дмитрия, а через 3 года, в 1939 г., он
закончил тогда уже знаменитое Качинское Краснознаменное летное училище.
В отличие от большинства асов первой десятки Дмитрий Глинка не прошел
инструкторской школы, но до января 1942 г., когда он попал на фронт, была
служба в строевой части, несколько сот вылетов на И-16.
На Крымском фронте, где приступил к боевой работе 45-й иап,
укомплектованный самолетами Як-1, Дмитрий сделал почин, сбив Ю-88, но и
сам был подбит. Очнулся Дмитрий на руках пехотинцев, не помня, как
спускался с парашютом. Контузия оказалась настолько серьезной, что врачи
наотрез запретили ему летать. Но Дмитрий вернулся в полк, и бывали дни,
когда он совершал по 4 - 5 боевых вылетов. Вскоре он стал первым асом в
полку, ему поручили водить в бой большие группы истребителей.
В тяжелых боях на четырех фронтах (Крымском, Южном, Северо-Кавказском,
Закавказском) с 9 января по 19 сентября 1942 г. полк потерял 30 самолетов
и 12 летчиков, уничтожив 95 самолетов противника. Д. Глинка сбил тогда 6
вражеских машин. В мае был сбит сам, ранен, контужен, около 2-х месяцев
провел в госпиталях. Его возвращение совпало с прибытием в часть молодых
летчиков, и, внимательно приглядевшись к пополнению, он выбрал своим
ведомым худенького парнишку, похожего на цыганенка, - Ивана Бабака.
Летать с Дмитрием было почетно, хотя и нелегко. Это был прирожденный
летчик-истребитель. Мастер воздушного боя, Дмитрий очень метко стрелял с
коротких дистанций, пилотировал всегда с большими перегрузками, чаще всего
не предупреждая о своем маневре по радио.
В январе 1943 г. полк перевооружили на "Аэрокобры", и 10 марта он был
брошен в сражение на Кубани. Здесь полк стал гвардейским - 100-м гиап, а
пом. командира по ВСС капитан Дмитрий Глинка - Героем. В 40 боевых вылетах
он сбил тогда 20 немецких самолетов, став результативнейшим асом Кубанской
эпопеи. Через 4 месяца ему было вторично присвоено звание Героя Советского
Союза. Человек большой физической силы, выносливости и азарта, в
упорнейших апрельских боях он совершал по нескольку боевых вылетов в день,
однажды доведя их число до 9 (!). После этого он проспал почти полтора
суток и с диагнозом "сильное переутомление" на неделю был отстранен от
полетов.
Здесь же, на Кубани, в большом бою, где участвовало более сотни самолетов
с обеих сторон, Дмитрий, атакуя сзади-снизу, с горки, последовательно сбил
2 Ю-88, но и сам был сбит второй и последний раз за войну, ранен,
выбросился с парашютом. Через неделю он вернулся из госпиталя еще в
бинтах.
В конце апреля старший лейтенант Д. Глинка сбил 3 Ю-87 в одном вылете,
причем два из них в неотразимой 5-секундной атаке. Через несколько дней, 4
мая, при штурмовке аэродрома Сарабуз, сжег на земле два Ме-109 и сбил
идущий на посадку Ю-52.
Манера ведения им воздушного боя при любых обстоятельствах была атакующей,
открытой, без маскировки, с предельными нагрузками для летчика и самолета,
с резкими эволюциями.
"Он умел исключительно эффективно использовать складывающуюся обстановку в
любой схватке с врагом, хорошо организовал взаимодействие внутри группы...
отличался исключительным искусством ведения боев на вертикалях" - эта
краткая характеристика Дмитрия Глинки принадлежит И. Бабаку, а ведь едва
ли кто лучше ведомого может характеризовать работу летчика-истребителя.
Став в августе 1943 г. дважды Героем, Дмитрий трудно переживал испытание
славой. Его смущали портреты в газетах, корреспонденты и операторы,
десятки писем от незнакомых людей, ежедневно доставляемых ему.
Неуравновешенный характер Дмитрия становился еще более неровным. С одной
стороны, фронтовое братство требовало непринужденного общения, предельной
честности и искренности, с другой, - положение обязывало нести высочайшее,
по заслугам, звание. Временами Дмитрий становился нарочито серьезным, даже
суровым, но чаще возраст брал свое, и он оставался веселым, чуть неуклюжим
23-летним парнем.
Сразу после Кубани полк без перерывов участвовал в Миусской операции, в
боях на реке Молочной, в Перекопском сражении.
"Чем больше врага - тем легче бить его" - этот афоризм Глинки скорее
характеризует автора, чем точно отражает реальность.
В начале сентября, после получения второй Золотой Звезды, Дмитрий едва не
погиб, забавляясь с немецкими трофейными гранатами-"лягушками". Из-за
взрыва упавшей поблизости гранаты он получил множественные легкие ранения
ног. Несмотря на досадное ранение, к 5 декабря 1943 г. Дмитрий записал на
свой счет еще 8 машин врага.
После почти полугодового отпуска, учебы и пополнения летчики 100-го гиап
приняли участие в Ясской операции. В начале мая в бою, где 12 "кобр"
атаковали около полусотни Ю-87, Глинка сбил три бомбардировщика, а всего
за неделю боев здесь уничтожил 6 самолетов противника.
При перелете на Ли-2 он попал в катастрофу: самолет ударился о вершину
горы. Его с товарищами спасло то, что они расположились в xвосте машины -
спали на самолетных чехлах. Все другие пассажиры и экипаж погибли. В
результате аварии он получил тяжелые травмы: несколько дней был без
сознания. Выписался из госпиталя через два месяца и в ходе
Львовско-Сандомирской операции сумел уничтожить 9 немецких машин. В боях
за Берлин он сбил 3 самолета в один день, а свою последнюю победу одержал
18 апреля 1945 г., в упор, с 30 метров, расстреляв ФВ-190.
Всего за войну он провел около 300 боевых вылетов, 100 воздушных боев,
лично сбил 50 самолетов противника, из них 9 на Як-1, остальные - на "Аэрокобре".
После войны командовал полком, затем был заместителем командира
авиационной дивизии, в 1951 г. закончил ВВА. В 1960 г. демобилизовался в
звании полковника. Работал в гражданской авиации. Жил в Москве.
Умер 1 марта 1979 г.
СПИСОК ПОБЕД АСА
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
09.04.42 |
Ю-88 |
45 иап \ 100 гиап |
2. |
|
30.04.42 |
Ю-88 |
|
3. |
|
08.05.42 |
Ме-109 |
|
4. |
|
09.05.42 |
Ю-87 |
|
5. |
|
09.05.42 |
Ю-87 |
|
6. |
|
09.05.42 |
Ю-87 |
|
7. |
|
13.07.42 |
Хе-111 |
|
8. |
|
17.08.42 |
Ме-109 |
|
9. |
|
02.09.42 |
Ме-109 |
|
10. |
|
06.09.42 |
Ме-109 |
|
11. |
|
06.09.42 |
Ме-109 |
|
12. |
|
10.03.43 |
Ю-88 |
|
13. |
|
10.03.43 |
Ю-88 |
|
14. |
|
27.03.43 |
Ме-109 |
|
15. |
|
30.03.43 |
Ме-109 |
|
16. |
|
01.04.43 |
Ме-109 |
|
17. |
|
10.04.43 |
Ме-109 |
|
18. |
|
15.04.43 |
Ме-109 |
|
19. |
|
15.04.43 |
Ме-109 |
|
20. |
|
15.04.43 |
Ю-88 |
|
21. |
|
21.04.43 |
Ме-109 |
|
22. |
|
26.05.43 |
ФВ-190 |
|
23. |
|
26.05.43 |
ФВ-190 |
|
24. |
|
26.05.43 |
Хш-123 |
|
25. |
|
27.05.43 |
Ю-87 |
|
26. |
|
27.05.43 |
Ме-109 |
|
27. |
|
28.05.43 |
Ме-109 |
|
28. |
|
02.06.43 |
Ме-109 |
|
29. |
|
16.06.43 |
Ме-109 |
|
30. |
|
17.08.43 |
Ме-109 |
|
31. |
|
19.08.43 |
ФВ-190 |
|
32. |
|
22.08.43 |
ФВ-190 |
|
33. |
|
22.08.43 |
Ме-109 |
|
34. |
|
24.08.43 |
Ю-88 |
|
35. |
|
24.08.43 |
Ю-87 |
|
36. |
|
31.08.43 |
Ме-109 |
|
37. |
|
31.08.43 |
Ме-109 |
|
38. |
|
31.08.43 |
Ме-109 |
|
39. |
|
30.05.44 |
ФВ-190 |
|
40. |
|
03.06.44 |
Ю-87 |
|
41. |
|
03.06.44 |
Ю-87 |
|
42. |
|
03.06.44 |
ФВ-190 |
|
43. |
|
04.06.44 |
ФВ-190 |
|
44. |
|
04.06.44 |
ФВ-190 |
|
45. |
|
14.07.44 |
ФВ-190 |
|
46. |
|
16.07.44 |
Ме-109 |
|
47. |
|
18.04.45 |
ФВ-190 |
|
48. |
|
18.04.45 |
ФВ-190 |
|
49. |
|
18.04.45 |
Ме-109 |
|
50. |
|
30.04.45 |
Ме-109 |
|