Первую победу одержал 25 июня 1942 г. в
составе 168-го иап, сбив на "лагге" Bf-109.
В том памятном для него бою летчик был
ранен, подбит, но привел изрешеченную
машину на аэродром, а 5 немецких осколков,
настигших его тогда,
навсегда остались в теле... Через месяц, 23
августа, он вновь одержал победу и вновь
был ранен: "Я врезался в строй
фашистских самолетов и с ходу сбил один
"юнкерс". А когда схватился с другим,
то вражеский воздушный стрелок успел
выпустить очередь из пулемета, огненной
трассой резанувшую по кабине моего
самолета. Раненный в лицо, я потерял
сознание. Очнулся и вижу: мой ЛаГГ-3
штопорит, целясь носом прямо в Дон...
Жизнь воина держится на нервах. Так и у
меня тогда получилось. Вывел самолет из
штопора, едва-едва дотянул до высокого
берега, но уже не сел, а врезался в
выступающую его часть так, что хвост
отломился и упал в воду. Но кабина
уцелела...".
В этом бою Головачев получил
многочисленные ранения и лишился зрения.
Способность видеть ему вернул великий
врач-глазник Филатов. Из госпиталя
летчик вернулся через месяц. Комполка Л.
Шестаков оценил его мужество: Головачев
получил звание лейтенанта и был
назначен командиром звена.
Под Сталинградом Головачев провел 150
боевых вылетов на Як-1, лично сбил 8
самолетов противника. Он воевал в
эскадрилье "желтоносых" Амет-хана.
В одном из февральских 1943 г. боев впервые
сделал дубль, сбив Ju-87 и Bf-109.
В Крыму под Мелитополем летчик дрался
уже на "Аэрокобре". Здесь 27 октября
он одержал 17-ю победу, был представлен к
званию Героя Советского Союза. В
предпоследний день 1944 г. гвардии капитан
Головачев с ведомым гвардии лейтенантом
Черником были наведены с земли на
высотный разведчик Ю-88, шедший со
стороны советских войск. Приказ был
жестким: "Не выпускать ни в коем
случае". Заметив "лавочкиных" (с
октября 1944 г. летчики 9-го гиап сражались
на Ла-7), разведчик, надеясь на мощные
двигатели, форсируемые применением
закиси азота, стал круто набирать высоту,
надеясь оторваться от преследования.
Несколькими очередями издали
Головачеву удалось повредить мотор
неприятельского самолета и на высоте
около 9000 метров выйти на дистанцию
эффективного огня. Однако пушки молчали;
как выяснилось позднее, замерзла смазка.
Тогда, подойдя в упор снизу к вражеской
машине, Головачев резко взял ручку
управления на себя и ударом винта разбил
хвостовое оперение "юнкерса". Тот
упал в районе города Трайбург.
Головачеву удалось посадить свой
истребитель, и уже через несколько дней,
18 января, на том же Ла-7 он сбил 4 ФВ-190 в
двух вылетах.
Свой последний бой ас провел над
Берлином 25 апреля 1945 г., ознаменовав его
блестящей двойной победой: сбил первого
"фокке-вульфа" слева-сверху со 100
метров, а второго, - выполнив резкий
боевой разворот, очередью в упор.
Головачев родился 15 декабря 1917 г. в
деревне Кошелево Гомельской губернии.
После окончания семилетки работал
фрезеровщиком на мясокомбинате в Гомеле,
учился в ФЗУ и аэроклубе. В 1938 г. был
направлен в Одесскую школу летчиков,
которую окончил в 1940 г.
Замкомандира эскадрильи 9-го гиап
гвардии капитан Головачев провел 457
боевых вылетов, в 125 воздушных боях сбил
лично 31 и в группе 1 самолет противника. 2
победы он одержал на ЛаГГ-3, 12 побед - на
Як-1, 5 побед - на "Аэрокобре", 12 - на
Ла-7.
В составе так называемой "золотой
орды" он был принят в ВВА, которую
окончил в 1951 г. В 1959 г. окончил Военную
академию Генштаба. Освоил многие типы
реактивных самолетов. Генерал-майор
авиации Головачев умер 2 июля 1972 г.
Дважды Герой Советского Союза (1.11.43;
29.6.45). Награжден 2 орденами Ленина, 6
орденами Красного Знамени, орденом
Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами
Красной Звезды, медалями.
Список известных побед
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
Примечания
|
1. |
личная |
25.06.42 |
Ме-109 |
69 иап \ 9 гиап |
|
* |
|
30.07.42 |
Ю-88 |
|
|
* |
|
17.12.42 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
09.03.43 |
Ме-109 |
|
|
* |
|
25.03.43 |
Ме-109 |
|
|
* |
|
09.05.43 |
ФВ-189 |
|
|
* |
|
23.06.43 |
Ю-88 |
|
|
* |
|
16.07.43 |
Ме-109 |
|
|
* |
|
17.07.43 |
Ю-88 |
|
|
* |
|
22.07.43 |
Ме-109 |
|
|
* |
|
24.07.43 |
Хе-111 |
|
|
* |
|
18.08.43 |
Хе-111 |
|
|
* |
|
20.08.43 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
21.08.43 |
Ю-88 |
|
|
* |
|
21.08.43 |
Хе-111 |
|
|
* |
|
30.09.43 |
Ю-87 |
|
|
* |
|
02.10.43 |
Ю-88 |
|
|
* |
|
27.10.43 |
Ме-109 |
|
|
* |
|
24.04.44 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
30.12.44 |
Ю-188 |
|
сбит тараном |
* |
|
16.01.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
16.01.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
18.01.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
18.01.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
18.01.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
18.01.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
06.03.45 |
Ме-109 |
900 иап |
|
* |
|
18.03.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
25.04.45 |
ФВ-190 |
|
|
* |
|
25.04.45 |
ФВ-190 |
|
|
Ла-7, 9-й ГвИАП, л-к - к-н Головачев, весна 1945 года.