Родился в 1912 году в селе Каменка, недалеко от Ленинграда. Закончил
Ейское авиационное училище и получил назначение в 13-ю отдельную
эскадрилью. Войну начал в составе 13-го ИАП, летая на И-16 с бортовым
номером "13". Но 13-е число не принесло неудачи Голубеву. Первую победу
он одержал 28 июня 1941 года, сбив немецкий бомбардировщик Ju.88. В
начале июля его жертвой стал Мессершмитт Bf.109Е. Затем началась полоса
неудач.
13 июля он атаковал в лоб немецкие самолеты, приняв их за Ju.88. Однако это
оказались двухмоторные тяжелые истребители Bf.110 с мощным
вооружением. В итоге "ишачок" Голубева был подбит и пилот, весь облитый
маслом, едва сумел совершить посадку на своем аэродроме. После этого
случая механик Богданов предложил исправить бортовой номер истребителя
на "14", но Голубев отказался 13 августа шестерка И-16 отправилась на
прикрытие железнодорожной станции Вейнмар. Самолеты патрулировали на
высоте всего 1200-1500 м, и этот тактический промах дорого обошелся
летчикам. Десять Bf.109 напали на них сверху - ведомый Голубева был сбит,
а сам Василий, получивший ранение в ногу, с трудом посадил машину на
фюзеляж. Самолет был разбит, а пилот угодил на месяц в госпиталь.
В середине сентября Голубев вернулся в свою часть, но 9 оставшихся
истребителей полка к этому времени уже перелетели на аэродром в Новой
Ладоге. Однако на авиабазе остались два поврежденных И-16 со снятым
вооружением, которые к вечеру удалось отремонтировать. На них Голубев
вместе со своим товарищем Ф. Зотовым и отправился догонять полк. Но в
пути безоружные самолеты были атакованы "сто девятыми", и истребитель
Голубева вновь оказался подбит, приводнившись на поверхность Ладожского
озера. Благодаря своей хорошей физической подготовке, летчик смог доплыть
до берега, где его вскоре подобрал связной У-2.
На новом месте Голубеву опять достался И-16 с номером "13", но на этот раз
Богданов не выдержал и по собственной инициативе исправил цифру на "ЗЗ"
С этих пор балтийский летчик постоянно летал на машинах с таким
обозначением.
В начале октября Голубев в числе шести пилотов был откомандирован на
полуостров Ханко для обороны флота и Кронштадта от налетов финской и
немецкой авиации. Здесь отчетливо проявилась манера боя будущего аса,
основанная на традициях Антоненко и Бринько. Сам Голубев описывал ее так:
"Юнкерсы" начали уходить на восток, Я выбираю одного,
подхожу метров на четыреста, посылаю два снаряда. Сближаюсь
на короткую снайперскую дистанцию, стрелки "Юнкерса"
молчат, видимо, оба убиты. Длинная очередь из трех пулеметов
прошивает самолет врага от хвоста до кабины. Ju.88, медленно
заваливаясь на крыло, уходит вниз. Близ позиций наших войск
на земле вспухает огненный шар..."
В конце октября Голубев сбил два финских трофейных истребителя И-153,
изрядно досаждавших советскому флоту, а 2 ноября схватился в воздухе с
пятью финскими "Харрикейнами" из 32-й группы. Четыре И-16 одержали
решительную победу, а Голубев записал на свой счет еще два сбитых
самолета.
В последние месяцы 1941 года 13-й ИАП понес большие потери при обороне
"дороги жизни" через Ладожское озеро. Частично в этом были виноваты
немецкие "охотники" из JG54, летавшие на Bf.109F. Например, в начале
декабря полк потерял двух летчиков, сбитых из-за собственной
невнимательности. 7 декабря четверка И-16, находясь в невыгодной позиции
под облаками, была атакована "охотниками" по пути домой. Двое пилотов
были ранены, а один погиб, врезавшись вместе с самолетом в землю. С другой
стороны, сказалось тактически неграмотное ведение боев руководством полка.
Только 1 января 13-й ИАП лишился пяти летчиков, выбывших из строя по ранению, 3
истребителя сгорели и 7 были повреждены. Это переполнило чашу терпения
вышестоящего начальства, и командный состав полка был полностью сменен. В.
Голубев, как опытный боец. получил должность командира эскадрильи. С этого
момента он мог без помех претворять в жизнь собственные тактические идеи и
боевые порядки. И-16 стали летать парами, эшелонированными на разных
высотах. Атаки противника он предлагал проводить на встречных курсах. Все
боевые задания тщательно разбирались на предполетном инструктаже.
Результаты сказались быстро - его 3-я эскадрилья стала лучшей в полку.
И-16 тип 29 комэска 4-го ГИАП Ст. лейтенанта Голубева
Некоторое время Голубева занимала тактика действий немецких "охотников".
Поклявшись первым уничтожить вместе со своим подразделением
"Мессершмитты", он вскоре пришел к выводу, что немцы, как правило,
атакуют либо невнимательных пилотов, либо группы самолетов,
возвращающиеся с боевого задания без боеприпасов. Особое внимание они
уделяли отставшим от строя и поврежденным "подранкам".
12 марта 1942 года он и воспользовался этим обстоятельством, когда группа
И-16 возвращалась на аэродром после штурмовки железнодорожной станции.
Полностью сохранив боезапас, Голубев на обратном пути покинул строй и
имитировал полет поврежденного самолета. Через некоторое время на
горизонте появились две черные точки - два "Мессершмитта", заметив
отставший истребитель, на форсаже бросились за ним вдогонку. Когда
"охотники" приблизились на дистанцию около 1000 м, "поврежденный" И-16
вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев вспоминал:
"Вот когда пригодились десятки вариантов и расчетов на такой
маневр! Заканчиваю разворот на высоте около пятисот метров,
противник намного ниже меня. Он такого маневра не ждал и
оказался в лобовой атаке. Оба "Мессерам, задрав желтые носы,
пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю
ложную атаку. Темные трассы от двух Bf.109F точно тянутся к
моему мотору. В прицеле ведущий "охотник", дистанция
примерно 500 метров, полторы секунды осталось на все, пусть
даже на жизнь. Три огненные трассы молнией пронизали тонкое
тело "Мессершмитта", мелькнувшее ниже меня метрах в пяти..."
Вспыхнувший немецкий истребитель упал на землю, а Голубев,
развернувшись вслед второму Bf.109, дал залп реактивными снарядами.
Вражеский самолет, попытавшийся уйти горкой, потерял скорость и с
поврежденным хвостовым оперением, зацепившись за макушки елок и
потеряв плоскости, совершил вынужденную посадку на границе аэродрома.
Его пилот, раненый осколками, скончался через несколько минут после
приземления. На руле поворота ведомого "Мессера" насчитали отметки 26
побед. Таким образом на счету Голубева появились 14-й и 15-й сбитые
самолеты.
В середине марта 13-й ИАП был переименован в 4-й гвардейский ИАП
(ГИАП), а осенью Голубев был назначен заместителем его командира,
получив в конце года звание Героя Советского Союза. Полк по-прежнему
воевал на И-16, хотя время этих юрких монопланов уже давно прошло. На
вооружении JG54 с конца декабря появились новейшие истребители Фокке-
Вульф FW.190A-4, сильно осложнившие для советских ВВС обстановку в
воздухе. Тем не менее в январе 1943 года балтийский ас сумел и на "ишачке"
уничтожить два хваленых "Фоккера". В этом же месяце полк наконец был
снят с фронта для освоения новых истребителей Лавочкина - Ла-5. Обратно
под Ленинград он вернулся лишь спустя два месяца. Количество побед
Голубева неуклонно росло. 21 апреля он сбил два финских истребителя Фиат
G50bis, а в мае его жертвами стали три Ju.88 и один Bf.109. В это время
пилоты полка на нескольких оставшихся И-16 часто вылетали на ночное
патрулирование, попутно штурмуя прожекторные и зенитные установки
противника, ведущие борьбу с легкими бомбардировщиками У-2. 30 июня
Голубев впервые поднялся в воздух ночью на Ла-5. Перехватив и уничтожив
немецкий разведчик Ju.88, он внезапно во время посадки был обстрелян
собственной зенитной артиллерией, не предупрежденной заранее о полете
незнакомого самолета. Истребитель получил повреждения, и пилот, после
психологической встряски, с трудом совершил посадку на аэродроме.
В конце 1943 года Голубев принял командование над 4-м ГИАП и ему, как
одному из самых результативных летчиков, был вручен Орден Британской
империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал
полеты. 13 января он сбил свой 36-й самолет - Bf.110. С машиной этого типа
у Голубева связан еще один эпизод биографии. Зимой 1944 года противник
начал использовать "сто десятые" на Ленинградском фронте в качестве
высотных разведчиков Советские летчики немедленно организовали за ними
охоту. Один из этих самолетов Голубев долго преследовал и сбил на выходе
из пикирования - Bf.110 пропахал целую просеку в лесу. 23 февраля он
сумел догнать еще один двухмоторный "Мессершмитт". Одновременно с
хвостовым стрелком немецкого разведчика он почти в упор открыл огонь.
Результат был ошеломляющим. Bf.110 взорвался, и перевернутый взрывной
волной истребитель Голубева сорвался в штопор. Восстановив управление
машиной, контуженный, оглохший летчик с поврежденной барабанной
перепонкой левого уха тем не менее доставил на свою базу убедительные
доказательства своей 38-й победы. Капот двигателя изуродованного
истребителя был вдавлен в цилиндры, а кусок дюралевой обшивки немецкого
самолета врезался в крыло Ла-5 до самого лонжерона. Вернувшись к боевым
вылетам в мае 1944 года, Голубев 28 июня одержал свою последнюю победу,
отправив в воду Финского залива Фокке-Вульф FW.190.
Всего за время войны Василий Голубев совершил 589 боевых вылетов и сбил
39 вражеских самолетов лично и 12 в группе. После войны он продолжил
службу, освоив в воздухе целый ряд реактивных машин.
Список побед
№
| Вид
| Дата
| Тип сбитого
| Место победы
| Самолет
| Часть
| Примечания
|
1
| груп.
| 28.06.41
| Ju 88
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| груп.
| 11.07.41
| Bf 109
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| груп.
| 11.08.41
| Bf 110
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| груп.
| 15.10.41
| Ju 88
| р-н о. Даго
| И-16
| 13 иап КБФ
| Ju 88A из KGr.806
|
*
| груп.
| 24.10.41
| финский И-153
| р-н ВМБ Ханко
| И-16
| 13 иап КБФ
| И-153 из 3/LeLv 6
Kpl K.Kostti (вын. посадка)
|
*
| груп.
| 02.11.41
| "Спитфайр"
| р-н о. Коэ
| И-16
| 13 иап КБФ
| Curtiss H.75 CU-570
LeLv 32/Osasto Hanko
Kpt P.Berg (погиб)
|
*
| ?
| 07.12.41
| Bf 110
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| ?
| 12.12.41
| Ju 88
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| ?
| ??.12.41
| He 111
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| ?
| 21.12.41
| Bf 109
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| ?
| 27.12.41
| Ju 87
| ?
| И-16
| 13 иап КБФ
|
|
*
| лич.
| 12.03.42
| Bf 109
| р-н а/д Выстав
| И-16
| 4 гиап КБФ
| Bf 109F из 1./JG 54
Uffz H.Schwartzkopf (погиб)
|
*
| лич.
| 12.03.42
| Bf 109
| р-н а/д Выстав
| И-16
| 4 гиап КБФ
| Bf 109F из 6./JG 54
Ofw R.Behr (ВП; ранен)
|
*
| ?
| 13.03.42
| Bf 110
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 14.03.42
| Bf 109
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 19.03.42
| Ju 88
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 21.04.42
| Ju 88
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 28.05.42
| He 111
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 28.05.42
| He 111
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 29.05.42
| Ju 87
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 30.05.42
| Ju 87
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 03.06.42
| Bf 109
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 10.01.43
| Fw 190
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 12.01.43
| Bf 109
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 15.01.43
| Fw 190
| ?
| И-16
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 02.04.43
| Bf 109
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 14.04.43
| Fw 190
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 15.04.43
| G.50bis
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 21.04.43
| G.50bis
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 21.04.43
| G.50bis
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 28.05.43
| Bf 109
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 28.05.43
| Ju 88
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 29.05.43
| Ju 88
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 29.05.43
| Ju 88
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 07.06.43
| Bf 110
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 24.06.43
| Bf 110
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
*
| ?
| 28.06.43
| Fw 190
| ?
| Ла-5
| 4 гиап КБФ
|
|
Ла-7 командира 4-го ГИАП Балтийского Флота подполковника В.Ф.Голубева
(c)
М. Жирохов, 2003-09-18
|