Родился в 1916 году.
В Красной армии с 15.08.1935 г. Образование - семилетка; в 1935
г. закончил один курс с/хозяйственного института. 15.8.1935 г. поступил
и в 1937 г. закончил 11-ю военную школу пилотов Киевского военного
округа в Луганске, а в 1938 году экстерном и летное военное училище.
Проходил службу в различных авиационных подразделениях на Дальнем
Востоке. 4.11.1938 г. ему было присвоено в/звание "лейтенант".
23.02.1939 г. Гонтарь В.М. принял военную присягу. С 4.07.1040 г. он -
старший летчик 2 штурмового авиаполка ДВФ (самолеты Р-10, Р-5ССС,
И-15бис).
После переучивания на
летчика-истребителя, Гонтарю В.М. 13.01.1941 г. было присвоено воинское
звание старший лейтенант и 28.05.1941 г. он был назначен на должность
командира звена 307 истребительного авиаполка Дальневосточного фронта.
Именно там, на Дальнем Востоке, в 307
истребительном авиаполку Василий познакомился со старшим сержантом
Федоровым И.В., будущим Героем Советского Союза. Летали вместе на И-16.
Затем их дороги разошлись... Федоров в декабре 1942 года был направлен
на переучивание на самолеты Як-1, а через несколько месяцев, 5 августа и
Гонтарь В.М. был вновь откомандирован на курсы усовершенствования. На
этот раз штурманов и, по окончании курсов, 4.06.1943 г. поступил в
распоряжение Начальника отдела кадров 3-го истребительного авиационного
корпуса (3 ИАК) на должность штурмана - заместителя командира
авиаэскадрильи этого авиакорпуса. 15.06.1943 г. старший лейтенант
Гонтарь Владимир Михайлович получает назначение в 274-й истребительный
авиационный полк (позднее Оршанский Краснознаменный ордена Кутузова),
командиром которого был майор Корнилов Н.С., а с октября 1943 г. майор
Волчков Николай Григорьевич.
С апреля 1943 г. 274 иап вошел в
состав 278 истребительной авиационной дивизии (ИАД) 3-го истребительного
авиационного корпуса (ИАК) и в составе дивизии сразу включился в бои на
Кубани.
Закончив боевые действия на Кубани,
полки дивизии в составе 3-го ИАК в июне-июле 1943 г перебазировалась на
аэроузел Шехмань Тамбовской обл. Степного фронта, где пополнялись личным
составом и материальной частью, а также вели ограниченные боевые
действия в интересах фронтов, готовившихся к операции на Курской дуге. В
июне 1943 г. дивизии было присвоено почетное наименование Сибирская.
Были получены новые самолеты Як-9. Вместе с Гонтарь В.М. в это время в
274 ИАП воевал и ст. лейтенант Маркин Николай Васильевич, имевший на
своем счету 16 личных побед и 17 в группе. 03.09.43 г. полки дивизии в
составе 3 ИАК перебазировались на аэроузел Шахты Южного фронта, войдя
(03.09.1943 г.) в состав 8 ВА Южного, а с 20.10.43г. 4-го Украинского
фронта. Начались бои за освобождение Донбасса и выход к Крыму. Работа
дивизии сильно осложнялась необходимостью частого перебазирования. Так,
за три недели сентября, было сменено 7 аэроузлов. Летчиками дивизии в
сентябре 1943 г. произведено 2282 боевых вылетов, проведено 192
воздушных боев, в которых сбит 171 самолет противника.
О том, как проходили бои летчиков
полка и ст.лейтенанта Гонтарь в том числе, свидетельствуют выдержки из
наградных листов. "... Так, 14.9.1943 г. в районе прикрытия наземных
войск младший лейтенант Василенко в составе четырех наших истребителей
встретился с группой до тридцати Ю-87 под прикрытием восьми Ме-109. Наши
истребители, несмотря на огромное превосходство сил противника смело
атаковали бомбардировщики, разогнали их и не дали бомбить наземные
войска. Василенко в этом бою будучи ведомым у старшего лейтенанта
Гонтарь, самоотверженно отбивал от него несколько
атак истребителей, тем самым обеспечил ему возможность сбить один Ю-87.
Всего в результате боя группа сбила три Ю-87 и один Ме-109." [ЦАМО,
Ф.33, Оп.686044, Д.1984, л.54] А вот выдержка из Наградного листа самого
Гонтарь Владимира Михайловича. "...21.9.1943 года старший лейтенант
Гонтарь вылетел в составе шестерки на прикрытие наземных войск. В районе
прикрытия встретили до восемнадцати Ю-87 под прикрытием десяти Ме-109.
Находясь в ударной группе старший лейтенант Гонтарь со своим ведомым
смело кинулся в атаку на бомбардировщиков, расстроил их боевые порядок и
обратил в бегство..."
В Дневнике боевой работы 278 ИАД за
этот день скупо отмечалось: "...Прикрытие наземных войск в районе
Васильевка - Лукьяново - Пятихатки. Прикрытие Пе-2. Летало 61 самолет.
93 самолетовылета. Налет 89 часов. Сбито 8 самолетов противника" [ЦАМО
Ф. 20248, Оп.1, Д.21, л.5.] В этих боях погибли 10 летчиков дивизии.
До 12.10.43 г. дивизия действовала на
Б.Токмаковском направлении, а затем - на Мелитопольском. 3-й авиакорпус,
а в его составе 274 ИАП вел боевые действия на главном направлении
действий войск 4-го Украинского фронта. Основной задачей было: в
воздушных боях и штурмовыми ударами по аэродромам противника уничтожать
его авиацию, удерживать господство в воздухе и надежно прикрывать наши
наземные войска. Опять начались тяжелые затяжные бои. Но теперь у
летчиков был хороший опыт боев на Кубани и они уверенно били врага. В
октябре 1943 г. летчиками дивизии было сбито 77 самолетов противника.
Погибли 8 своих летчиков, потеряны 12 самолетов. 22.10.1943 г. старший лейтенант Гонтарь В.М. был представлен к награде.
В Наградном листе отмечалось: "Старший лейтенант Гонтарь В.М., участвуя
в боях на Южном фронте с 7.9.1943 года произвел 60 боевых вылетов,
провел 10 воздушных боев. Отличный летчик - истребитель, умело руководит
боем. Боевые задания всегда выполняет отлично. В воздушном бою проявляет
смелость и решительность... За проявленную в боях смелость и отвагу, за
проведенные им 60 успешных боевых вылетов, достоин награждения орденом
Отечественной войны первой степени". [ЦАМО. Ф.3, Оп.686044, Д.1984,
л.55]. Приказом командира 3 ИАК № 021/н от 30.10.1943 г. старший
лейтенант Гонтарь В.М. был награжден орденом "Отечественной войны"
первой степени. В первые дни ноября 1943 г. дивизия действовала на Крымском направлении,
а с 07.11.43 г. - на Никопольском. В это время в полк пришел командиром
звена будущий Герой Советского Союза Киселев Иван Михайлович. Воевал там
и заместитель командира эскадрильи ст. лейтенант Комардинкин К.П.,
который к середине октября 1943 г. произвел 90 боевых вылетов, в 35
воздушных боях лично сбил 18 и сжег на земле 3 транспортных самолета
противника. В ноябре 1943 г. Комардинкину К.П. было присвоено звание
Героя Советского Союза. Награжден орденами Ленина, Красного Знамени,
Отечественной войны 1 и 2 степени.
Боевая работа велась в сложных
метеоусловиях. Тем не менее, в ноябре было произведено 614 боевых
вылетов, проведено 20 групповых воздушных боев, в которых сбито 11
самолетов противника. В декабре 1943 г. произведено 260 боевых вылетов,
проведено 13 групповых воздушных боев, в которых сбит 21 самолет
противника. (Источник: Чернаткина А.Е. От Кавказа до Берлина. — М.:
www.allaces.ru, 2004.) 3 декабря 1943 г. 274 иап в составе 12 боевых экипажей в течение дня
перебазировался с аэродрома Нижние Серагозы на аэродром Теодоровка. [См.:
ЦАМО, Ф.20248, Оп.1, Д.16, Л.311] Из отчета о боевых действиях 278 ИАД в
декабре 1943 года: "... Действия наземных войск в декабре месяце можно
разбить на три периода: Первый период с 3 по 10.12 - переход в
наступление 3 гв. Армии в районе Бол.Белозерка - Гючевка в общем
направлении на Каменка. Второй период: с 18.12 по 22.12 - вторичный
переход 3 гв. Армии в наступление по тем же направлениям. Как в первый
период, так и во второй, части 3 гв.Армии успехов не имели, за
исключением как только улучшили свои позиции. Третий период с 25 по
27.12 характеризовался переходом 3 гв.Армии в общем направлении на
Водяное. За отчетный период, было 2 летных дня, ограниченных летных - 3
и нелетных - 26. Нелетные дни: 10-балльная облачность с высотою 50-150
метров, туман, снегопад при видимости 100 м. до 500 м. [ЦАМО Ф. 20248,
Оп.1, Д.13, л.69,70]
В этих, неблагоприятных условиях,
базируясь на аэродроме Теодоровка (ныне район 2 км.восточнее пос.
Догмаровка) приходилось вести боевую работу летчикам 274 истребительного
авиаполка. А работы было много. В оперативной сводке авиадивизии за этот
день значилось: "274 иап в течение дня 19.12.1943 г. прикрывал боевые
порядки наземных войск в районе Стаханов, вел свободную охоту в районе
Давыдов Брод, Грушевской Кут, Красногригорьевка и проводил штурмовку
аэродрома противника Большая Костромка. Летало 17 самолетов из них 11 -
Як-1 и 6 - Як-9" [ЦАМО, Ф. 20248, Оп.1, Д.16, Л.335]. Наверное поэтому,
"...19.12.1943 г. при штурмовке автоколонны в районе Новоивановка
летчиком 274 иап ведущий лейтенант Степочкин, ведомый мл.лейтенант
Григорович, вследствии отсутствия осмотрительности ведущего за ведомым и
непринятия противозенитного маневра был потерян мл.лейтенант Григорович,
который с боевого задания не вернулся, предположительно сбит ЗА
(зенитной артиллерии - авт) противника". (См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1,
Д.13, л.71). В этот же день "...19.12.1943 г. при выполнении задания в
зоне истребления пара 274 иап летчик ст.лейтенант Гонтарь и ведомый
мл.лейтенант Макарчук вследствии отсутствия осмотрительности у ведомого
за своим ведущим при развороте мл.лейтенант Макарчук потерял своего
ведомого ст.лейтенанта Гонтарь, который с боевого задания не
возвратился, предположительно сбит огнем ЗА противника" (См.: ЦАМО Ф.
20248, Оп.1, Д.13, л.71). В оперативной сводке 278 ИАД было
конкретизировано: "Не вернулся с боевого задания старший лейтенант
Гонтарь на самолете Як-9 номер 0509. В 15.00 ведомый младший лейтенант
Макарчук его потерял в 5 км. южнее Днепровка" [ЦАМО Ф. 20248, Оп.1,
Д.16, л.335], а также "... Лейтенант Григорович на самолете Як-9 номер
0446 и старший лейтенант Гонтарь на самолете Як-9 номер 0509 не
вернулись с боевого задания..." [См.: ЦАМО Ф. 20248, Оп.1, Д.16, л.334].
Радиостанциями самолеты не были оснащены, поэтому, связи Пункта
управления полетами с самолетами находящимися в воздухе не было. Что
произошло с самолетом старшего лейтенанта Гонтарь В.М., после потери его
ведомым, не знает теперь никто. До 15 января 1944 г. продолжались
безуспешные поиски погибших летчиков...
по материалам сайта:
http://bashurow.narod.ru/GontarWM.htm
|