Сергей Грицевец родился 19 Июля
1909 года в деревне Боровцы, ныне
Барановичского района Брестской
области, в семье крестьянина. В
Советской Армии с 1931 года. Окончил
Оренбургскую военную школу пилотов в 1932
году и школу воздушного боя в 1936 году.
Командовал звеном, отрядом, полком.
В Июне 1938 года, в составе группы
из 34 летчиков, прибыл в Испанию для
оказания помощи республиканским ВВС. В
воздушных боях уничтожил 30 самолетов
противника лично и 7 в группе. В одном из
боев на И-16 сумел сбить 7 самолетов (из
них 5 Фиатов Cr.32), но и его машина была
серьезно повреждена. 18 Августа 1938
года - в день Авиации, сбил 2 "Фиата".
Со своими летчиками порой забирался без
кислородных приборов на высоту до 7 км,
чтобы оттуда обрушить удар на
противника. За подвиги в небе Испании, 22
Февраля 1939 года Сергею Ивановичу
Грицевцу было присвоено звание Героя
Советского Союза.
Особенно отличился в
заключительных и самых тяжелых боях за
Эбро, где немцы использовали опытные "мессера"
вооруженные пушками и значительно
превосходящие И-16 в скорости. Только за 20
дней Августа советскими и испанскими
летчиками было сбито 72 вражеских
самолета.
Последний раз пилоты группы Сергея
Грицевца участвовали в бою 15 Октября 1938
года, когда было поднято в воздух около
100 истребителей республиканских ВВС в
составе 7 эскадрилий. Тогда над рекой
Эбро, совместными усилиями советских и
испанских летчиков, было сбито 3 "мессера"
и 5 "фиатов". Наши потери составили 3
самолета (все летчики спаслись на
парашютах).
Однако, ко времени окончания 113-дневной
битвы за Эбро, из 34 летчиков прибывших
вместе с Грицевцом в Июне 1938 г, осталось
в строю лишь 7.
Участник боев с японскими
захватчиками на реке Халкин - Гол летом
1939 года. Летал на И-16, затем командовал
отдельной группой новейших
истребителей И-153. В воздушных боях лично
сбил 12 японских самолетов. 26 Июня над
территорией, занятой противником, был
сбит самолет командира 70-го ИАП Майора В.Забалуева.
В этом бою участвовал и Сергей Грицевец.
Недолго думая, он посадил свою машину
неподалеку от приземлившегося товарища,
помог ему забраться в кабину и взлетел
под огнем японской пехоты. За победы в
воздушных боях и спасение командира,
Сергей Грицевец был награжден второй
Золотой Звездой Героя Советского Союза (Указ
от 29 Августа 1939 года).
Он был не только прекрасным
воздушным бойцом, но и замечательным
наставником. Десятки молодых летчиков
учились у Грицевца искусству воздушного
боя. Он проводил с ними разборы полетов,
занятия по тактике, учил сочетать маневр
и огонь: "Только секунда отводится
летчику на прицельную очередь, - говорил
он - Только одна секунда !
Он и в самом деле умел первым
дать очередь, на какую то долю секунды
опережая врага. Атаковал всегда
неожиданно, никогда не допуская шаблона
в тактике. К началу Великой
Отечественной войны именно Грицевец был
самым результативным советским
летчиком - истребителем имея 42 личные
победы.
Сергей Грицевец погиб в
авиационной катастрофе 16 Сентября 1939
года, вылетев к новому месту назначения,
когда в его самолет врезался
приземляющийся истребитель. За время
службы был награжден Орденами Ленина (дважды)
и Красного Знамени (дважды). На месте его
гибели, в деревне Болбасово Оршанского р-на
Витебской области, установлен памятник.
Бронзовый бюст - в гор. Барановичи и
мемориальная доска - в Минске.
Список известных побед
И-16 Сергея Грицевца, республиканские ВВС, 1938 г.