Родился 16 августа 1910 года в деревне Шапкино Рыбинского района Ярославской
области, в крестьянской семье.
Александр заболел авиацией в 5 лет - с того дня, когда впервые увидел самолет.
Дважды пытался поступить в летную школу, но был забракован медкомиссией. В 1928
году приехал в Ленинград, работал каменщиком - кладчиком на стройке и
одновременно занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина
здесь был легендарный Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА.
Чкалов особенно выделил Александра среди других курсантов. Когда планер был
построен и испытывался в Дудергофе, то Валерий Павлович, сам убедившись в
надежности машины, предложил затем лететь ему. Чкалов, считает Александр
Иванович, благословил его в небо, научил его главному: всегда действовать
осмысленно и ничего не бояться.
В 1929 году Халутин поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу
летчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную
школу летчиков и летчиков - наблюдателей и получил назначение в Гатчину, в 1-ю
Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью.
Через два года он участвовал в первом проводимом неподалеку от Ленинграда
параде, посвященном Дню ВВС. Во время пролета у Халутина загорелся самолет, но
ему удалось сбить пламя и благополучно посадить машину. Александр Иванович
участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.
В 1932 году совершил первый прыжок с парашютом, а уже через год получил
серебряный значок "Инструктор парашютного дела ВВС РККА" № 79. Всего за неделю
до начала Великой Отечественной войны Капитан А. И. Халутин - инспектор по
летной подготовке 44-й истребительной авиационной дивизии - был назначен
командиром формирующегося 249-го истребительного авиаполка, который должен был
дислоцироваться в Тульчине, на Украине. К тому времени Александр имел уже
десятилетний летный стаж и налет порядка 900 часов на 14-ти типах самолетов.
В полку была укомплектована всего одна эскадрилья - истребителями И-16. Проявляя
инициативу - присоединяя к себе "безлошадных" летчиков и собирая оставленные
самолеты, Халутин сумел полностью укомплектовать полк. При этом одна эскадрилья
была переучена на новейший ЛаГГ-3 - для обучения был использован самолет,
найденный с пустыми баками и привезенный в полк.
За первые 4 месяца войны, летая с 20-ти аэродромов, полк совершил 3594 боевых
вылета - треть вылетов, сделанных этой частью за 1941 - 1945 годы. Было сбито 25
немецких самолетов, 20 - сожжено на аэродромах. При этом потери наших самолетов
и летчиков оказались минимальными.
В конце лета 1941-го наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска большой
аэродром, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повел туда
пятерку "ночников". Противник был застигнут врасплох, и наши самолеты, сбросив
бомбы, стали расстреливать из пулеметов стоявшие в линию машины. В это время
появились немецкие истребители. Александр Иванович атаковал ведущего -
наперерез, снизу, под углом в девяносто градусов. Подбитый самолет упал на
стоянку. Было также уничтожено 10 стоявших на земле самолетов.
Командуя полком, Халутин выполнял и разведывательные задания в интересах
командования Юго - Западного фронта. Летая по - чкаловски, на бреющем полете, он
доставлял информацию, позволявшую определить направление движения противника,
расположения его позиций, огневых точек. Приходилось ему и вести воздушные бои.
Халутин был очень серьезно ранен осенью 1942 года. Тогда, атаковав и сбив
на высоте 8500 метров немецкий самолет, совершавший разведывательный полет,
Александр Иванович получил серьезную травму правого глаза. Глаз удалось
сохранить, однако видел он только под определенным углом и процентов на 10.
Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал
здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он
продолжал летать - до 1963 года...
Александр Иванович Халутин воевал в небе Украины, Подмосковья, в районе
Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой... Закончил войну в Курляндии, командуя
171-м Краснознаменным Тульским истребительным авиаполком. В воздушных боях
уничтожил более десятка вражеских самолетов, 5 из которых - сбил лично. Во время
штурмовки вражеских аэродромов сжег на земле еще 5 неприятельских машин.
В послевоенное время полковник Халутин продолжал службу в авиации. В 1950 году,
на Ляодунском полуострове, он по приказу командования сформировал и подготовил к
ведению боевых действий 50-ю и 37-ю истребительные авиадивизии, которые были
направлены в Северную Корею. С 1950 по 1953 год Александр Иванович командовал
37-й авиадивизией, которая участвовала в боях с американцами.
По возвращении из Кореи генерал - майор авиации А. И. Халутин был назначен
начальником прославленного Качинского авиационного училища, через 2 года
возглавил кафедру в Военно - Воздушной Академии. В летной книжке Халутина
значится, что он летал на 54-х типах самолетов - от У-1 до реактивного МиГ-17,
совершил 10094 полета. Общий налет - 3054 часа.
Уволившись в запас, с 1963 по 1994 год работал начальником группы поиска
космических кораблей после посадки и эвакуации экипажей с места посадки на
предприятии С. П. Королева. Встречал на земле большую часть космических экипажей
начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.
Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя
- Отечественной войны I-й степени, двумя - Красной Звезды. Заслуженный военный
летчик СССР, Заслуженный ветеран НПО "Энергия", почетный член Центрального
аэроклуба, почетный член Всеармейского военно - охотничьего общества.
В 1994 году вновь занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся 140 еще 17
прыжков на тандеме. Причем один из них был сделан на Северный полюс. Собирается
также вновь прыгать и на спортивном парашюте.
В последнее время проживал в Монино, под Москвой.