Уголок неба ¦ Халутин Александр Иванович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Халутин Александр Иванович
       
Годы жизни: р.1910

Родился 16 августа 1910 года в деревне Шапкино Рыбинского района Ярославской области, в крестьянской семье.

Александр заболел авиацией в 5 лет - с того дня, когда впервые увидел самолет. Дважды пытался поступить в летную школу, но был забракован медкомиссией. В 1928 году приехал в Ленинград, работал каменщиком - кладчиком на стройке и одновременно занимался в Ленинградской планерной школе. Первым учителем Халутина здесь был легендарный Валерий Павлович Чкалов, в то время уволенный из РККА. Чкалов особенно выделил Александра среди других курсантов. Когда планер был построен и испытывался в Дудергофе, то Валерий Павлович, сам убедившись в надежности машины, предложил затем лететь ему. Чкалов, считает Александр Иванович, благословил его в небо, научил его главному: всегда действовать осмысленно и ничего не бояться.

В 1929 году Халутин поступил в Ленинградскую военно - теоретическую школу летчиков, которую окончил в 1930 году. На следующий год он окончил 3-ю военную школу летчиков и летчиков - наблюдателей и получил назначение в Гатчину, в 1-ю Краснознаменную истребительную авиационную эскадрилью.

Через два года он участвовал в первом проводимом неподалеку от Ленинграда параде, посвященном Дню ВВС. Во время пролета у Халутина загорелся самолет, но ему удалось сбить пламя и благополучно посадить машину. Александр Иванович участвовал во всех проводимых до войны воздушных парадах.

В 1932 году совершил первый прыжок с парашютом, а уже через год получил серебряный значок "Инструктор парашютного дела ВВС РККА" № 79. Всего за неделю до начала Великой Отечественной войны Капитан А. И. Халутин - инспектор по летной подготовке 44-й истребительной авиационной дивизии - был назначен командиром формирующегося 249-го истребительного авиаполка, который должен был дислоцироваться в Тульчине, на Украине. К тому времени Александр имел уже десятилетний летный стаж и налет порядка 900 часов на 14-ти типах самолетов.

В полку была укомплектована всего одна эскадрилья - истребителями И-16. Проявляя инициативу - присоединяя к себе "безлошадных" летчиков и собирая оставленные самолеты, Халутин сумел полностью укомплектовать полк. При этом одна эскадрилья была переучена на новейший ЛаГГ-3 - для обучения был использован самолет, найденный с пустыми баками и привезенный в полк.

За первые 4 месяца войны, летая с 20-ти аэродромов, полк совершил 3594 боевых вылета - треть вылетов, сделанных этой частью за 1941 - 1945 годы. Было сбито 25 немецких самолетов, 20 - сожжено на аэродромах. При этом потери наших самолетов и летчиков оказались минимальными.

В конце лета 1941-го наша разведка обнаружила в районе Днепропетровска большой аэродром, где находились бомбардировщики и истребители. Халутин повел туда пятерку "ночников". Противник был застигнут врасплох, и наши самолеты, сбросив бомбы, стали расстреливать из пулеметов стоявшие в линию машины. В это время появились немецкие истребители. Александр Иванович атаковал ведущего - наперерез, снизу, под углом в девяносто градусов. Подбитый самолет упал на стоянку. Было также уничтожено 10 стоявших на земле самолетов.

Командуя полком, Халутин выполнял и разведывательные задания в интересах командования Юго - Западного фронта. Летая по - чкаловски, на бреющем полете, он доставлял информацию, позволявшую определить направление движения противника, расположения его позиций, огневых точек. Приходилось ему и вести воздушные бои.

 Халутин был очень серьезно ранен осенью 1942 года. Тогда, атаковав и сбив на высоте 8500 метров немецкий самолет, совершавший разведывательный полет, Александр Иванович получил серьезную травму правого глаза. Глаз удалось сохранить, однако видел он только под определенным углом и процентов на 10. Убеждая врачей, что зрение восстанавливается, Халутин на медосмотрах подглядывал здоровым левым глазом - так было и во время войны, и позже. В результате он продолжал летать - до 1963 года...

Александр Иванович Халутин воевал в небе Украины, Подмосковья, в районе Харькова, Кременчуга, над Прибалтикой... Закончил войну в Курляндии, командуя 171-м Краснознаменным Тульским истребительным авиаполком. В воздушных боях уничтожил более десятка вражеских самолетов, 5 из которых - сбил лично. Во время штурмовки вражеских аэродромов сжег на земле еще 5 неприятельских машин.

В послевоенное время полковник Халутин продолжал службу в авиации. В 1950 году, на Ляодунском полуострове, он по приказу командования сформировал и подготовил к ведению боевых действий 50-ю и 37-ю истребительные авиадивизии, которые были направлены в Северную Корею. С 1950 по 1953 год Александр Иванович командовал 37-й авиадивизией, которая участвовала в боях с американцами.

По возвращении из Кореи генерал - майор авиации А. И. Халутин был назначен начальником прославленного Качинского авиационного училища, через 2 года возглавил кафедру в Военно - Воздушной Академии. В летной книжке Халутина значится, что он летал на 54-х типах самолетов - от У-1 до реактивного МиГ-17, совершил 10094 полета. Общий налет - 3054 часа.

Уволившись в запас, с 1963 по 1994 год работал начальником группы поиска космических кораблей после посадки и эвакуации экипажей с места посадки на предприятии С. П. Королева. Встречал на земле большую часть космических экипажей начиная с А. Николаева, В. Терешковой и В. Быковского.

Награжден четырьмя орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, двумя - Отечественной войны I-й степени, двумя - Красной Звезды. Заслуженный военный летчик СССР, Заслуженный ветеран НПО "Энергия", почетный член Центрального аэроклуба, почетный член Всеармейского военно - охотничьего общества.

В 1994 году вновь занялся парашютным спортом, добавив к имевшимся 140 еще 17 прыжков на тандеме. Причем один из них был сделан на Северный полюс. Собирается также вновь прыгать и на спортивном парашюте.

В последнее время проживал в Монино, под Москвой.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100