Алексей Хлобыстов родился 23
Февраля 1918 года в селе Захарово ныне
Захаровского района Рязанской области,
в семье крестьянина. Окончил 7 классов.
Первоначально работал электромонтером
на Карачаровском механическом заводе,
затем в НИИ металлургического
машиностроения в Москве. Летать учился в
Устомском Аэроклубе в 1938 году. В
Советской Армии с 1939 года. Закончив
Качинскую школу пилотов в 1941 году, попал
служить в 20-й ИАП.
В Июне 1941 года Лейтенант
Хлобыстов был отправлен в 153-й ИАП (
Ленинградский Фронт ), где на 6-й день
войны одержал первую победу на самолете
И-153, сбив бомбардировщик Ju.87. Вскоре, ему
удалось еще один "Лапотник"
посадить на свой аэродром. За эти победы
он был награжден Орденом Красного
Знамени. Позже полк был переброшен на
Волховский Фронт и перевооружен на МиГ-3.
Затем Алексей был отправлен в 147-й ИАП ( Kарельский
Фронт ), около Mурманска, летающий на
американских истребителях Curtiss P-40 "Томагавк".
8 Апреля 1942 года 6 машин 147-го ИАП
были подняты на перехват группы из 15-ти
Ju.87 и пяти Bf.110. Один Bf.110 был сбит, но
вскоре появилась новая группа вражеских
самолетов из 8 Bf.109. Хлобыстов атаковал
Bf.110 и зажав его поливал огнем пулеметов.
Однако Bf.110 продолжал лететь, огрызаясь
огнем стрелка. И тогда, Алексей ударил
его крылом своей машины, после чего, Bf.110
повалился вниз и взорвался на земле.
Самолет Алексея Хлобыстова получил лишь
незначительное повреждение крыла и
вскоре Алексей присоединился к группе Kапитана
A.П.Позднякова
и Ивана Фатеева, чтобы атаковать "Штуки".
Один Ju.87 взорвался после атаки
Позднякова, а другие стали быстро
разворачиваться и уходить на свою
территорию. Но тут в бой вступили
истребители противника. Поздняков
атаковал в лоб командира группы Вf.109 и
таранил его. Оба самолета при
столкновении взорвались... ( за этот
подвиг Алексею Позднякову посмертно
было присвоено звание Героя Советского
Союза ).
Хлобыстов был ранен в бою с
двумя другими Bf.109 и выбрав момент, уже
поврежденным крылом своего Р-40 срезал
хвост вражеской машины. Продолжая полет
он наблюдал, как его жертва упала на
землю и взорвалась, не давая пилоту
шансов на спасение. Алексей Хлобыстов не
только выполнил два тарана в одном бою,
но и вернулся на аэродром с сильно
поврежденным крылом своего "Томагавка"
! В этом бою летчики 147-го ИАП сбили
5 самолетов.
14 Мая 1942 года Хлобыстов одержал
4-ю победу, сбив Bf.109. Уже в самом начале
боя его самолет был поврежден
пулеметной очередью. Алексей был ранен в
ногу и руку. Задымил и тут же вспыхнул
мотор. Машина стала медленно терять
высоту и тут он увидел прямо перед собой,
чуть ниже, вражеский истребитель. И
Алексей не раздумывая бросил свой "Тамагавк"
на самолет противника. Это был его
третий воздушный таран !
После этой победы он долгое
время провел в госпитале, там же узнал о
присвоении ему звания Героя Советского
Союза. К тому времени Алексей совершил 266
боевых вылетов, провел 16 воздушных боев,
сбил 4 самолета лично и 6 в группе. После
госпиталя его направили в Подмосковье -
подлечиться и отдохнуть в санатории ВВС.
После вручения в Кремле Золотой Звезды и
Ордена Ленина, Хлобыстову предоставили
небольшой отпуск для поездки домой.
Вскоре он вернулся на фронт. И снова фронтовые изнурительные будни, вылеты, воздушные бои, радость побед и горечь утрат, когда не
возвращались с задания товарищи. 13 Декабря 1943 года, комэск 20-го ГвИАП Капитан А.С.Хлобыстов, погиб, выполняя разведывательный полет над территорией еще занятой
противником. Из документов полка: "В 11.13 гвардии капитан Хлобыстов в паре с гвардии младшим лейтенантом Колегаевым вылетели с аэродрома Мурмаши. Над
аэродромом была установлена радиосвязь с КП полка, после чего два "П-40" легли на курс в западном направлении. Больше данных о действиях самолетов по радио не получали.
По докладу командования наземных войск, после пролета наших самолетов, на территории противника в
районе высоты 105,3 был слышен большой силы взрыв, после наблюдали падение горящего самолета. Предположительно, ведущий гвардии капитан Хлобыстов пулеметным огнем взорвал склад
боеприпасов и сам подорвался на взрывной волне или, будучи подбит и сам ранен, направил свой самолет на склад и взорвал его, а сам погиб, ведомый гв. младший лейтенант Колегаев был
сбит зенитным огнем. Примечание: удаленность мест падения самолетов на территории, занятой врагом, от переднего края наших войск — ~8-10 км исключает возможность, чтобы войска могли слышать взрыв
самолета. Вероятно, войска слышали взрыв склада боеприпасов, так как, по сообщению войск, взрыв был большой силы". Из документов 20-го ГвИАП также следует, что на следующий день на поиски не вернувшихся самолетов в тот же район вылетала другая пара истребителей, которые
не смогли выполнить задание из-за плохих метеоусловий. Неоднократные и, к сожалению, безуспешные попытки найти место гибели Героя предпринимались и в послевоенные годы... Итак, по официальной версии, гвардии капитан Хлобыстов погиб, направив свой самолет в склад боеприпасов противника. Однако из приведенного документа видно, что выводы командования
носят лишь предположительный характер.
Возможный ответ на загадку гибели наших летчиков, как нам представляется, имеется в том же архиве.
Так, 11 января 1944 года над полуостровом Рыбачий нашими зенитчиками был подбит немецкий истребитель "Мессершмитт-109", пилот которого командир 9-го отряда 5-й истребительной
эскадры капитан Ганс-Герман Шмидт был взят в плен после вынужденной посадки. На допросе пленный летчик охотно давал показания и предоставил нашему командованию немало ценных
сведений о численности и дислокации авиационных частей противника. Помимо этого, военнопленный также рассказал и о происшествии, случившемся, по его словам, в один из дней первой
декады декабря 1943 года.
Согласно протоколу его допроса, в тот день вражеские ".. .посты воздушного наблюдения доложили о
полете двух самолетов типа "Киттихоук" вдоль линии фронта. При этом полете прикрывающий самолет сделал неудачный маневр и врезался в своего ведущего. Оба самолета упали и сгорели
вместе с пилотами. Возникшая при этом полете ружейно-пулеметная стрельба дала пехотному подразделению основания утверждать, что оба самолета были сбиты пехотным оружием".
После этого, в конце протокола, имеется примечание допрашивающего о том, что в данном случае
"...предположительно, речь идет о Герое Советского Союза товарище Хлобыстове, который не вернулся с боевого задания".
Таким образом, несмотря на то, что место гибели аса в 2008 году было найдено вопросов
остается еще много.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Самолет
|
Часть
|
|
27.06.41 |
вражеский с-т |
И-153 |
153-й иап |
груп |
8.04.42 |
Ю-87 |
Р-40 |
147-й иап |
таран |
8.04.42 |
Ме-110 |
таран |
8.04.42 |
Ме-109 |
груп |
9.05.42 |
бомбардировщик |
таран |
14.05.42 |
Ме-109 |
"Томагаук" Алексея
Хлобыстова, 147-й ИАП, 1942 г.
|