Ибрагим Бикмухаметов до войны работал в Казани
на заводе синтетического каучука. Одновременно учился в городском аэроклубе
Осоавиахима. Окончил Борисоглебскую
военную авиационную школу летчиков.
Здесь стал коммунистом. С первых дней - на фронте. Воевал отважно,
самоотверженно. Об этом говорит и характеристика
в личном деле: "Ибрагим
Бикмухаметов - смелый, решительный
летчик-истребитель. Дерзко вступает в
бой с превосходящими силами противника,
своим личным примером увлекает
подчиненных", - писал о нем командир.
Вот, что вспоминает о нем полковник в отставке Н. Ильин:
Рано утром 4 августа 1942 года шесть
ЛаГГ-З нашего 5-го гвардейского истребительного
авиаполка во главе с гвардии майором Григорием
Онуфриенко вылетели на прикрытие наземных войск
в районе Ржева. В составе группы был
и командир звена гвардии старший лейтенант Ибрагим Бикмухаметов.
За линией фронта они встретили восемь "Мессершмиттов-109". Фашисты
шли параллельным курсом. На левой
стороне фюзеляжей их самолетов отчетливо видны выстроившиеся в ряд
черные кресты, означавшие число сбитых
самолетов, а также ядовито-желтые изображения змей - символа гитлеровских
асов.
Завязался скоротечный воздушный
бой. Он закончился победой наших летчиков: было уничтожено три вражеских
самолета. Один сбил командир эскадрильи Григорий Онуфриенко.
Два других - Ибрагим. Первый Ме-109 он атаковал
на боевом развороте, полоснув по
нему из пушки и двух пулеметов. Удар
был точен. "Мессер" медленно опустил
нос и под крутым углом пошел к земле.
В азарте боя Бикмухаметов поздно заметил
другого фашиста, который сверху
зашел в хвост его самолета. Однако
командир звена не растерялся. Энергично
выполнил горку и с резким разворотом
пошел на Ме-109. Враг не выдержал
лобовой атаки, пытался отвернуть свою
машину. Ему едва удалось избежать
встречи с лопастями воздушного винта
самолета Бикмухаметова. Но гвардеец
изловчился и, резко довернув самолет,
нанес сильный удар хвостом своего
"мига" по крылу Ме-109. Тот свалился
в штопор и скоро рухнул в чащу густого леса.
- Молодец, Ибрагим! - раздался голос Онуфриенко.
Бикмухаметов выровнял самолет. Мотор работал ровно. Попробовал ручку
управления, она двигалась плавно. Тогда он
осторожно, "блинчиком", развернул истребитель и взял курс на свой
аэродром. Машину мотало из стороны
в сторону. Она то входила в пикирование, то наоборот, задирала нос, а затем
медленно сваливалась на крыло. Летчик
всякий раз мастерски переводил ее в
горизонтальный полет.
Когда на аэродроме, немного не дотянув
до посадочного знака, самолет коснулся
земли, к Ибрагиму подбежали
друзья. Они окружили его плотным кольцом,
засыпали вопросами. Затем стали
внимательно рассматривать чудом уцелевшее
после тарана хвостовое оперение
самолета. В киле зиял огромный
пролом, была срезана консольная часть
стабилизатора, исковеркан лонжерон.
Это был одиннадцатый стервятник,
сбитый отважным гвардейцем. К двум
боевым орденам Ибрагима прибавился
третий -- орден Красного Знамени.
Стал командиром звена. Старший лейтенант
Бикмухаметов погиб 16 декабря 1942 года. В
районе деревни Верхний Мамон Воронежской
области его Ла-5 был тяжело поврежден и во
время аварийной посадки самолет
перевернулся, похоронив пилота.
(с) М.Жирохов, 2005