Уголок неба ¦ Иванов Леонид Илларионович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Иванов Леонид Илларионович
       
Годы жизни: 1909-1941

Леонид Илларионович Иванов, старший лейтенант, командир эскадрильи 147-го истребительного авиационного полка, родился в 1909 году в г. Кашире Московской области. Русский. После окончания семилетней железнодорожной школы учился в школе взрослых повышенного типа и одновременно работал чернорабочим трамвайного парка. Летом 1930 года поступил на завод "Красный пролетарий" в Москве, работал фрезеровщиком, учился на вечернем отделении механического института "Станкин". В мае 1932 года по партийной мобилизации был направлен на учебу в 7-ю военную школу летчиков в г. Сталинград. Через три с половиной года с отличием закончил школу и получил звание лейтенанта. Служил в авиационных частях на Дальнем Востоке и Крайнем Севере. В феврале - марте 1940 года принимал участие в советско-финской войне на Мурманском направлении. За отличные успехи в боевой и политической подготовке в 1941 году был награжден орденом "Знак Почета". В первые дни Великой Отечественной войны сражался на Северном фронте.

Звание Героя Советского Союза Леониду Илларионовичу Иванову присвоено посмертно 22 июля 1941 года за беззаветное мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях под Кандалакшей, и лично сбитые два самолета противника.

По плану, получившему условное наименование "Голубой песец", 150-тысячная немецко-фашистская армия "Норвегия", сосредоточенная в Заполярье, должна была нанести внезапные удары по советским войскам, расположенным на линии советско-финской границы, быстро уничтожить их, захватить Полярное, Кандалакшу, Лоухи, а в последующем овладеть Мурманском и Кольским полуостровом и прервать северные морские и сухопутные коммуникации, связывавшие Советский Союз с внешним миром.

Главный удар враг наносил на Кандалакшском направлении. Сосредоточенные здесь сухопутные войска перешли в наступление 1 июля 1941 года. Но еще задолго до этого в небе Заполярья развернулись сильные воздушные сражения, в ходе которых наши летчики вписали немало ярких страниц в историю советской авиации.

Эскадрилье истребителей И-15-бис под командованием Иванова было "приказано прикрывать от ударов вражеской авиации город Кандалакшу. В те дни выполнение этой задачи имело первостепенное значение. Начиная с 24 июня, враг беспрерывно, по несколько раз в день совершал налеты на наши аэродромы и промышленные объекты Мурманской области. Несмотря на численное превосходство фашистов, советские летчики сражались самоотверженно и не раз одерживали над врагом блестящие победы.

Днем 26 июня 1941 года 27 бомбардировщиков и 18 истребителей предприняли звездный налет на наш аэродром. Вражеские самолеты были встречены летчиками Иванова еще на подходах к цели. Иванов первым устремился на противника. Он атаковал ведущего и с короткой дистанции дал по нему длинную очередь. "Мессершмитт-110" врезался в берег озера. Строй бомбардировщиков был нарушен. Сбросив бомбы вне цели, они поспешили уйти в западном направлении. Лишь одному стервятнику удалось прорваться к аэродрому, но и тот был подбит метким огнем наших зенитчиков.

Следующий день был еще более напряженным. Летчики сделали по 4 - 5 боевых вылетов и успешно отразили все налеты противника, предотвратив бомбардировку порученных объектов. В этих боях эскадрильей Иванова было сбито три вражеских бомбардировщика.

Потеряв надежду пробиться к аэродрому на бомбардировщиках противник бросил на его штурмовку свои истребители. К вечеру группа "мессеров" показалась из-за сопок в момент, когда эскадрилья Иванова после длительного боя заканчивала посадку на своем аэродроме. В воздухе был лишь один Иванов. При заходе на посадку он заметил опасность и, развернув свой истребитель, устремился навстречу фашистам, сбил одного из них, но я сам погиб. Ценой жизни отважный летчик предотвратил штурмовку аэродрома.



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100