Родился во Владикавказе 30 августа 1916 г. После семилетки и ФЗУ
окончил Нахичеваньскую, а перед самой войной Батайскую военную авиационную
школу.
Свои первые боевые вылеты он провел в июне 1941 г. на Южном фронте, будучи
пилотом 282-го иап. Осенью был назначен командиром звена 5-й отдельной
эскадрильи ПВО, а в июле 1942 г. принял участие в боях на Сталинградском
направлении в составе 6-го иап. 6 августа одержал одну из своих ярких
побед, за полминуты сбив два Ю-87. В сентябре 1942 г. лейтенант Карасев
был переведен в 9-й гиап. В боях под Сталинградом он провел 120
боевых вылетов, в 35 воздушных боях лично сбил 6 самолетов противника. 17
декабря, находясь в группе прикрытия, он принял бой с восьмеркой Ме-109 и,
мастерски используя высоту и солнце, сбил 2 из них.
С особенным вдохновением Карасев вел воздушные бои при освобождении
Ростова: ведь в оккупированном немцами городе оставалась его единственная
Надя. Когда Ростов освободили и полк перелетел на аэродром им. М. В.
Фрунзе, летчик получил разрешение командира, видавшую виды полковую "эмку"
и помчался по еще дымящимся улицам за любимой... Как в сказке, нашел ее,
худую, но счастливую, и, как в сказке, в полку сыграли первую свадьбу,
дохнувшую на людей весной и миром.
10 мая 1943 г. Л. Шестаков подписал представление его к званию Героя
Советского Союза: "... Карасев показал себя бесстрашным и волевым
летчиком, отлично знающим свой самолет и вооружение... имеет на своем
счету 301 боевой вылет, провел 70 воздушных боев, в которых сбил 23
самолета противника, из них лично - 14".
Когда полк получил "Аэрокобры", Карасев был уже признанным асом,
одержавшим 30 побед. В боях за освобождение Донбасса он продолжил свой
победный список, сбив Хе-111, Ю-87 и Ме-109. 1 февраля 1944 г. он был
назначен помощником командира полка по ВСС, а 25 февраля ему было
присвоено звание майора.
...7 апреля в бою под Джанкоем с пятеркой Ме-109 самолет Карасева
загорелся, летчик пытался увести машину за линию фронта, но от ожогов
потерял сознание. "Кобра" упала на землю, чудом оставшийся живым ас попал
в плен. К тому времени гвардии майор А. Карасев провел более 380 боевых
вылетов, в 112 воздушных боях сбил лично 30 самолетов противника и 11
уничтожил в группе.
Несмотря на ранения, несколько раз он бежал, однажды, уже в 1945 г., в
составе группы из четырех человек в течение нескольких дней пробирался с
территории Германии на восток, но был схвачен и возвращен в лагерь.
Освободили его советские солдаты 8 мая 1945 г.
После войны продолжал службу в ВВС. Летал на истребителях нового
поколения. Во время конфликта в Корее командовал полком, затем был
назначен заместителем командира дивизии. Александр Никитович был
результативнейшим из советских ветеранов, Героев Советского Союза,
сражавшихся в Корее. На его счету 7 личных побед, одержанных на МиГ-15 бис
- Б-29, Ф-86, 4 Ф-84. Ф-81. Окончил Высшие академические курсы, а в
сентябре 1959 г. - Военную академию Генштаба. 18 февраля 1958 г. ему было
присвоено звание генерал-майора авиации. Более 10 лет он был начальником
штаба Черниговского военного авиационного училища. Жил в Чернигове. Умер
14 марта 1991 г.
Герои Советского Союза (24.8.43). Награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами
Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й ст., Красной Звезды,
медалями
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
в группе |
23.07.42 |
До-215 |
282 иап |
* |
личная |
06.08.42 |
Ме-109 |
6 иап |
* |
|
06.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
07.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
личная |
13.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
20.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
20.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
17.12.42 |
Ме-109 |
9 гиап |
* |
|
17.12.42 |
Ме-109 |
|
* |
|
30.01.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
22.03.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
30.05.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
29.06.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
16.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
17.07.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
19.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
02.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
05.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
01.11.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
29.11.43 |
Хе-111 |
|
* |
|
30.11.43 |
Хе-111 |
|
* |
|
25.02.44 |
Ме-109 |
|