Уголок неба ¦ Кирия Шалва Нестерович

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
    Кирия Шалва Нестерович
       
Годы жизни: 1912 - 19??

Родился 10 января 1912 г. в селе Цаиши, в Грузии, окончил 6 классов, работал в родном селе. Служил красноармейцем, затем был принят в Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1935 г.

Был направлен в бомбардировочную авиацию, летал на ТБ-3, на СБ. В составе 427-го бап 22 июля 1941 г. выполнил на СБ свой первый боевой вылет на Западном фронте. В качестве командира экипажа провел на бомбардировщике несколько десятков боевых вылетов. 28 августа его СБ был сбит "мессерами", экипажу удалось спастись... В феврале 1942 г. он переучился на истребителя в запасном авиаполку под Саратовом. Вернулся к боевой работе в мае 1943 г., после окончания курсов усовершенствования офицерского состава. Сражался в полках 294-й над, был комэском, а позднее - штурманом 150-го гиап на Воронежском, Степном, 2-м Украинском фронтах. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию.

Свою первую победу Кирия одержал в начале июня 1943 г., сбив атакой снизу Ю-88. 7 июля в ходе Курской битвы, под Корочей, он провел бой, принесший ему славу незаурядного воздушного бойца. В ходе этого боя самолет капитана Кирии был отсечен от своей группы шестеркой Ме-109. Усыпив бдительность преследователей, он с дистанции 50-100 метров сбил ведущего, осторожно приблизившись к его машине, однако на выходе из атаки был подожжен и его истребитель. Не потеряв самообладания и вновь воспользовавшись самонадеянностью немцев, он в упор с кабрирования, с 20 метров, поразил проскочивший мимо еще один Ме-109. Превозмогая боль от ранения и ожогов, атаковал третий истребитель противника и длинной очередью сбил и его. От резких эволюции машины во время воздушного боя пламя на ней погасло, и отважный летчик совершил вынужденную посадку с убранными шасси на своей территории.

К июню 1944 г., когда командир полка А. Якименко подписал его представление к званию Героя, на счету гвардии майора Кирии было 189 боевых вылетов, из них 95 - на штурмовку, 57 воздушных боев, 22 самолета противника, сбитые лично, и 1 - в группе. В боях дважды был ранен.

Свою последнюю победу он одержал 7 мая 1945 г. неподалеку от Вены, сбив после настойчивых попыток посадить гигантский четырехмоторный "Кондор"...

Всего за войну он провел 250 боевых вылетов на Як-1, Як-7Б, Як-9Т и Як-3. Сбил лично 30 (ФВ-200, 7 Ю-87, Хш-129, 10 Ме-109, 11 ФВ-190) самолетов и 1 (ФВ-189) - уничтожил в группе.

После войны продолжил службу в ВВС. Командовал полком, дивизией. Ушел в отставку в 1961 г. в звании генерал-майора. Жил и работал в городе Зугдиди, позднее в Сочи. Написал книгу "Небо принадлежит звездам" (Тбилиси, 1981).

Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной Звезды, медалями.

СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД

Вид Дата Тип сбитого Часть
1. личная ??.06.43 Ю-88 427 иап \ 151 гиап
*   05.07.43 Ме-109  
*   05.07.43 Ме-109  
*   05.07.43 Ме-109  
*   06.08.43 ФВ-190  
*   07.08.43 ФВ-190  
*   05.09.43 Ме-109  
*   04.10.43 Ю-87  
*   04.10.43 Ме-109  
*   07.10.43 Ю-87  
*   19.10.43 Ю-87  
*   19.10.43 Ю-87  
* тройкой 21.10.43 ФВ-190  
* тройкой 21.10.43 ФВ-190  
* личная 23.10.43 Ю-87  
*   11.12.43 Ме-109  
*   15.01.44 Ю-87  
*   15.01.44 ФВ-190  
*   26.04.44 ФВ-190  
*   26.04.44 Ю-87  
*   31.05.44 ФВ-190  
*   05.06.44 ФВ-190  
*   05.06.44 ФВ-190  
*   26.10.44 Ме-109  
*   06.11.44 Хш-129  
*   06.12.44 ФВ-190  
*   08.12.44 ФВ-190  
*   08.12.44 ФВ-190  
*   04.02.45 Ме-109  
*   16.04.45 ФВ-190  
*   07.05.45 ФВ-200  

 



Уголок неба. 2004 


 

  Реклама:





             Rambler's Top100 Rambler's Top100