Родился 10 января 1912 г. в селе Цаиши, в Грузии, окончил 6
классов, работал в родном селе. Служил красноармейцем, затем был принят в
Оренбургскую военную авиационную школу летчиков, которую окончил в 1935 г.
Был направлен в бомбардировочную авиацию, летал на ТБ-3, на СБ. В составе 427-го
бап 22 июля 1941 г. выполнил на СБ свой первый боевой вылет на Западном фронте.
В качестве командира экипажа провел на бомбардировщике несколько десятков боевых
вылетов. 28 августа его СБ был сбит "мессерами", экипажу удалось спастись... В
феврале 1942 г. он переучился на истребителя в запасном авиаполку под Саратовом.
Вернулся к боевой работе в мае 1943 г., после окончания курсов
усовершенствования офицерского состава. Сражался в полках 294-й над, был
комэском, а позднее - штурманом 150-го гиап на Воронежском, Степном, 2-м
Украинском фронтах. Освобождал Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Австрию.
Свою первую победу Кирия одержал в начале июня 1943 г., сбив атакой снизу Ю-88.
7 июля в ходе Курской битвы, под Корочей, он провел бой, принесший ему славу
незаурядного воздушного бойца. В ходе этого боя самолет капитана Кирии был
отсечен от своей группы шестеркой Ме-109. Усыпив бдительность преследователей,
он с дистанции 50-100 метров сбил ведущего, осторожно приблизившись к его
машине, однако на выходе из атаки был подожжен и его истребитель. Не потеряв
самообладания и вновь воспользовавшись самонадеянностью немцев, он в упор с
кабрирования, с 20 метров, поразил проскочивший мимо еще один Ме-109.
Превозмогая боль от ранения и ожогов, атаковал третий истребитель противника и
длинной очередью сбил и его. От резких эволюции машины во время воздушного боя
пламя на ней погасло, и отважный летчик совершил вынужденную посадку с убранными
шасси на своей территории.
К июню 1944 г., когда командир полка А. Якименко подписал его представление к
званию Героя, на счету гвардии майора Кирии было 189 боевых вылетов, из них 95 -
на штурмовку, 57 воздушных боев, 22 самолета противника, сбитые лично, и 1 - в
группе. В боях дважды был ранен.
Свою последнюю победу он одержал 7 мая 1945 г. неподалеку от Вены, сбив после
настойчивых попыток посадить гигантский четырехмоторный "Кондор"...
Всего за войну он провел 250 боевых вылетов на Як-1, Як-7Б, Як-9Т и Як-3. Сбил
лично 30 (ФВ-200, 7 Ю-87, Хш-129, 10 Ме-109, 11 ФВ-190) самолетов и 1 (ФВ-189) -
уничтожил в группе.
После войны продолжил службу в ВВС. Командовал полком, дивизией. Ушел в отставку
в 1961 г. в звании генерал-майора. Жил и работал в городе Зугдиди, позднее в
Сочи. Написал книгу "Небо принадлежит звездам" (Тбилиси, 1981).
Герой Советского Союза (26.10.44). Награжден 2 орденами Ленина, 5 орденами
Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й ст., 3 орденами Красной
Звезды, медалями.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
??.06.43 |
Ю-88 |
427 иап \ 151 гиап |
* |
|
05.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
05.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
05.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.08.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
07.08.43 |
ФВ-190 |
|
* |
|
05.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
04.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
04.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
07.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
19.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
19.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
тройкой |
21.10.43 |
ФВ-190 |
|
* |
тройкой |
21.10.43 |
ФВ-190 |
|
* |
личная |
23.10.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
11.12.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
15.01.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
15.01.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
26.04.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
26.04.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
31.05.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
05.06.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
05.06.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
26.10.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.11.44 |
Хш-129 |
|
* |
|
06.12.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
08.12.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
08.12.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
04.02.45 |
Ме-109 |
|
* |
|
16.04.45 |
ФВ-190 |
|
* |
|
07.05.45 |
ФВ-200 |
|