Александр Федорович Клубов родился в 1918, в маленькой деревне Жериново,
в Вологодской области (Россия). Его отцом был рабочий Федор Иванович.
В свое время он был моряком на "Aвроре", и таким образом был
непосредственным участником Революции 1917. После того, как
получил среднее образование, молодой Александр
прибыл в Ленинград, где он работал на индустриальном заводе
"Большевик". Как многие молодые люди того времени, он вступил в аэроклуб, и
после окончания начального обучения , решил посвятить авиации всю свою жизнь.
В 1939 Клубов поступил в летную школу и после окончания обучения
получил звание лейтенанта. Его выпуск совпал с началом Великой Отечественной
войны.
В августе 1942 Клубов наконец попадает на линию фронта как летчик -
истребитель. В одном из очень жестоких воздушных боев под Моздоком его И-153
получил серьезные повреждения. Самолет загорелся, и Клубов был вынужден
покинуть самолет, но он успел получить ожоги лица и рук. =
Несмотря на проведенные много недель в больнице, он до конца жизни
носил отметины от этого боя.
Осенью 1942 Клубов был предоставлен к Ордену Красного Знамени. =
К началу 1943 он попал в 16 Гв ИАП,которым командовал известный ас
Александр Покрышкин.
К концу апреля 1943 года летчики полка сбили 79 самолетов противника
следующих типов: 14 Bf 109E, 12 Bf 109F, 45 Bf 109G, 2 FW 190, 4 Ju 88, 1
Dо 217, и 1 Ju 87. Наиболее результативные пилоты этого периода были:
Капитан A. Я. Покрышкин - 10 Bf 109, старший лейтенант В. Я. Фадеев - 12 Bf 109
и старший лейтенант Речкалов - 7 Bf 109 + 1 Ju 88.
Под руководством Покрышкина и благодаря ежедневным тяжелым боям, молодые
пилоты получили много богатого опыта (или погибли...).
Тяжела была фронтовая жизнь летчиков. Кроме боев была еще и наземная.
И не всегда она была безоблачной.
Так, в начале мая 1944 года произошел весьма неприятный инцидент и у
Клубова. После перебазирования полка на новый аэродром базирования, не
дождавшись прибытия железной дорогой техсостава, исполняющий обязанности
командира полка Речкалов, разрешил учебные вылеты. В одном из них по
нелепейшей случайности погиб боевой летчик командир эскадрильи Олифренко.
После похорон (и поминок, как водится у нас со спиртным), Клубов возвращаясь
наткнулся в темноте на солдата-моториста. Что между ними произошло неизвестно,
но в итоге Клубов выстрелил в моториста. По данным военной прокуратуры
солдат погиб, но последовавшее разбирательство ничего не дало-дело просто
"замяли" на весьма высоком уровне.
Александру Клубову дважды было присвоено звание Героя Советского Союза:
13 апреля 1943, и затем посмертно - 27 июня 1945. Он выполнил 457
боевых вылета и принял участие в 95 воздушных боях. На его счету было
31 персональная победа и 19 - в группе. 1 ноября 1944 года во время
тренировочного полета недалеко от Сталева Вола (Польша) известный ас погиб.
Виной тому был не только отказ матчасти, но и безответственность командира
полка при организации учебных полетов.
Плохо отремонтированная бетонная полоса аэродрома, подорванная фашистами
при отступлении, очень сильный боковой ветер не гарантировали безопасность
посадок даже на исправных самолетах. Проводить полеты в таких условиях
было по крайней мере неразумно. Отказ посадочных щитков на Ла-7 Клубова,
сильный боковой снос привели к удлинению пробега. В конце полосы колеса
шасси попали в мягкий грунт. Произошел полный капот самолета - и катастрофа.
Александра Клубова спасти не удалось. Он умер в польской больнице через
полтора часа.
Похоронили летчика во Львове, на холме Славы со всеми воинскими почестями.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
личная |
04.09.42 |
Ме-109 |
84-А иап |
* |
в паре |
29.09.42 |
Ме-109 |
|
* |
личная |
31.10.42 |
Ме-110 |
|
* |
|
23.07.43 |
Ме-109 |
16 гиап |
* |
|
16.08.43 |
ФВ-189 |
|
* |
|
26.08.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
30.08.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
30.08.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
31.08.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
31.08.43 |
Хш-129 |
|
* |
|
31.08.43 |
Хш-129 |
|
* |
|
02.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
19.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
26.09.43 |
Хе-111 |
|
* |
|
28.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
01.11.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
01.11.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
30.05.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
30.05.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
30.05.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
30.05.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
31.05.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
31.05.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
03.06.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
04.06.44 |
Ю-88 |
|
* |
|
16.07.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
16.07.44 |
Ю-87 |
|
* |
|
16.07.44 |
ФВ-190 |
|
* |
|
25.08.44 |
Ме-110 |
|