Родился 8 марта 1919 году в Чувашии – в селе Кувакино
Алатырского района в семье рабочего. Русский. Состоял членом КПСС с 1943
года.
Образование: 8 классов; школу ФЗУ железнодорожного
транспорта по специальности «Помощник машиниста паровоза»; в 1938 (без
отрыва от производства) – аэроклуб; в 1940 - Энгельсское военное
авиационное училище; в 1961 – заочно Чувашский пединститут.
До призыва в армию трудился помощником машиниста паровоза в
одном из депо Чувашской АССР.
На военной службе находился дважды:
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.
Первую победу в воздушных боях одержал 13 августа 1941 года, сбив на
глазах личного состава отступающих частей Юго-Западного фронта
гитлеровский бомбардировщик «Хе-111»: прицельной пулемётной очередью
уничтожил сначала стрелка, после чего беспрепятственно под ракурсом 0/4
зашёл самолёту противника в хвост и со всего бортового оружия открыл
огонь на поражение..
Спустя двое суток тем же методом уничтожил еще один
«Хе-111».
В конце 1941-первой половине 1942 гг. – лётчик-истребитель
в частях ПВО Москвы, а затем – в авиачастях войск Сталинградского,
Северо-Кавказского, 4-го Украинского, 3-го и 1-го Белорусского фронтов.
В ходе Сталинградской битвы в воздушных боях уничтожил семь
вражеских самолётов. Тогда же – в сентябре 1942 года - его фамилия
прозвучало в одном из фронтовых сообщений Совинформбюро: «Младший
лейтенант Кочетов за один день сбил Ю-87 и Ме-109..».
Впоследствии дрался в небе Кубани и (с октября 1943) Крыма.
В частности, только в ходе штурма советскими войсками Севастополя на
своём «яке» над Сапун-горой сбил два вражеских самолёта.
Звания Героя Советского Союза был удостоен на основании
Указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 апреля 1944 года: к
середине октября 1943 года старший лейтенант А.В. Кочетков, командир
эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка 278-й истребительной
авиационной Сибирской Сталинской Краснознамённой ордена Суворова 2-й
степени дивизии 3-го истребительного авиационного Никопольского ордена
Суворова 2-й степени и Кутузова 2-й степени корпуса 8-й воздушной армии
Южного фронта, совершил 262 боевых вылета, в 67 воздушных боях лично
сбил 19 и в составе группы 3 самолёта противника.
С конца 1944 года летал на именном ЯК-9 - «От колхозника
Гаязова А.Г.».
В боях за Восточную Пруссию – командир эскадрильи, капитан.
Известно лишь, что свою последнюю победу в воздушном бою одержал именно
в небе над Кёнигсбергом.
Всего же в годы войны осуществил более 450 боевых вылетов,
в ходе которых провёл 120 воздушных боев, сбив при этом лично 34, а в
группе восемь самолётов противника. По данному результату входит в сотню
лучших советских асов Великой Отечественной.
Демобилизован был в 1947 году, после чего вернулся на
родину, где сначала трудился заместителем начальника Алатырской школы
паровозных машинистов, а затем командиром звена Алатырского филиала
аэроклуба ДОСААФ.
В 1955 году был призван во внутренние войска МВД СССР.
Последнее воинское звание в период службы здесь – майор.
С 1960 года – военный пенсионер. Жил и трудился в городе
Чебоксары. В частности, в 1969-1979 гг. возглавлял Чебоксарский
стрелково-спортивный клуб.
Кавалер большого количества государственных наград, в том
числе шести орденов – Ленина (1944), двух Красного Знамени и трёх
Отечественной войны 1-й степени (в том числе в 1985), - а также и
многочисленных медалей.
Скончался 31 января 1994 года. Похоронен в городе
Чебоксары.
Увековечен в чувашском городе Алатаре: его портрет украшает
городской Парк Ветеранов. Кроме того, на доме, где он когда-то жил,
установлена памятная мемориальная доска (обновлена в 2004 году).
|