Иван Кожедуб родился 8 Июня 1920
года в селе Ображеевка ныне
Шосткинского района Сумской области, в
семье небогатого крестьянина. По
окончании неполной средней школы и
химико - технологического техникума, в
1939-м в аэроклубе освоил У-2. В 1940 году
призван в ряды Советской Армии. На
следующий год учится в Чугуевской
военной авиационной школе летчиков,
летает на Ут-2 и И-16. Как одного из лучших
курсантов его оставляют на должности
инструктора.
В 1941 году с началом войны,
вместе с персоналом школы, эвакуируется
в Среднюю Азию. Там просится в
действующую армию. Только в Ноябре 1942-го
он получает направление на Степной
фронт в 240-й ИАП, которым командовал
участник войны в Испании Майор Игнатий
Солдатенко. Первый боевой вылет Иван
Кожедуб совершил 26 Марта 1943 года на
самолете Ла-5. Он был неудачным - во время
атаки на пару Bf.110 его "лавочкин" был
поврежден "мессером", а затем
обстрелян зенитной артиллерией
советской ПВО. Кожедуб сумел довести
машину до аэродрома, но восстанавливать
ее уже не стали...
Следующие вылеты он совершал на
старых самолетах и только месяцем позже
получил новый Ла-5, пятибачный вариант, с
надписью на борту "Имени Валерия
Чкалова" и бортовым номером "75".
Целая эскадрилья таких машин была
построена на средства собранные
земляками великого летчика.
Курская дуга. 6 Июля 1943 года.
Именно тогда 23-летний пилот открывает
свой боевой счет. В том поединке на его
вооружении было, пожалуй, лишь одно -
отвага. Он мог быть подбит, мог погибнуть.
Но вступив в составе эскадрильи в
схватку с 12 вражескими самолетами,
молодой летчик одерживает первую победу
- сбивает пикировщик Ju.87. На другой день
он одерживает новую победу. 9 Июля Иван
Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Вf.109.
Та зарождалась слава выдающегося
советского летчика, так к нему приходил
опыт.
К Октябрю 1943 года командир
эскадрильи 240-го ИАП Старший лейтенант
Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и
лично сбил 20 самолетов противника. Он
уже на равных дерется с немецкими асами.
В его активе - смелость, хладнокровие,
точный расчет. Технику пилотирования
Кожедуб умело совмещает с ведением огня,
но перед ним - еще широкое поле шлифовки
боевых приемов. В боях за Днепр летчики
полка, в котором воюет Кожедуб,
встретились с асами Геринга из эскадры
"Мельдерс" и выиграли поединок.
Увеличил свой счет и Иван Кожедуб. Лишь
за 10 дней напряженных боев он лично сбил
11 вражеских самолетов.
7 Ноября 1943 года он был
награжден Почетной грамотой ЦК ВЛКСМ за
26 лично сбитых вражеских самолета. 4
Февраля 1944 года ему присвоено звание
Героя Советского Союза.
В Мае 1944 года командир
эскадрильи Капитан Кожедуб получил
новый Ла-5ФН - подарок колхозника В.В.Конева.
Он внес свои деньги в фонд Красной Армии
и попросил построить самолет имени
своего племянника, Подполковника Конева,
погибшего на фронте. Просьба патриота
была выполнена и машину передали
Кожедубу.
Это был отличный истребитель
облегченного типа с номером "14" и
надписями, выведенными белым с красной
окантовкой: на левом борту - "Имени
Героя Советского Союза Подполковника
Конева Г.Н.", на правом - "От
колхозника Конева Василия Викторовича".
Ла-5ФН - подарок
колхозника В.В.Конева летчикам 240-го ИАП
На этой машине Кожедуб сбил 8
самолетов противника, доведя счет своих
побед до 45. Сбил он и несколько известных
немецких Асов. Так, через несколько дней
после получения самолета, на участке
действия полка появилась группа
немецких "охотников" на машинах,
разрисованных черепами и костьми,
драконами и прочими эмблемами в эдаком
виде. На них летали Асы, одержавшие
немало побед на Западном и Восточном
фронтах. Особенно выделялась одна пара -
с черепами и костьми на фюзеляжах. В
активный бой они не вступали,
предпочитая действовать со стороны
солнца, обычно сзади сверху. Выполнив
атаку, как правило, быстро скрывались.
В одном из вылетов Кожедуб
вовремя заметил приближение со стороны
солнца пары "охотников". Мгновенно
развернувшись на 180 градусов, он
бросился в атаку. Ведущий вражеской пары
лобовой атаки не принял и ушел
разворотом вверх - на солнце. Ведомый же,
не успев повторить маневр своего
командира, поздно начал делать боевой
разворот и подставил борт своего Fw.190 под
удар "лавочкина". Мгновенно вписав
в прицел фюзеляж вражеской машины, с
намалеванными черепами и костьми,
Кожедуб хладнокровно расстрелял его...
После перевода Кожедуба в
другой полк, на "именном" Ла-5ФН
воевал сначала Кирилл Евстигнеев,
закончивший войну с 53 личными и 3
групповыми победами и ставший Дважды
Героем Советского Союза, а затем - Павел
Брызгалов, одержавший на этой машине 12
побед и ставший к концу войны Героем
Советского Союза.
В Июле 1944 года Кожедуб был
назначен заместителем командира 176-го
ГвИАП. Этот полк, первым в Советских ВВС,
в Августе 1944 года перевооружили на
новейшие истребители Ла-7. С Сентября 1944
года, уже в Польше, на левом крыле 1-го
Белорусского фронта Иван Кожедуб ведет
бои способом "свободной охоты".
Сначала он получил трехпушечный вариант
истребителя, а затем пересел на обычный
двухпушечный. Именно этот самолет с
бортовым номером "27", на котором
Иван Кожедуб одержал 17 последних побед,
сейчас является украшением коллекции
Монинского музея авиации.
К середине 1944 года Гвардии
Капитан Кожедуб довел счет боевых
вылетов до 256 и сбитых самолетов
противника до 48. 19 Августа 1944 года он был
награжден второй медалью "Золотая
Звезда".
В конце Сентября 1944 года по
приказу командующего ВВС Маршала А. А.
Новикова в Прибалтику для борьбы с
истребителями - "охотниками"
противника была направлена группа
летчиков под командованием Кожедуба. Ей
предстояло действовать против группы
Асов под командованием Майора Хельмута
Вика, за которым числилось, если верить
немецкой пропаганде, 130 побед. Так
сошлись друг против друга советская и
немецкая школы истребителей-"охотников".
В течении всего лишь нескольких дней
боев наши летчики сбили 12 самолетов
противника, потеряв лишь два своих. Три
победы записал на свой счет Кожедуб.
Потерпев столь сокрушительное
поражение, немецкие "охотники" были
вынуждены прекратить активные полеты на
данном участке фронта.
Зимой 1945 года полк продолжал
вести напряженные воздушные бои. 12
Февраля шестерка "лавочкиных"
провела тяжелый бой с 30 вражескими
истребителями. В этом поединке наши
летчики добились новой победы - сбили 8
Fw.190, из них 3 - на счету Кожедуба. Наши
потери - одна машина ( пилот погиб ).
19 Февраля 1945 года, в бою над
Одером, Кожедуб вписывает в свою
биографию важный штрих - уничтожает
реактивный самолет Me.262 (WNr.900284.), однако точно установить
принадлежность самолета к какому - либо подразделению на сегодня
невозможно. Мало того, некоторые историки высказывают сомнения в
подлинности этой победы.17 Апреля, в пятом за день
вылете, над столицей Германии, он
одержал свои последние победы - сбил 2
Fw.190.
К концу войны Гвардии Майор
Кожедуб совершил 330 боевых вылетов,
провел 120 воздушных боев и лично сбил 62
самолета противника. За высокое
воинское мастерство, личное мужество и
отвагу 18 Августа 1945 года ему было
присвоено звание Трижды Героя
Советского Союза.
У каждого летчика - аса свой,
присущий только ему одному, почерк в
небе. Был он и у Ивана Кожедуба - человека,
в характере которого гармонично
сочетались мужество, отвага и
исключительное хладнокровие. Он умел
точно и быстро взвесить обстановку,
мгновенно найти в сложившейся ситуации
единственно верный ход. Машиной он
владел виртуозно, мог управлять ею даже
с закрытыми глазами. Все его полеты
представляли собой каскад всевозможных
маневров - разворотов и змеек, горок и
пикирований... Всем, кому приходилось
летать с Кожедубом ведомым, нелегко было
удержаться в воздухе за своим
командиром. Кожедуб всегда стремился
отыскать противника первым. Но при этом
и "не подставиться" самому. Ведь в 120
воздушных схватках он ни разу не был
сбит !
Кожедуб редко возвращался из
боевого вылета без победы. Но, будучи
ярко одаренным, талантливым человеком, в
то же время неизменно проявлял великую
скромность. Он, например, никогда не
записывал на свой счет сбитый самолет
противника, если сам не видел, как тот
упал на землю. Даже не докладывал.
- Ведь загорелся же немец ! Все
видели, - говорили летчики после
возвращения на свой аэродром.
- А вдруг он до своих дотянет, -
возражал в ответ Кожедуб.
Как и многие другие наши
летчики, Кожедуб никогда не заносил на
свой счет и самолеты, уничтоженные
совместно с новичками. Вот один из
примеров классической групповой победы,
приведенный в его книге "Верность
Отчизне": "Август 1943 года... Мы
получаем приказ немедленно вылететь на
отражение большой группы вражеских
самолетов. Наша десятка в воздухе.
Впереди вижу не менее 40 пикировщиков Ju.87
в сопровождении Bf.109. Прорвавшись сквозь
истребительный заслон атакуем "юнкерсы".
Захожу одному в хвост, открываю огонь и
вгоняю его в землю... Вскоре "юнкерсы"
улетают, но приближанется новая группа -
около 20 бомбардировщиков Не.111. В паре с
Мухиным атакуем неприятеля.
Передаю ведомому: - Берем к
клещи крайнего, - с двух сторон заходим к
бомбардировщику. Дистанция подходящая.
Командую - Огонь ! Заработали наши
пушки. Самолет врага загорелся, начал
падать, оставляя за собой шлейф дыма..."
( по возвращении на аэродром, этот
самолет был записан на счет Василия
Мухина ).
И таких вот "подачек" в
активе Кожедуба было не менее 5. Таким
образом, реальное число уничтоженных им
самолетов противника значительно
больше, нежели официально значится на
его личном счету.
К 62 немецким самолетам
официально сбитым И.Н.Кожедубом в годы
Великой Отечественной войны, следует
прибавить и 2 американских истребителя,
сбитых им в самом конце войны. В Апреле
1945 года заградительной очередью Кожедуб
отогнал пару немецких истребителей от
американского В-17, но был атакован
истребителями прикрытия, открывшими
огонь с большой дистанции. С переворотом
через крыло Кожедуб стремительно
атаковал крайнюю машину. Тот задымил и
со снижением пошел в сторону наших войск
( пилот этой машины вскоре выпрыгнул с
парашютом и благополучно приземлился ).
Полупетлей выполнив боевой
разворот, с перевернутого положения,
Кожедуб атаковал и ведущего - тот
взорвался в воздухе. Несколько позже ему
удалось рассмотреть белые звезды на
незнакомых машинах - это были "Мустанги".
Однако все обошлось и Кожедуб, благодаря
командиру полка Павлу Чупикову, не
пострадал. Этот бой был не единственным
между советскими и американскими
летчиками...
После войны остался на службе в
ВВС. В 1949 году окончил Военно - Воздушную
Академию. Принимал участие в Корейской
войне 1950 - 1953 гг. ( командовал 324-й ИАД ). В
1956 году окончил Военную Академию
Генштаба. С 1971 года в центральном
аппарате ВВС, с 1978 - в Группе генеральной
инспекции МО СССР. Маршал авиации,
Депутат ВС СССР 2 - 5-го созывов. Член
Президиума ЦК ДОСААФ. Награжден
Орденами Ленина ( трижды ), Красного
Знамени ( семь ), Александра Невского,
Отечественной войны 1-й Степени, Красной
Звезды ( дважды ), "За службу Родине в
ВС СССР" 3-й Степени. Автор книг - "Служу
Родине", "Праздник победы", "Верность
Отчизне".
Он умер у
себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух
недель до развала великого государства, частью славы которого был он
сам.
СПИСОК ПОБЕД И.Н.КОЖЕДУБА
|
К
концу войны он совершил 330 боевых
вылетов, провел 120 воздушных боев, в
которых уничтожил 62 вражеских
самолета, в том числе:
пикировщики Ju.87 - 17 штук;
бомбардировщики Ju.88 - 2 штуки;
штурмовики Hs.129 - 3 штуки;
бомбардировщики He.111 - 2 штуки;
истребители Bf.109 - 16 штук;
реактивный истребитель Ме.262 - 1
штука.
истребители - бомбардировщики Fw.190 -
21 штука;
|
Дата победы |
Тип сбитого самолета |
На чем одержана
победа |
6 Июля 1944 г. |
Ju.87 |
Ла-5 |
7 Июля 1943 г. |
Ju.88 |
Ла-5 |
8 Июля 1943 г. |
Ju.88 |
Ла-5 |
9 Июля 1943 г. |
два Bf.109 |
Ла-5 |
9 Августа 1943 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
14 Августа 1943 г. |
два Bf.109 |
Ла-5 |
16 Августа 1943 г. |
Ju.87 |
Ла-5 |
22 Августа 1943 г. |
Fw.190 |
Ла-5 |
9 Сентября 1943 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
30 Сентября 1943 г. |
Ju.87 |
Ла-5 |
1 Октября 1943 г. |
два Ju.87 |
Ла-5 |
2 Октября 1943 г. |
три Ju.87 |
Ла-5 |
4 Октября 1943 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
5 Октября 1943 г. |
два Bf.109 |
Ла-5 |
6 Октября 1943 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
10 Октября 1943 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
12 Октября 1943 г. |
два Ju.87 и Bf.109 |
Ла-5 |
29 Октября 1943 г. |
He.111 и Ju.87 |
Ла-5 |
16 Января 1944 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
30 Января 1944 г. |
Ju.87 и Bf.109 |
Ла-5 |
14 Марта 1944 г. |
Ju.87 |
Ла-5 |
21 Марта 1944 г. |
Ju.87 |
Ла-5 |
11 Апреля 1944 г. |
Bf.109 |
Ла-5 |
19 Апреля 1944 г. |
He.111 |
Ла-5 |
28 Апреля 1944 г. |
Ju.87 |
Ла-5 |
29 Апреля 1944 г. |
два Hs.129 |
Ла-5 |
3 Мая 1944 г. |
Ju.87 |
Ла-5ФН N:14 |
31 Мая 1944 г. |
Fw.190 |
Ла-5ФН N:14 |
1 Июня 1944 г. |
Ju.87 |
Ла-5ФН N:14 |
2 Июня 1944 г. |
Hs.129 |
Ла-5ФН N:14 |
3 Июня 1944 г. |
три Fw.190 |
Ла-5ФН N:14 |
7 Июня 1944 г. |
Bf.109 |
Ла-5ФН N:14 |
22 Сентября 1944 г. |
два Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
25 Сентября 1944 г. |
Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
16 Января 1945 г. |
Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
10 Февраля 1945 г. |
Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
12 Февраля 1945 г. |
три Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
19 Февраля 1945 г. |
Me.262 |
Ла-7 N:27 |
11 Марта 1945 г. |
Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
18 Марта 1945 г. |
два Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
22 Марта 1945 г. |
два Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
23 Марта 1945 г. |
Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
17 Апреля 1945 г. |
два Fw.190 |
Ла-7 N:27 |
К
этим победам следует добавить еще 2
американских истребителя Р-51 "Мустанг",
пытавшихся атаковать Ивана Кожедуба
весной 1945 года и сбитых в коротком бою.
|
Ла-7 И.Н.Кожедуба, 176-й
ГвИАП, весна 1945
|