Легендарный балтийский ас, не знавший
поражений в самые трудные дни войны,
Костылев одержал более 50 личных и
групповых побед, записав многие свои
личные победы как групповые "ради
ведомых"... В феврале 1943 г. в блокадном
Ленинграде он, как знаменитость, попал в
гости к "умеющей жить" даме,
потчевавшей гостей изысканными яствами
и коллекционными винами на драгоценной
посуде. Сын блокадницы, Костылев, не на
словах знавший цену блокадным
мытарствам, в благородной ярости разнес
это "гнездо пира во время чумы...":
разбил стоявшую перед ним посуду, стекла
пузырившегося хрусталем серванта и
опрокинул майора интендантской службы,
пытавшегося прикрыть хрусталь своей
грудью. Костылева не спасли ни слава
лучшего летчика Балтфлота, ни Геройское
звание: благородные порывы всегда
будили ненависть чиновников. Уже через
несколько дней он был лишен офицерского
звания, наград и в чине красноармейца
направлен в штрафбат на Ораниенбаумский
плацдарм - в места, где прошло его
детство... Штрафники сберегли летчика. В
апреле он вновь поднял свой истребитель
навстречу врагу и в первом же бою 21-го
числа над Копорским заливом сбил
финский "фиат", прижав второй к воде,
приказал ведомому атаковать его - очередь последнего была также точной...
Георгий Костылев родился 20 апреля 1914 г.
в городе Ораниенбауме Санкт-Петербургской
губернии. Окончил 9 классов, школу
Осоавиахима, а в 1934 г. - Центральную
летную школу в Тушино. 18 августа 1939 г. он
был удостоен почетного удостоверения
"За отличную технику пилотирования и
акробатическое летное мастерство".
Прирожденный пилотировщик, он имел свой,
удивительно изящный и свободный летный
почерк. Современники вспоминали о том
особенном радостном чувстве, которое
пробуждалось в них при наблюдении
костылевских полетов. В его исполнении
пилотаж становился искусством... Во
время войны Костылев несколько раз
проводил показательные "бои" над
кораблями Балтфлота, в эстетическом
плане они были сравнимы с пением
Лемешева и игрой Гилельса.
Костылев один из немногих летчиков-истребителей,
кто не закончил Военной авиационной
школы. После призыва в ВМФ в 1939 г. он
служил в частях истребительной авиации,
участвовал в советско-финляндской войне,
за что был награжден орденом Красного
Знамени.
Уже во второй половине июля 1941 г.,
работая с аэродрома в Клопицах под
Ленинградом, на И-16 он одержал 7 побед.
Свой первый самолет Bf-110 он сбил 15 июля,
а 22-го уничтожил в воздушных боях сразу 2
Ju-88 и Bf-110. В конце августа комэск два 5-го
иап (позднее 3-го гиап) ВВС КБФ Г. Костылев
на только что полученном "лагге"
сбивает Bf-109... 16 сентября в паре с И.
Каберовым, сбив по "лаптежнику", они
рассеивают большую группу Ju-87,
непрерывно атакующих крейсер "Марат".
5 февраля 1942 г. Костылев был сбит в первый
и последний раз, ранен в руку,
приземлился с парашютом. В апреле 1942 г.
за 233 боевых вылета, 59 воздушных боев, 9
лично и 34 в группе сбитых самолета
противника он был представлен к званию
Героя Советского Союза. С мая по октябрь
он воевал на "Харрикейне", левый
борт которого велел украсить большой
надписью "За Русь!" 7 ноября вновь на
ЛаГГ-3 Костылев сбил в одном бою 2 "юнкерса".
До злополучного февральского вечера 1943
г. Костылев совершил десятки боевых
вылетов на ЛаГГ-3, "Харрикейне", МиГ-3,
Як-1. Осенью 1942 г. был назначен комэском.
После штрафбата летчик был принят в 4-й
гиап ВВС КБФ, где на Ла-5 он лично сбил 9
самолетов противника, из них 3 Fw-190.
Любимец летного и технического состава,
пользовавшийся в частях, где он служил,
непререкаемым авторитетом, Костылев был
не в чести у дивизионных командиров;
после октября 1942 г. его не наградили ни
одним орденом. В середине 1942 г., отвечая
на несправедливый упрек одного
ленинградского журналиста, что
групповых побед у него много больше, чем
личных, он в запальчивости заявил, что
отныне личными победами будет вытеснять
групповые и не увеличит свой общий счет,
пока не сравняет его с количеством лично
сбитых. В конце октября 1943 г., вскоре
после восстановления в офицерском
звании и возвращения всех наград,
Костылев был отозван из 4-го гиап
командующим морской авиацией и назначен
на должность Главного инспектора ВВС
Краснознаменного Балтийского флота по
истребительной авиации. Прилетая
позднее в полки с инспектированием, он
летал на боевые задания, одерживал
победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не
записывал сбитых на свой счет, отдавая
их тем, с кем летал в бой.
В Великую Отечественную войну
Костылев провел около 400 боевых вылетов,
89 воздушных боев, сбил лично не менее 20 и
в группе 34 самолета противника. До 1953 г.
он служил в ВМФ. Умер 30 ноября 1960 г. По
завещанию Георгий Дмитриевич Костылев
похоронен на мемориальном кладбище
защитников Ораниенбаумского плацдарма
в Ломоносове, там, где мальчишкой он
бегал за грибами, а во время войны с
винтовкой в руках стоял насмерть.
Герои Советского Союза (23.10.42).
Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами
Красного Знамени, медалями.
Список известных побед
№
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Место победы
|
Самолет
|
Часть
|
1
|
15.07.41
|
Bf 110
|
?
|
И-16
|
5 иап КБФ
|
*
|
22.07.41
|
Ju 88
|
?
|
И-16
|
5 иап КБФ
|
*
|
22.07.41
|
Ju 88
|
?
|
И-16
|
5 иап КБФ
|
*
|
22.07.41
|
Bf 110
|
?
|
И-16
|
5 иап КБФ
|
*
|
--.08.41
|
Bf 109
|
?
|
ЛаГГ-3
|
5 иап КБФ
|
*
|
16.09.41
|
Ju 87
|
?
|
ЛаГГ-3
|
5 иап КБФ
|
*
|
17.05.42
|
Bf 109
|
р-н Кронштадта
|
?
|
3 гиап КБФ
|
*
|
07.11.42
|
Junkers
|
?
|
ЛаГГ-3
|
3 гиап КБФ
|
*
|
07.11.42
|
Junkers
|
?
|
ЛаГГ-3
|
3 гиап КБФ
|
*
|
23.07.43
|
Fw 190
|
?
|
Ла-5
|
4 гиап КБФ
|
*
|
02.08.43
|
Fw 190
|
Финский зал.
|
Ла-5
|
4 гиап КБФ
|
Ла-5 Костылева Г.Д., 3 Гв.ИАП, КБФ,
Ленинград