Уголок неба ¦ Костылев Георгий Дмитриевич

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
[an error occurred while processing this directive]
    


 

 
   главная люди и авиация асы второй мировой ссср
   Костылев Георгий Дмитриевич
       
Годы жизни: 1914-1960

Легендарный балтийский ас, не знавший поражений в самые трудные дни войны, Костылев одержал более 50 личных и групповых побед, записав многие свои личные победы как групповые "ради ведомых"... В феврале 1943 г. в блокадном Ленинграде он, как знаменитость, попал в гости к "умеющей жить" даме, потчевавшей гостей изысканными яствами и коллекционными винами на драгоценной посуде. Сын блокадницы, Костылев, не на словах знавший цену блокадным мытарствам, в благородной ярости разнес это "гнездо пира во время чумы...": разбил стоявшую перед ним посуду, стекла пузырившегося хрусталем серванта и опрокинул майора интендантской службы, пытавшегося прикрыть хрусталь своей грудью. Костылева не спасли ни слава лучшего летчика Балтфлота, ни Геройское звание: благородные порывы всегда будили ненависть чиновников. Уже через несколько дней он был лишен офицерского звания, наград и в чине красноармейца направлен в штрафбат на Ораниенбаумский плацдарм - в места, где прошло его детство... Штрафники сберегли летчика. В апреле он вновь поднял свой истребитель навстречу врагу и в первом же бою 21-го числа над Копорским заливом сбил финский "фиат", прижав второй к воде, приказал ведомому атаковать его - очередь последнего была также точной...

Георгий Костылев родился 20 апреля 1914 г. в городе Ораниенбауме Санкт-Петербургской губернии. Окончил 9 классов, школу Осоавиахима, а в 1934 г. - Центральную летную школу в Тушино. 18 августа 1939 г. он был удостоен почетного удостоверения "За отличную технику пилотирования и акробатическое летное мастерство". Прирожденный пилотировщик, он имел свой, удивительно изящный и свободный летный почерк. Современники вспоминали о том особенном радостном чувстве, которое пробуждалось в них при наблюдении костылевских полетов. В его исполнении пилотаж становился искусством... Во время войны Костылев несколько раз проводил показательные "бои" над кораблями Балтфлота, в эстетическом плане они были сравнимы с пением Лемешева и игрой Гилельса.

Костылев один из немногих летчиков-истребителей, кто не закончил Военной авиационной школы. После призыва в ВМФ в 1939 г. он служил в частях истребительной авиации, участвовал в советско-финляндской войне, за что был награжден орденом Красного Знамени.

Уже во второй половине июля 1941 г., работая с аэродрома в Клопицах под Ленинградом, на И-16 он одержал 7 побед. Свой первый самолет Bf-110 он сбил 15 июля, а 22-го уничтожил в воздушных боях сразу 2 Ju-88 и Bf-110. В конце августа комэск два 5-го иап (позднее 3-го гиап) ВВС КБФ Г. Костылев на только что полученном "лагге" сбивает Bf-109... 16 сентября в паре с И. Каберовым, сбив по "лаптежнику", они рассеивают большую группу Ju-87, непрерывно атакующих крейсер "Марат". 5 февраля 1942 г. Костылев был сбит в первый и последний раз, ранен в руку, приземлился с парашютом. В апреле 1942 г. за 233 боевых вылета, 59 воздушных боев, 9 лично и 34 в группе сбитых самолета противника он был представлен к званию Героя Советского Союза. С мая по октябрь он воевал на "Харрикейне", левый борт которого велел украсить большой надписью "За Русь!" 7 ноября вновь на ЛаГГ-3 Костылев сбил в одном бою 2 "юнкерса". До злополучного февральского вечера 1943 г. Костылев совершил десятки боевых вылетов на ЛаГГ-3, "Харрикейне", МиГ-3, Як-1. Осенью 1942 г. был назначен комэском. После штрафбата летчик был принят в 4-й гиап ВВС КБФ, где на Ла-5 он лично сбил 9 самолетов противника, из них 3 Fw-190. Любимец летного и технического состава, пользовавшийся в частях, где он служил, непререкаемым авторитетом, Костылев был не в чести у дивизионных командиров; после октября 1942 г. его не наградили ни одним орденом. В середине 1942 г., отвечая на несправедливый упрек одного ленинградского журналиста, что групповых побед у него много больше, чем личных, он в запальчивости заявил, что отныне личными победами будет вытеснять групповые и не увеличит свой общий счет, пока не сравняет его с количеством лично сбитых. В конце октября 1943 г., вскоре после восстановления в офицерском звании и возвращения всех наград, Костылев был отозван из 4-го гиап командующим морской авиацией и назначен на должность Главного инспектора ВВС Краснознаменного Балтийского флота по истребительной авиации. Прилетая позднее в полки с инспектированием, он летал на боевые задания, одерживал победы, но никогда не брал официальных подтверждений и соответственно не записывал сбитых на свой счет, отдавая их тем, с кем летал в бой.

В Великую Отечественную войну Костылев провел около 400 боевых вылетов, 89 воздушных боев, сбил лично не менее 20 и в группе 34 самолета противника. До 1953 г. он служил в ВМФ. Умер 30 ноября 1960 г. По завещанию Георгий Дмитриевич Костылев похоронен на мемориальном кладбище защитников Ораниенбаумского плацдарма в Ломоносове, там, где мальчишкой он бегал за грибами, а во время войны с винтовкой в руках стоял насмерть.

Герои Советского Союза (23.10.42). Награжден 2 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, медалями.

Список известных побед

  • Дата Тип сбитого Место победы Самолет Часть
    1 15.07.41 Bf 110 ? И-16 5 иап КБФ
    * 22.07.41 Ju 88 ? И-16 5 иап КБФ
    * 22.07.41 Ju 88 ? И-16 5 иап КБФ
    * 22.07.41 Bf 110 ? И-16 5 иап КБФ
    * --.08.41 Bf 109 ? ЛаГГ-3 5 иап КБФ
    * 16.09.41 Ju 87 ? ЛаГГ-3 5 иап КБФ
    * 17.05.42 Bf 109 р-н Кронштадта ? 3 гиап КБФ
    * 07.11.42 Junkers ? ЛаГГ-3 3 гиап КБФ
    * 07.11.42 Junkers ? ЛаГГ-3 3 гиап КБФ
    * 23.07.43 Fw 190 ? Ла-5 4 гиап КБФ
    * 02.08.43 Fw 190 Финский зал. Ла-5 4 гиап КБФ

     

  • Ла-5 Костылева Г.Д., 3 Гв.ИАП, КБФ, Ленинград



    Уголок неба. 2004 


     

      Реклама:





                 Rambler's Top100 Rambler's Top100