Николай Козлов родился 30 Апреля
1917 года в деревне Красково Псковской
губернии - месте, далеком от
транспортных путей. Когда подрос,
помогал родителям в их крестьянском
труде, и представления не имел о
существовании каких - то крылатых машин.
Помнит, что появление самолета над лугом,
где он пас скот, его здорово напугало. Но
биплан, сделав несколько кругов,
приветливо покачал крыльями и улетел.
Было это в 1926-м. На следующий год
многодетная семья Козловых переехала в
Ленинград.
Отец Николая, Александр
Спиридонович, участник Русско - Японской,
Первой Мировой и Гражданской войны,
награжденный высшими знаками
солдатской доблести - тремя
Георгиевскими крестами, работал на
обувной фабрике "Скороход". В
период блокады он вступил в народное
ополчение и погиб при налете вражеской
авиации. Мать Николая пережила отца,
вынесла все ужасы 900-дневной блокады и
была награждена медалью "За оборону
Ленинграда".
Однако вернемся к нашему герою...
Закончив 7 классов средней школы, вместе
с четырьмя своими друзьями - Михаилом
Барановым, Михаилом Камельковым,
Александром Клубовым и Виктором
Ивановым, Николай поступил в ФЗУ при
Ленинградском механическом заводе N:1,
которое в 1934 году окончил по
специальности слесарь -
инструментальщик ( лекальщик ). Работу на
заводе он совмещал с учебой в Рабфаке
при Электромеханическом институте.
Сдав экзамены, в 1936 году Николай
получил законченное среднее
образование и поступил на работу в
добровольное спортивное общество "Рот
- фронт". К тому времени авиация
вызывала в нем все возрастающий интерес,
и вскоре, с четырьмя своими друзьями, он
поступает в ленинградский аэроклуб.
Закончив его в 1937 году неразлучная
пятерка решила продолжить обучение в
Чугуевском авиационном училище, под
Харьковом.
В Ноябре 1939 года, после
окончания учебы, их пути разошлись.
Николай Козлов в числе группы
выпускников был направлен в гор.
Кировобад на высшие курсы боевого
применения ВВС. Там под руководством
инструкторов, имевших опыт боев в
Испании, молодые летчики приступили к
освоению сложного пилотажа, полетов в
любую погоду, ночных полетов, воздушного
боя со стрельбой по цели из любых
положений. За 4 месяца обучения Николай
налетал на истребителях более 140 часов (
для сравнения - за 2 года Чугуевского
училища его самостоятельный налет на И-16
составил лишь 25 часов ). Ходили слухи, что
летчиков готовят к правительственной
командировке в Китай, но так ли это -
установить не удалось, поскольку в Марте
1940 года, по завершению учебы, их
направили по Военным Округам.
Козлов получил направление в
базировавшийся в Бобруйске ( ЗапОВО ) 122-й
ИАП. Осенью 1940 года он был переведен в 162-й
ИАП того же округа. Полк входил в состав
43-й ИАД, которой командовал участник
Испанской войны, знаменитый уже тогда
комдив Г.Н.Захаров.
Выучка молодежи, прошедшей
Кировобадские курсы, имела уровень
больший, даже по сравнению с летчиками -
строевиками, служившими не первый год в
военной авиации. На западной границе
СССР вскоре потребовалось применить
полученные знания на практике. Немецкие
воздушные разведчики перелетали
границу, обследовали приграничные
аэродромы, не особенно скрывая своих
намерений. Грешили тем же и пилоты "Люфтганзы",
отклоняясь от своего маршрута до 50 км в
ту или иную сторону - в зависимости от
того, какой военный объект требовалось
изучить и сфотографировать.
В один из майских дней 1941 года 43-я
ИАД проводила тактические учения в Орше.
Внезапно появился немецкий гражданский
"Дуглас". Облетел аэродром, затем
покружился над военным городком. Комдив
Захаров прекратил полеты и приказал
звену истребителей посадить нарушителя.
Три пушечных И-16 ( летчики В.Иванов, Н.Козлов
и И.Воинов ) поднялись в воздух и подошли
к нарушителю. Козлов встал справа,
Воинов - слева. Капитан Иванов дал
предупредительную очередь перед
пассажирским самолетом, вышел вперед,
покачал крыльями: дал сигнал "Следуй
за мной". Нарушитель вынужден был
приземлиться в Орше.
О выполненном перехвате
доложили "наверх", в штаб ВВС ЗапОВО,
а оттуда - Наркому Тимошенко. Вскоре
пришел приказ "Дуглас" отпустить.
Комдив Захаров подъехал к самолету.
Командир экипажа открыл дверь. Захаров
спросил: "Понимает ли кто по - русски
?" Ответ был отрицательным. "Ну что
же, будете сидеть до тех пор, пока не
выучите язык !" Тотчас же из самолета
выглянул молодой офицер и по - русски
ответил: "Господин Генерал, мы все
поняли". Он же дал команду экипажу
следовать в Минск, как указало советское
авиационное командование.
14 - 15 Июня 1941 года Захаров по
поручению командующего ВВС ЗапОВО Ивана
Копца облетел на У-2 ряд приграничных
застав на протяженности 400 км вдоль
Государственной границы; садился возле
каждой заставы и выяснял обстановку. С
результатами своей инспекции Захаров
вместе с командующим ВВС округа
отправился к командующему войсками
ЗапОВО Павлову. Тот, выслушав доклад,
довольно вяло отреагировал на него.
Тогда Захаров решил действовать
сообразно обстановке, и, не дожидаясь
вышестоящих указаний, отменил летчикам
выезд в отпуска и за пределы летных
городков; приказал рассредоточить
технику и установить в каждом полку
боевое дежурство: 12 летчиков - в
готовности N:1, еще 12 - в готовности N:2.
Утром 22 Июня объявили тревогу. В
5 часов утра Николай простился с женой и
маленькой дочкой и долгие 4 военных года
ничего о ниих не знал. Разве мог он
предположить, что эшелон с
эвакуируемыми, в котором находилась и
его семья, немецкие самолеты будут
расстреливать своздуха и жена потеряет
руку, а дочурка будет тяжело ранена ? Лишь
спустя 4 года отыщет он их там же, на
белорусской земле, чудом переживших
оккупацию. Однако, все это будет потом, а
пока...
Благодаря мерам, предпринятым
Захаровым, ни один из 4-х авиаполков,
входивших в состав 43-й ИАД, не понес
потерь от немецких бомбардировок. В 9
часов 162-я ИАП получил приказ:
перебазироваться с площадки под Минском,
где он находился, на аэродром Барановичи
для ведения боевых действий. Полк был
выведен из состава 43-й ИАД, а 12 часам
перелетел на новое место и приступил к
выполнению боевой задачи: прикрытию
наземных войск и железнодорожного узла
Барановичи, выполнив за первый день
войны два боевых полко - вылета.
23 Июня около 4 часов утра
дежурное звено Николая Козлова ( ведомые
Кузнецов и Опищенко ) подняли по тревоге:
к аэродрому приближалась группа Bf.110. В
бой пришлось вступать над аэродромом.
Николай увидел, что один "110-й"
пытается штурмовать стоянку его
эскадрильи, и пошел в атаку. Удар пушек
его И-16 был точен. Bf.110 загорелся и
врезался в землю на границе аэродрома -
счет сбитым вражеским машинам был
открыт - и в полку и на личном счету
Козлова.
Базироваться в Барановичах
пришлось недолго. В ночь на 25 Июня
аэродром подвергся бомбардировке и
взлетное поле буквально "перепахали".
Немецкие танки подходили к городу,
находясь уже километрах в 15 от него. Был
отдан приказ об эвакуации полка. Из - за
непригодности ВПП матчасть пришлось
сжечь на аэродроме. Не потеряв ни одного
человека летного состава в ходе первых
дней боев, 162-й ИАП убывал в тыл. Командир
дивизии Татапашвили собрал всех, вывел
на шоссе Брест - Бобруйск. Останавливали
машины, высаживали пехотинцев и на их
место сажали летно - технический состав.
Так удалось спасти ценные летные кадры,
вывезти их из окружения.
Длинную колонну войск и
беженцев бомбила восьмерка "юнкерсов".
Переждав налет, машины с авиаторами
полка двинулись дальше, объезжая
воронки и убитых людей. Но и в этом море
человеческой трагедии было то, что
проняло их до самой глубины души: убитая
молодая женщина, на груди которой дочка 3
- 4-х лет, вся перемазанная кровью,
непрерывно теребя мать, просила ее
откликнуться... Надо ли говорить, что
после подобной картины летчики только и
мечтали о том, чтобы побыстрее снова
вступить в бой. Увиденное не прошло
бесследно и для Николая Козлова, во
многом определив его поведение в
воздушных боях - в первую очередь он
старался уничтожать именно
бомбардировщики противника ( из 23
воздушных побед одержанных им, на их
долю пришлось 20 ).
3 Июля 1941 года летчики прибыли в
Курск. В течение месяца прошло
переучивание на МиГ-3, и 20 Августа полк,
вошедший в состав ВВС Брянского фронта,
вылетел в район боевых действий.
Началась напряженная боевая работа: 8 - 10
вылетов в день на прикрытие войск,
разведку и штурмовку вражеских
аэродромов.
Ранним утром 24 Августа Козлов в
паре с летчиком Сибириным вылетел на
разведку аэродрома в Сеще. Этот объект
был ему хорошо знаком еще по довоенным
полетам. Николай, знавший все подходы к
аэродрому, появился на ним на малой
высоте с направления, неожиданного для
немецких зенитчиков. Там как раз
готовилась к вылету большая группа
бомбардировщиков - до сотни машин.
Зенитки открыли огонь, когда Николай уже
вышел из зоны поражения.
Разведдонесение он передал по радио.
Когда вернулся на свой аэродром,
обнаружил его пустым - все улетели на
штурмовку разведанной цели ( в
результате штурмового налета, по
донесениям экипажей, на аэродроме было
уничтожено до 15 немецких самолетов ).
МиГ-3 Николая был подготовлен к
повторному вылету. Параллельно, но с
некоторым запозданием, велась
подготовка самолета его ведомого, и в
это время был получен приказ на перехват
бомбардировщиков противника, шедших к
Брянскому железнодорожному узлу, где
как раз происходила выгрузка наших
войск. Николай взлетел один. На удалении
30 - 40 км от станций Брянск-1 и Брянск-2 он
обнаружил в вохдухе группу из 6-ти Ju.88 под
прикрытием 3-х Bf.109. Пошел в атаку на
ведущего "Юнкерса", открыв огонь с
передней получферы по кабине летчика
под углом 15 градусов к оси самолета. Тот
потеряв управление, перешел в
пикирование и врезался в землю. Выполнив
боевой разворот, Николай сверху
атаковал другой бомбардировщик и зажег
его.
И тут на его МиГ-3 навалились
истребители прикрытия. Когда один из них
зашел МиГу в хвост, Николай выпустил
щитки - скорость его машины резко упала,
и "мессер", проскочив вперед, сам
стал мешенью. Но сбить его не удалось -
оружие на МиГе отказало. "109-му",
пикируя до самой земли, удалось выйти из
боя. Тут Николай заметил, что один Ju.88
продолжает следовать прежним курсом на
высоте 3000 - 4000 метров. Не имея
возможности поразить его огнем
бортового оружия, Николай не желал
упускать бомбардировщик, уже
становившийся на боевой курс. Подойдя
снизу к его хвостовому оперению и
уравняв скорости, он взял ручку
управления на себя - и винт МиГа врезался
в хвостовую часть "Юнкерса". Тот
начал разрушаться и вскоре упал на землю...
Козлов же от удара на короткое
время потерял сознание. Когда очнулся,
его МиГ шел со снижением и горел. Николай
открыл фонарь и покинул самолет. Раскрыл
парашют - и был тут же атакован одним из
"мессеров". Очереди сильно
изрешетили купол, противник заходил на
повторную атаку, - надежд на спасение у
Николая практически не оставалось... И в
это время он услышал стук пулеметов БС,
глянул вверх - это его ведомый Сибирин
подоспел к месту схватки и сбил
зазевавшегося немца, увлеченного охотой
за "легкой добычей".
Этот бой, длившийся 20 минут,
проходил в районе штаба Брянского
фронта. Сам таран наблюдало руководство
фронта - Командующий Еременко и член
Военного совета Пономаренко. 26 Августа
1941 года Николай Козлов был представлен к
званию Героя Советского Союза. Его
боевой счет после того памятного боя
составлял 9 сбитых самолетов. Но
награждение не состоялось - войска
Брянского фронта попали в тяжелое
положение, и стало не до наград...
В ходе этого боя Николай Козлов
получил серьезные ранения: была
перебита левая нога, при приземлении на
разодранном парашюте повреждена правая.
Требовалось длительное лечение. Николая
отправили на санитарном поезде в тыл, но
в Саратове он постарался от поезда "отстать".
Пошел к комендатуру, рассказал о своем
желании воевать. Его направили в
Саратовский госпиталь, а после
излечения - в отдел кадров Приволжского
Военного округа. Начальник отдела
кадров хотел было направить Николая в
запасной авиаполк, но тот ответил, что в
ЗАП не поедет, а если его пошлют туда в
приказном порядке, то приказ он, конечно,
выполнит, но как только получит
возможность летать, сразу же улетит на
фронт ( что, к слову сказать, уже
случалось в военной жизни ). Ввиду такого
упорства Козлова решили направить в 439-й
ИАП на должность заместителя командира
эскадрильи.
Этот полк должен был вылететь
под Москву. Но за несколько суток
обстоятельства изменились. Саратов
подвергся бомбардировке немецкими
самолетами, действовавшими на
предельной дальности полета. Срочно
потребовалось усилить прикрытие города
с воздуха. Решено было 439-й ИАП передать в
144-ю ИАД ПВО. В Марте 1942 года полк вошел в
состав уже 102-й ИАД ПВО и перелетел на
аэродром Бекетовка, под Сталинградом.
Прибыли вовремя: начиная с Апреля
противник активизировал действия своей
авиации на этом сталинградском
направлении.
25 Мая Николай Козлов находился
на боевом дежурстве. Первый вылет в паре
с ведомым Юрием Ляминыи он совершил
около 5 часов утра. Проведя в воздухе
один час на большой высоте, совершил
посадку. Его истребитель был
подготовлен к повторному вылету. Около 9
часов ударила зенитка, следом другая.
Николай взглянул вверх - с юга на большой
высоте, оставляя инверсионный след, шел
"Юнкерс". На взлет пошли два МиГ-3 и
два Як-1. Николай также сел в кабину,
запросился, из - за неустойчивой связи
ответа не расслышал, но тем не менее тоже
взлетел.
Педантичность немецких
разведчиков оказала им дурную услугу.
Летчики полка изучили маршруты их
полетов, и Николай уже догадывался, где
следует встречать самолет противника.
Пошел на запад с набором высоты, на 9500 м
начал поиск разведчика и вскоре заметил
появившуюся на востоке черную точку. Она
быстро росла в размерах, приобретая
очертания двухмоторной крылатой машины.
Николай доложил на КП: "Противника
обнаружил, приступаю к работе".
Самолет очень походил на Ju.88, но
имел большую, ранее не встречавшуюся
горбатую кабину и непревычную серо -
желтую окраску. Николай спереди сверху
атаковал разведчик и короткой очередью (
как потом установили - в 14 патронов) убил
воздушного стрелка. Теперь можно было
наносить точный удар. Но выйдя во вторую
атаку, он заметил, что оружие не работает.
Перезарядил пулеметы, нажал на гашетку -
опять молчание. Немецкий летчик
попытался воспользоваться этим и уйти
на северо - восток, где была облачность,
но Николай на форсаже догнал "Юнкерс".
Немец уже понял, что раз атаки
нет, значит у МиГа что-то не в порядке, и
стал уходить от него пикированием.
Козлов направил свою машину следом. Он
представлял, что противник собирается
сделать - скорее всего, будет выводить
машину у самой земли, чтобы МиГ, имеющий
худшую несущую способность, за счет
просадки при выводе ( составлявшей около
100 метров ) врезался в землю. Но противник
не учел опыта нашего летчика...
"Юнкерс" вышел из
пикирования на предельно малой высоте,
порядка 10 метров, и понесся на запад над
ровной, как стол, поверхностью степи.
Николай неотступно преследовал его. Дав
форсаж, он вышел вперед немецкого
разведчика и стал "заворачивать"
его влево, подталкивая на маневр с
набором высоты. "Юнкерс" отвернул
влево, но затем резко взял вверх и вправо,
пытаясь уйти - и поднялся до высоты
порядка 30 - 40 метров. Козлов как раз этого
и ждал, подошел под хвостовое оперение и
совершил таран. Он целился в фюзеляж, но
немецкий летчик в последнее мгновение
сманеврировал, и удар винта пришелся по
стабилизатору. Вся его правая половина
была отрезана.
МиГ-3 после столкновения резко
полез вверх, его мотор забарахлил и
остановился. Истребитель потерял
скорость. Николай слегка отдал ручку от
себя и выпустил шасси. МиГ пошел к земле.
При посадке он перевернулся на спину, от
удара его хвостовая часть, начиная от
кабины, разрушилась, консоли крыла
отлетели в сторону. Летчика вытащили из
кабины местные жители, наблюдавшие за
боем. Как было сообщено, немецкий
разведчик упал в районе Морозовска.
Отрезанный стабилизатор, как
доказательство воздушной победы, был
доставлен в полк.
После краткого отдыха Николай
Козлов убыл в Москву - получать в Кремле
первый свой орден - Красную Звезду,
которым был награжден еще в 1941 году. По
возвращении к месту службы его
назначили командиром 3-й эскадрильи в
соседний 788-й ИАП. Этот полк вел
интенсивные бои с противником в
сталинградском небе. 6 Июля 1942 года
Совинформбюро сообщило о большой победе
в воздушном бою, одержанную 4 Июля над
станцией Абганерово. Тогда 10 летчиков 788-го
ИАП, в 40 минутной схватке с 50 самолетами
противника, уничтожили 12 машин. Комэск Н.А.Козлов,
прикрывавший станцию, сбил в тот день
три Ju.87.
Вскоре, как опытный воздушный
боец, он зачисляется в группу борьбы с
вражескими "охотниками", сильно
досаждавшими советской авиации. 12
Августа 1942 года четверка Як-1, ведомая им,
вылетела с аэродрома Бекетовка на
прикрытие наземных войск. Но едва
взлетев, летчики увидели 6 подходивших к
аэродрому Bf.109F. У "Яков" не было ни
преимущества в высоте ( они только
поднялись до 2000 метров ), ни в
численности, но умелыми действиями
группа разбила ровный строй немцев. Те
поспешили уклониться от боя, однако без
потерь не обошлось. Комэск непрерывно
атаковал противника: один из "Мессеров",
пораженный очередями козловского "Яка",
задымил и со снижением потянул к своим.
Однако противник отнюдь не был
слабым. Спустя несколько дней немцы
отыгрались: пара "охотников",
выскочив из облачности, сбила самолет
Козлова. Раненный летчик спасся,
воспользовавшись парашютом.
Затем - госпиталь. 22 - 23 Августа,
с приближением немцев к Сталинграду,
раненых стали эвакуировать в Камышин.
Николай воспользовался моментом и
сбежал - очень хотел попасть в свой полк.
"И потому только уцелел, а то бы кормил
рыб в Волге". 23 Августа, прорвавшись к
реке севернее Сталинграда, немецкие
танки ( из состава 16-й ТД ), в упор
расстреляли суда с раненными. Спастись
удалось лишь немногим...
В воздушных сражениях
Сталинградской битвы Николай Козлов
сбил 7 самолетов противника. Приземляясь
после каждого результативного боя на
аэродроме, он шел составлять рапорт, где
обязан был указать точное место падения
сбитого им самолета. Затем оставалось
дождаться подтверждения с "земли".
Но иногда приходилось долго
преследовать воздушного противника,
даже получившего серьезные повреждения,
и добивать его "без свидетелей". В
таких случаях указанное место падения
самолета противника обследовалось с
воздуха. Одну такую "комиссию"
высылали и к месту падения Do.215, сбитого
Николаем летом 1942 года в районе Дона, уже
над немецкой территорией.
Умелые действия летчика в ходе
воздушных боев были отмечены
командованием, и потому когда в Сентябре
1942 года началось формирование 910-го ИАП
Особого назначения ПВО, командующий
авиацией ПВО Генерал А.С.Осипенко
включил в его состав и Николая Козлова.
При отборе летчиков в новую авиачасть
учитывалось все, в том числе количестве
совершенных боевых вылетов и одержанных
в воздушных боях побед, а также
обладание навыками ночных полетов.
В новой авиачасти Козлов был
назначен командиром 3-й эскадрильи. Та
получала самолеты последней в полку,
поэтому ей достались "Яки" новой
модификации, Як-1Б ( 1-я и 2-я эскадрильи
имели на вооружении Як-7 ), что сразу
стало предметом зависти летчиков из
других эскадрилий. В боевые действия 910-й
ИАП вступил в конце Октября 1942 года и до
10 Февраля 1943 года прикрывал группировку
советских войск под Сталинградом. После
завершения Сталинградской битвы полк
вывели на отдых в Борисоглебск.
14 Февраля 1943 года Капитану Н.А.Козлову,
вместе с летчиками 102-й ИАД ПВО П.Шавуриным
и С.Кобловым, было присвоено звание
Героя Советского Союза ( за 495 боевых
вылетов и 101 воздушный бой проведенные к
середине Сентября 1942 года, 12 личных и 5
групповых побед одержанных к тому
времени ).
4 Сентября 1943 года Николай
Козлов принял командование 907-м ИАП
Особого назначения ПВО. Действия полка
были направлены на обеспечение
безопасности передвижения по
транспортным м агистралям в советском
тылу. Под руководством опытного
командира летчики полка успешно
выполняли боевые задачи - как днем, так и
ночью. Так, прикрывая железнодорожную
станцию Коростень, они сбили 9
разведчиков и около 20 бомбардировщиков.
Столь высокой эффективности
способствовало грамотное
использование имевшейся в полку техники.
Н.А.Козлов у своего Як-1Б, 910-й ИАП
ПВО, Февраль 1943 г.
Изучив возможность вскоре
поступивших в отдельный взвод ВНОС
новых локаторов ( сначала - типа "Пегматит",
позже их сменили локаторы типа "Редут"
), с их помощью стали определять высоту и
направление подхода немецких самолетов.
После получения необходимых данных на
перехват вылетали две группы
истребителей. Первая - осветители: в ее
задачу входило сбрасывание САБов на
высоте, превышающей высоту полета
самолетов противника. Вторая группа,
ударная, атаковала хорошо видимые в
свете САБов вражеские машины.
В ночь с 5 на 6 Июля 1944 года
большая группа немецких
бомбардировщиков попыталась нанести
удар по железнодорожному узлу Минск.
Летчики 907-го ИАП без помощи зениток и
прожекторов ( последних попросту не было
), используя для обнаружения противника
локаторы и САБы, сбили 12 Ju.88. На следующее
утро командующий фронтом Генерал
Рокоссовский вручил отличившимся
ордена Красного Знамени. Командир полка
Подполковник Н. А. Козлов был награжден
Орденом Александра Невского.
Под командованием Козлова, 907-и
ИАП воевал в небе Украины, Белоруссии,
Польши, а завершил свой боевой путь в
Берлине, в составе 148-й ИАД ПВО, находясь
в оперативном подчинении 16-й Воздушной
Армии. В журнале боевых действий,
хранившемся в Архиве Министерства
Обороны России, зафиксировано: в боях от
Курской Дуги до Берлина летчиками полка
уничтожено 119 вражеских самолетов, при
потере 17 своих машин.
С началом Берлинской операции
полку было приказано "работать" по
Зееловским высотам, на которых
располагалась мощная линия обороны. В
назначенный час Николай привел в
заданный район 28 экипажей. Наши
артиллерия, бомбардировщики, штурмовики
и истребители так трудились, что вскоре
дым и гарь поднялись на высоту
нескольких километров и смешались с
облаками.
Вернувшись на аэродром и
посадив машину Николай остолбенел -
вместе с ним приземлилось всего 6
самолетов ! У него, как говорится
"волосы встали дыбом" - в конце
войны, в одной операции угробил почти
целый полк... К счастью, через некоторое
время из соседних подразделений стали
поступать сообщения, что остальные
летчики, не рискуя в дыму потерять
ориентировку, благополучно
приземлились на других аэродромах. Этот
вылет он запомнил на всю жизнь...
К концу войны Николай
Александрович Козлов совершил 630 боевых
вылетов, участвовал в 130 воздушных боях,
уничтожил 18 самолетов лично и 5 в составе
группы, в том числе 2 - тараном ( в
некоторых источниках приводятся и
другие цифры - 19 лично и 4 в группе ).
Послевоенная биография Козлова
была не менее насыщенной. В 1948 году он
заканчивает годичные курсы
усовершенствования командиров полков в
Липецке. В Январе 1950 года становится
командиром уже 15-й ГвИАД. Под его
руководством дивизия первой в ВВС и ПВО
осваивает полеты на реактивной технике
в сложных метеоусловиях.
В 1954 году, окончив Академию
Генштаба, Козлов назначается командиром
истребительного авиакорпуса, затем -
первым заместителем командующего 52-й ВА
ПВО. В 1962 году выезжает в Болгарию, где в
течение трех лет является
представителем Штаба ОВС Варшавского
договора по ПВО и ВВС. С 1966 по 1976 год, до
выхода в отставку ( в звании Генерал -
Майора Авиации ), занимал должность
первого заместителя начальника
управления боевой подготовки войск ПВО.
За время своей летной
деятельности ( с 1936 по 1972 гг ) Н.А.Козлов
освоил более 15 типов самолетов.
Последними были МиГ-21 и МиГ-25. Но и после
выхода в отставку он продолжает активно
работать, на этот раз - по линии
патриотического воспитания молодежи.
Отличные ораторские данные, умение
говорить с аудиторией делают его
желанным гостем во многих коллективах
по всей стране. Даже перемена
политического строя, раздробление
страны на Республики со своими
границами и т.д., не отразилась на
работоспособности Николая
Александровича.
Из наиболее запомнившихся -
поездка в 1994 году вместе с Дважды Героем
Советского Союза Виталием Попковым в
Таджикистан для встречи с проходившими
там службу российскими пограничниками.
Нужно ли говорить о том, как их ждали - и о
том, какой опасности подвергалась
делегация на пути к пограничным
заставам 201-й дивизии. Ветеранам
предложили солидную охрану в пути, но
они отказались от БТРов, попросив лишь
УАЗ и пару солдат для сопровождения...
Список известных побед
№
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Место победы
|
Часть
|
Примечания
|
1
|
23.06.41
|
Bf 110
|
а/д Барановичи
|
162 иап
|
|
* |
21.08.41 |
Ju 88
|
Брянск |
|
|
* |
01.09.41 |
Bf 109 |
Жуковка |
|
|
* |
05.09.41 |
Ju 88
|
Брянск |
|
|
* |
07.09.41 |
Bf 109 |
Рековичи |
|
|
* |
10.09.41 |
Bf 110
|
ст.Белоглавая |
|
|
* |
15.09.41 |
Ju 87 |
ст.Сельцо |
|
|
* |
20.09.41 |
Hs-126 |
Жуковка |
|
в паре |
* |
24.09.41 |
Ju 88 |
Цементная |
|
|
* |
24.09.41 |
Ju 88 |
Цементная |
|
сбит тараном |
*
|
25.05.42
|
Ju 88
|
р-н Морозовска
|
439 иап
|
сбит тараном
|
*
|
06.07.42
|
Ju 87
|
р-н ст. Абганерово
|
788 иап
|
|
*
|
06.07.42
|
Ju 87
|
р-н ст. Абганерово
|
788 иап
|
|
*
|
06.07.42
|
Ju 87
|
р-н ст. Абганерово
|
788 иап
|
|
* |
03.08.42 |
Do 215 |
Калач |
|
|
* |
04.08.42 |
Ju 88 |
сев-зап Абганерово |
|
|
* |
04.08.42 |
Ju 88 |
сев-зап Абганерово |
|
|
*
|
12.08.42
|
Bf 109
|
р-н а/д Бекетовка
|
788 иап
|
|
* |
10.01.43 |
FW 200
|
вост. Венцы |
|
тройкой |
* |
28.03.43 |
Ju 88
|
зап. Тим |
|
|
* |
29.03.43 |
Ju 88 |
юж. Тим |
|
|
* |
17.07.43 |
Ju 88 |
юго-зап. Касторное |
|
|
* |
07.08.43 |
Ju 88 |
зап. ст. Солнцево |
|
парой |
Як-1 капитана Н. Козлова. 910 иап, Борисоглебск, февраль 1943 г.(©
"Мир Авиации")
|