Николай Краснов родился 9
Декабря 1914 года в деревне Княжиничи,
ныне Гороховецкого района Владимирской
области, но почти все его детство прошло
в Перьми. Там он закончил среднюю школу,
в 1929 - 1930 годах работал ответственным
секретарем райсовета физкультуры. В 1930
году Николай был призван в ряды
Советской Армии. В 1934 году он окончил
Тамбовскую авиационную школу летчиков,
работал пилотом ГВФ, а с 1938 года летчиком
- испытателем ОКБ-19 и завода N:19 имени
Сталина.
В предвоенный период мощные
авиационные моторы М-62 и М-63 после
наземных испытаний проходили сложные
испытания в летных условиях, на
самолетах различных типов. Перед войной
группа молодых летчиков - испытателей
пришла в ОКБ: Н.Краснов, М.Загуляев, А.Малявин,
В.Кондрашков. Здесь же оказались летчики
- испытатели и постарше, имевшие опыт
службы и даже боев с белофиннами, на
Дальнем Востоке, в Китае: С.Сенкевич и Б.Хлястач.
Николай Краснов считал Сенкевича своим
учителем летного дела на истребителях И-15,
И-16, И-153. Они жили в одном доме, дружили
семьями. Война нарушила все планы...
Через несколько дней после
объявления войны ушли на фронт
добровольцами Краснов, Сенкевич,
бортмеханик Чухустов, моторист
Шилоносов... В Москве Николай был
направлен в состав 402-го истребительного
авиаполка особого назначения под
командованием П.М.Стефановского.
Первые же воздушные бои с
противником показали, что у Краснова
были хорошие наставники. Защищая небо
Москвы, участвуя в боях на Северо -
Западном фронте, Николай Федорович
понимал: работа летчиком - испытателем в
ОКБ-19 дала ему бесценный опыт. Знание
тонкостей в эксплуатации двигателя
самолета приносило чувство уверенности
в полетах. Молодой летчик - истребитель
не уступал в мастерстве старшим
товарищам.
В конце Сентября 1941 года
летчиков - испытателей вернули на заводы
для продолжения работы по созданию
новой техники. Краснов же на все запросы
отвечал: пока идет война, его место на
фронте. Через месяц после отъезда из
Перми, в одном из боев, у стен древнего
Новгорода, упал на землю первый сбитый
им самолет неприятеля. В Октябре, при
посадке на свой аэродром, его неожиданно
атаковали два вражеских истребителя.
Николай получил первое ранение, а всего
за войну их было шесть ( из них два
тяжелых ).
Первый орден Красного Знамени в
Ноябре 1941 года Краснов получал в Кремле.
Такой был заведен порядок на первом
этапе войны. По свидетельствам
однополчан, Николай был не только
талантливым, технически подготовленным
летчиком, но и умело учил молодых, за что
пользовался большим уважением.
Воспитывал в них чувство коллективизма,
товарищеской выручки, столь необходимой
воздушному бойцу. С ним любили летать
все, потому что он не имел потерь, не
ограничивал инициативу своих ведомых,
часто передавая по рации: "Бейте ! Я
прикрываю". Часто сбитый им самолет
записывал на личный счет своих ведомых.
Это вселяло уверенность, поднимало дух у
молодых, веру в свои возможности.
В газете воздушной армии "Защитник
Отечества" Краснов вел для молодых
рубрику "Советы молодому летчику".
Щедро делился богатым опытом воздушного
бойца, предостерегал от нарушений,
расхлябанности, зазнайства. Писал он и о
взаимодействии ведущего и ведомого,
необходимости изучения района боевых
действий, знания техники врага и умелой
эксплуатации своей машины.
Тяжелейшие бои под
Сталинградом обескровили
истребительный полк, в котором Краснов
был штурманом полка, а затем командиром
эскадрильи. Когда полк отвели с
передовой для пополнения живой силой и
техникой, Николай получил командировку
в Пермь, где жили жена и дочь. Отказался
вернуться на завод, от предложения
преподавать в Военно - воздушной
академии. Продолжалась Великая
Отечественная...
Краснов сражался напористо и
умело, иногда он сбивал по 3 - 4 самолета
за вылет. В небе над Запорожьем одержал 11
воздушных побед. О событиях тех лет
лучше всего говорят документы. Вот
строки из наградного листа:
"Командир эскадрильи 116-го
ИАП ( 295-я ИАД, 9-й САК, 17-я ВА, 3-й Украинский
фронт ) Майор Краснов представляется к
званию Герой Советского Союза за 31 лично
сбитый самолет противника. Все сбитые
самолеты подтверждены. За период работы
на фронтах Отечественной войны Н. Ф.
Краснов произвел 279 боевых вылетов с
общим налетом 267 часов. Провел 85
воздушных боев, в которых сбил 19
самолетов Ме-109, 2 самолета Ю-88, 4 самолета
Ю-87, 1 самолет Хе-111, 1 самолет Ме-110, 1
самолет ФВ-190, 3 самолета ФВ-189. Вверенная
ему авиаэскадрилья под умелым личным
его руководством в воздушных боях за
Родину сбила 71 самолет противника при
своих 3 боевых потерях. Как командир
подразделения, является образцом
требовательности к себе и подчиненным.
Хороший руководитель как на земле, так и
в воздухе".
Этот наградной лист был
составлен в конце Ноября 1943 года, а до
своей гибели Краснов сам сбил еще 15
самолетов противника, счет же сбитых им
в групповых боях доходил до 20 ( по другим
источникам на его счету 46 воздушных
побед, одержанных лично и в составе
группы ). Воевал Краснов в небе Болгарии,
Румынии, Югославии и Венгрии. С группой
самых опытных летчиков вылетал на
свободную "охоту". Наводил страх на
вражеские войска, выполняя задания на
трофейных "мессершмиттах",
захваченных на вражеских аэродромах.
...Шел 1944 год. Наши войска вели
тяжелые бои за освобождение Украины.
Жестокие схватки происходили и в
воздухе. В один из дней в зоне действия 17-й
Воздушной Армии разгорелся воздушный
бой. Советский истребитель сбил два "мессера",
а затем врезался в строй вражеских
бомбардировщиков. От меткой очереди
загорелся один "юнкерс", через
минуту взорвался в воздухе второй. В это
время на помощь отважному летчику
пришли его боевые друзья. Атаки
следовали одна за другой. И противник не
выдержал. Словно по команде он, сбросив
бомбы за первой линией своих траншей,
повернул обратно. Воодушевленные
победой авиаторов, в атаку пошли и наши
пехотинцы. Вскоре противник был выбит с
занимаемых позиций. В этом бою отличился
Майор Н.Ф.Краснов. 4 Февраля 1944 года ему
было присвоено звание Героя Советского
Союза.
В Перми последний раз Николай
Федорович побывал в Апреле - Мае 1944 года.
Встречался с общественностью города, с
заводчанами. В то время он был уже
заместителем командира истребительного
полка. Затем снова фронт, напряженные
воздушные схватки... В конце 1944 - начале
1945 годов Советские ВВС вели длительные
бои в небе Венгрии. В один из дней группа
летчиков под командованием Николая
Краснова уничтожила сразу 9 самолетов
противника.
29 Января 1945 года Николай
Краснов погиб при выполнении боевого
задания в Венгрии, недалеко от озера
Балатон. Ему шел 31-й год. В архиве
Министерства обороны СССР после войны
был найден документ на представление
ему звания "Подполковник" и
материалы для награждения второй
Золотой Звездой Героя Советского Союза...
Героев Советского Союза
хоронили на родной земле, но так как
ближайшим городом в полосе 3-го
Украинского фронта была Одесса, друзья
провожали его там. Одесская городская
газета писала в те дни: "Верного сына
нашей Родины, бесстрашного сталинского
сокола Майора Краснова знала вся наша
страна. Он сбил на своем истребителе 46
вражеских самолетов. Грозное имя
советского Аса вызывало у врага страх.
Дорого заплатили фашистские бандиты за
свои налеты на мирные советские города и
села, за смерть советских людей. Вечная
память тебе, Николай Федорович, и слава !
Родина никогда не забудет твоих
подвигов, и имя твое войдет в великую
книгу героической борьбы советского
народа за свою честь, свободу и
независимость".
За период войны Николай
Федорович Краснов был награжден
Орденами Ленина, Красного Знамени (
дважды ), Александра Невского,
Отечественной войны 1-й степени ( дважды
), многими медалями. Похоронен в Одессе.
Именем Героя названы улица в гор.
Гороховец, микрорайон и улица в Перьми,
где установлены 2 мемориальные доски (
одна на доме, где он жил, по улице Героев
Хасана ). В Одессе живут жена Краснова -
Евдокия Никифоровна, много лет
проработавшая в ОКБ-19, его дочь Ирина и
внук Александр.
СПИСОК ИЗВЕСТНЫХ ПОБЕД
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
* |
в паре |
01.08.41 |
Ю-88 |
402 иап |
* |
личная |
10.08.41 |
Ме-109 |
|
* |
|
19.08.41 |
Ю-88 |
|
* |
|
23.08.41 |
Ме-110 |
|
* |
|
07.07.43 |
Ме-109 |
116 иап |
* |
|
07.07.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
17.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
17.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
19.07.43 |
Ме-110 |
|
* |
|
19.07.43 |
Ме-110 |
|
* |
|
22.07.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
06.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
10.09.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
10.09.43 |
ФВ-189 |
|
* |
|
21.09.43 |
Ю-87 |
|
* |
|
21.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
28.09.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
01.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
10.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
10.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
11.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
12.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
13.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
13.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
13.10.43 |
ФВ-189 |
|
* |
|
14.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
23.10.43 |
Ме-109 |
|
* |
|
23.10.43 |
фВ-189 |
|
* |
|
27.11.43 |
ФВ-189 |
|
* |
|
27.11.43 |
Ю-88 |
|
* |
|
02.02.44 |
Ю-52 |
|
* |
|
02.02.44 |
Ю-52 |
|
* |
|
02.02.44 |
Ю-52 |
|
* |
|
17.03.44 |
ФВ-189 |
|
* |
|
20.08.44 |
Ме-109 |
|
* |
|
22.01.45 |
Ме-109 |
530 иап |
* |
|
22.01.45 |
Ме-109 |
|
* |
|
22.01.45 |
Ме-109 |
|
* |
|
22.01.45 |
Ме-109 |
|