Павел Степанович Кутахов
родился 16 августа 1914 г. в селе Малокирсановка Матвеево
- Курганского района Ростовской области в семье крестьянина
- бедняка. В трудное время вступал он в жизнь. Кончилась Первая
мировая война, началась Гражданская. В 1918 г. умер его отец, мать
осталась с тремя ребятишками.
С ранних лет Павел познал тяжелый крестьянский труд, находя, однако,
силы учиться в школе. В 1930 г. Кутахов отправляется в Таганрог, где
после окончания 7-го класса поступает в ФЗУ коммунального хозяйства.
Здесь он получает среднее образование и квалификацию слесаря 5-го
разряда.
Трудовую деятельность Кутахов начал в 1934 г. на авиационном заводе —
слесарем по монтажу моторных рам на самолетах Р-6. Работу совмещал с
учебой на рабфаке при индустриальном институте. Возможно, именно тогда и
зародился у него интерес к авиации.
После окончания рабфака в
июле 1935 г. Павел был направлен в Сталинградскую военную школу
летчиков, которую окончил с отличием три года спустя. В феврале 1939-го
молодой лейтенант прибыл в 7-й истребительный авиационный полк (иап) ВВС
ЛенВО на должность командира звена. В сентябре—октябре он уже выполняет
боевые задания — прикрывает войска Красной Армии в ее походе на Западную
Украину и Западную Белоруссию. А с ноября того же года по март 1940-го
участвует в боях на советско-финляндском фронте, совершив за 105 дней
войны 131 боевой вылет. После окончания войны с Финляндией его
эскадрилью перебрасывают в район Выборга.
В первые дни Великой Отечественной войны П. Кутахов участвовал в
прикрытии Ленинграда и Выборга от налетов финской авиации. К этому
времени летчики эскадрильи освоили новые самолеты-истребители и на
равных сражались с вражескими машинами. С июля 1941 г. и до конца войны
служба П. Кутахова проходила в суровом Заполярье: сначала в 145 иап,
затем в 20 гв. иап Карельского фронта.
На начальном этапе войны советские войска вели тяжелые оборонительные
бои, прикрывая порт Мурманска, базу Северного флота, Кировскую железную
дорогу, Беломорско - Балтийский канал. Борьба в воздухе в те дни была
особенно сложной. Пятый воздушный флот противника, действовавший на
Севере, значительно превосходил советскую авиационную группировку как по
количеству и качеству техники, так и по опыту боевых действий.
Однако любовь к Родине, ненависть к врагу, знание его сильных и слабых
сторон, умелое применение нестандартных тактических приемов, смелость и
находчивость позволяли летчикам эскадрильи старшего лейтенанта П.
Кутахова выходить победителями в боях с врагом.
В июле 1943 г. П. Кутахов
был назначен помощником, а в последующем заместителем командира 19 гв.
иап. В сентябре следующего года он принял 20 гв. иап.
За годы Великой Отечественной войны П. Кутахов совершил 367 боевых
вылетов, провел 79 воздушных боев, лично сбил 14 самолетов противника и
28 — в групповых боях. За выдающиеся боевые заслуги он был удостоен
звания дважды Героя Советского Союза, награжден 16 боевыми орденами
Советского Союза, орденом Британской империи IV степени и многими
медалями.
После Победы гвардии подполковник П. Кутахов продолжает командовать 20-м
гвардейским истребительным авиационным полком. Но теперь он не только
учит подчиненных, но и сам учится, совершенствует летное мастерство,
стремится получить фундаментальное образование. В 1948 г. он поступает
на курсы усовершенствования командного состава в Липецке, а после их
окончания получает назначение на должность заместителя командира дивизии
в Группу советских войск в Германии. Спустя некоторое время П. Кутахов
становится командиром авиационного корпуса.
В 1955 г. генерал-майор авиации П. Кутахов поступает в Академию
Генерального штаба, которую оканчивает в 1957 г., успешно сдав экзамены
и защитив дипломную работу по оперативно-тактическим вопросам боевого
применения воздушной армии. После окончания академии он служит
заместителем командующего воздушной армией Прибалтийского военного
округа в Риге. В августе 1961 г. П. Кутахов получает назначение на
должность командующего воздушной армией Одесского военного округа.
В это время в СССР усиленно развертываются ракетные войска и
необоснованно сокращаются, фактически разгоняются Военно-воздушные силы.
П. Кутахов направляет все свои силы, знания и опыт на укрепление
воздушной армии, создание в ее составе полнокровных, боеспособных частей
и соединений. Большое внимание он уделяет повышению эффективности
инженерно-авиационной службы. В отличие от некоторых других командующих
он считает технический состав равным летному. «Техник держит в руках
сердце летчика», — часто повторяет эту мысль командующий.
Как и в годы войны, П. Кутахов организует постоянную учебу летного
состава — «летчиков нужно серьезно учить аэродинамике». Теперь вся армия
учится, и это сразу же дает свои результаты — в течение пяти лет в
частях не было ни одного летного происшествия, ни одной аварии.
В 1967 г. генерал-полковник авиации П. Кутахов получает назначение на
должность заместителя главнокомандующего ВВС. Через два года он
назначается главнокомандующим Военно-воздушными сила- ми — заместителем
министра обороны. За 34 года службы он прошел путь от курсанта летного
училища до главкома авиаторов. При этом он не пропустил ни одной ступени
служебной лестницы. Всякий раз перед назначением командиром и
командующим он проходил службу в должности заместителя. Как и прежде,
главнокомандующий продолжает учиться, изучает новые проблемы теории,
разбирается в характеристиках и конструкции самолетов, вертолетов,
космических летательных аппаратов. П. Кутахов внимательно изучает
авиационную технику США и других западных держав и всякий раз при
заказе новых образцов боевых самолетов и вертолетов ставит условие,
чтобы эти машины по своим летно-тактическим данным и вооружению не
уступали зарубежным образцам.
Главный маршал авиации П. Кутахов видел четкую перспективу развития ВВС.
Он много работал с министерствами по восстановлению и развитию
Военно-воздушных сил после авантюристских хрущевских «реформ». По
настоянию Кутахова были вновь сформированы и вооружены современной
техникой сотни авиационных полков. Усилиями главкома и главного штаба
ВВС были сформированы 15 бомбардировочных авиационных дивизий,
вооруженных фронтовыми бомбардировщиками Су-24. Главком, его заместители
и главный штаб проделали большую работу по созданию смешанных ударных и
фронтовых авиационных объединений Резерва Главного командования.
П. Кутахов стремился к четкой организации и регламентированию служебной
деятельности командования и Главного штаба ВВС. По его указанию и при
непосредственном участии начальник Главного штаба Г.
Кутахов принимал участие в работе Государственной экзаменационной
комиссии. Он обстоятельно разбирался в содержании дипломных проектов,
беседовал с преподавателями и слушателями, давал четкие, продуманные
указания по улучшению учебного процесса.
Главнокомандующий работал много и напряженно, и это подорвало его
здоровье. 3 декабря 1984 г. П. Кутахов скончался.
СПИСОК ПОБЕД АСА
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Место победы
|
Самолет
|
Часть
|
Примечания
|
1.
|
лич. |
23.07.41 |
Hs 126 |
р-н Западной Лицы
|
И-16
|
145 иап |
Не подтверждается |
2. |
личн.
|
24.07.41
|
Fi-156
|
Средний водопад |
|
3.
|
лич.
|
15.05.42
19:01 |
Bf 109
|
р-н оз. Тулп-явр
|
Р-39
|
19 гиап
|
Не подтверждается
|
4.
|
лич.
|
19.05.42
10:20 |
р-н Мурманска
|
Не подтверждается
|
5.
|
лич.
|
26.05.42
|
р-н Кицы
|
Не подтверждается
|
6.
|
лич.
|
22.06.42
23:07 |
р-н Мурманска
|
Не подтверждается
|
7.
|
лич.
|
02.09.42
|
р-н н/п Мурмаши
|
|
8.
|
лич.
|
15.09.42
|
р-н Туломской ГЭС
|
Bf 109F-4
WNr. 10139
Uffz L.Scharf
|
9.
|
лич.
|
27.12.42
12:26 |
р-н н/п Мурмаши
|
He подтверждается
|
10.
|
лич.
|
27.03.43
|
р-н а/д Шонгуй
|
Bf 109G-2
WNr. 14158
Uffz E.Krischowsky, 6/JG 5
(совершил вын. пос.; пленен)
|
11.
|
лич.
|
01.06.43
18:41 |
р-н разъезда Ручьи
|
He подтверждается
|
12. |
лич.
|
21.06.43
20:13 |
р-н ст. Белое Море
|
Bf 109G-2WNr. 13605 HptmHeinrich Ehrier, Bf 109G-2 WNr. 13908 Lt
Heinhich Schmidt
|
13. |
в паре
|
23.06.43
|
р-н ст. Ковда
|
Bf 109G-2
WNr. 13462
Lt H.Simon
|
14.
|
лич.
|
09.10.44
|
сев-вост аэр.Лоустари |
Bf109G-6WNr. 166078 |
Airacobra I ( P-400 ) П. С.
Кутахова, 19-й ГвИАП, cентябрь 1942 года.