Отличился в боях под Сталинградом,
где одержал 14 личных и 9 групповых
побед, и к середине 1943 г. был в числе
самых результативных, а после серии
статей "Мои воздушные бои",
написанных им по просьбе маршала
Новикова и опубликованных в июле в "Красной
Звезде", стал одним из известнейших
летчиков-истребителей. Можно
представить себе ликование
гитлеровцев, когда после столкновения
24 августа 1943 г. с уже сбитой им "рамой"
Лавриненкова, выпрыгнувшего из "кобры"
с парашютом, ветер отнес к немецким
траншеям и он был пленен. Также
понятно и их негодование, когда,
усыпив бдительность врага напускной
покорностью, он вместе с другим
летчиком В. Карюкиным выпрыгнул ночью
из идущего на полной скорости поезда и
скрылся. Через два месяца, после боев в
составе партизанского объединения им.
Чапаева, участия в разгроме
обступающих оккупантов и полицаев в
селе Хоцки, он вернулся в авиацию,
получил звание гвардии капитана и
одержал свою 28-ю личную победу, сбив Ju-88
над днепровскими плавнями. Пресса
Геббельса негодовала: о Лавриненкове
рассказывались небылицы, плелись
слухи о его коварстве. Эхо той давней
ярости страницы книги "Асы
Люфтваффе". Апологеты Люфтваффе
Толеран и Констебл приводят анекдот о
Лавриненкове как пример боевой ярости
и кровожадности русских, рассказывая,
что, подбив Bf-109 и увидев, как немецкий
летчик, приземливший машину на
вынужденную, пытается скрыться,
Лавриненков сел рядом и, настигнув
противника, задушил его. В свое время,
узнав об этой "литературной
подробности", Владимир Дмитриевич
усмехнулся: "Хорошо, хоть не съел".
Большеголовый, плотный, с
выразительными ясными глазами,
честолюбивый, отважный и решительный,
он встретил войну сержантом, пилотом-инструктором
Черниговского авиаучилища, куда был
направлен в январе 1941 г., сразу после
окончания Чугуевского военного
училища летчиков. Свой первый боевой
вылет Лавриненков совершил на И-15 бис,
безуспешно пытаясь перехватить He-111.
На той же машине провел бой с "мессерами",
чудом приземлив свой изрешеченный
биплан на одно оставшееся колесо...
Весной 1942 г., переучившись на Як-1, в
составе 763-го иап он участвовал в боях
под Ельцом, где одержал первую победу,
хрестоматийно, но решительно
контратаковав пару Bf-109. Через
несколько дней в тяжелейшем бою с
шестеркой Bf-110 он отчаянно
уворачивался на вираже от
смертоносных очередей многопушечных
"мессов". Отвага и мастерство
напарника Николая Тильченко внесли
победный перелом в безнадежную
схватку. Уйдя на вертикаль, Тильченко
трижды снайперски атаковал вставших в
вираж Bf-110 и сбил 2 машины.
В августе их пару (Н. Тильченко имел
тогда 6 побед, а Лавриненков - 4)
перевели в 4-й иап, летчики которого в
то время были вооружены истребителями
Як-7Б. Вскоре полк, пополненный людьми и перевооруженный на новейшие в то
время истребители Як-7Б, был направлен
на главное направление - на
Сталинградский фронт. За три месяца
боев в составе 4-го иап Лавриненков
стал ведущим, одержал 3 победы... В
конце октября командир полка А.
Морозов объявил, что Амет-хан, Борисов
и Лавриненков откомандировываются в 9-й
гиап. После перевооружения на Як-1 полк
приступил к боевой работе с
аэродромов Зеты и Трудолюбие. С этим
полком была связана вся дальнейшая
ратная судьба Лавриненкова. С ним он
прошел путь от Сталинграда до Берлина,
от рядового летчика до командира
полка.
С 10 по 31 декабря 1942 г. старшина
Лавриненков провел 21 боевой вылет, в 9
воздушных боях лично сбил 3 самолета
противника. В одном из декабрьских
вылетов в паре с Катей Будановой он
подбил He-111, но стрелок вражеского
бомбардировщика "стеганул"
очередью по правому крылу его "яка",
сорвав часть обшивки. С большим риском
Лавриненкову удалось приземлиться.
Это был последний вылет, из которого
он привез серьезные боевые
повреждения. Заметим, что с начала 1942 г.
и до конца войны Лавриненков воевал на
машинах с бортовым номером 17.
Суеверный, как многие летчики, он
считал этот номер, совпадавший с
числом дня его рождения, счастливым
для себя.
В феврале 1943 г. гвардии подполковник
Л. Шестаков подписал представление
замкомэска 9-го гиап гвардии мл.
лейтенанта Лавриненкова к званию
Героя Советского Союза. К тому времени
он провел 322 боевых вылета, в 78
воздушных боях сбил лично 16 и в группе
11 самолетов противника.
В конце июня над Доном, в районе
станции Великокрепинской, во главе
четверки "яков", он стремительно
атаковал, сверху - в лоб, и сбил 2
подряд бомбардировщика Ju-88. Его
ведомый Н. Остапченко сбил один из
истребителей прикрытия - Bf-109.
Неприятельские самолеты были
рассеяны, бомбометание сорвано. Эта
эффектная и красивая схватка
происходила в ясную, солнечную погоду,
над передним краем, и за ней наблюдали
сотни воинов и командующий фронтом Ф.
Толбухин. Восхищенный генерал-полковник
вызвал к себе летчика, поздравил с "великолепным
воздушным боем над нашими войсками"
и наградил золотыми часами. Тот бой
стал для летчика судьбоносным: через
несколько дней лейтенанта
Лавриненкова вызвал маршал авиации А.
Новиков, расспросил о себе, о
товарищах, попросил написать статью о
своих воздушных боях. Лавриненков с
его 23 личными победами на "яках"
был в то время в числе лучших
советских истребителей и одним из
самых результативных летчиков на
самолетах этого типа.
...Однако вскоре полк был
перевооружен на "Аэрокобры".
Машина эта была тяжелее "яка", но
ее мощное вооружение стоило многих
недостатков. В первом же бою
Лавриненков сполна оценил
достоинства семиточечного
истребителя, сбив 2 He-111, а на
следующий день уничтожил Bf-109. И все
же "кобра" оказалась для него
несчастливой. В конце августа,
столкнувшись в воздухе с "рамой"
и выпрыгнув с парашютом, он попал в
плен. В роковой вылет он отправился на
чужой машине, по дороге на аэродром
отдав в стирку гимнастерку с орденами...
После возвращения в полк командир А.
Морозов дал Лавриненкову отдохнуть,
восстановиться морально и физически,
предоставив отпуск домой, в деревню,
где жили мать, шестеро братьев и
сестер.
Здесь он родился 17 мая 1917 г., отсюда
отец послал его в фабзавуч; хотел
видеть сына столяром. Но жизнь
открывала перед молодежью новые
возможности, давала иные ориентиры... В
Донбассе, куда привели его поиски
заработка, он окончил аэроклуб,
получил направление в летное училище.
В начале ноября, в своем первом
после плена боевом вылете, волнуясь и
спеша, он пробился сквозь рваную
облачность к "лаптям", уже
бомбившим советские войска, и со
второго захода сбил ведущего
лидирующей тройки... В апрельских боях
в Крыму гвардии майор Лавриненков
сбил 4 вражеских истребителя.
1 июля 1944 г. ему было присвоено звание
дважды Героя Советского Союза, а в
августе, во время перевооружения на Ла-7,
он был назначен командиром 9-го гиап.
Под его руководством летчики полка
сражались в Прибалтике и Восточной
Пруссии, участвовали в Берлинской
операции.
Лавриненков совершил за войну 448
боевых вылетов, провел 134 воздушных
боя, лично сбил 35 и в группе 11
самолетов противника. После войны
полковник Лавриненков командовал
авиадивизией, летал на реактивных
боевых машинах. В 1948 г. окончил Военную
академию имени Фрунзе, а в 1954 г. - Военную академию Генштаба. Служил в
войсках ПВО. В 1971 г. ему было присвоено
звание генерал-полковника. В 1977 г. он
назначен заместителем начальника
Гражданской обороны УССР, а в 1984 г. - военным консультантом Киевского
военного училища ПВО. Умер 14 января 1988
г.
Дважды Герой Советского Союза ( 1.5.43,
1.7.44). Награжден 2 орденами Ленина,
орденом Октябрьской Революции, 6
орденами Красного Знамени, орденами
Отечественной войны 1-й ст., Красной
Звезды, медалями.
СПИСОК ПОБЕД АСА
№
|
Вид
|
Дата
|
Тип сбитого
|
Часть
|
1. |
личная |
08.07.42 |
Ме-109 |
|
2. |
|
09.07.42 |
Ме-109 |
|
3. |
|
12.07.42 |
Ме-109 |
|
4. |
|
24.07.42 |
Ме-109 |
|
5. |
|
26.08.42 |
Ме-109 |
|
* |
четверкой |
27.08.42 |
Ме-109 |
|
6. |
личная |
31.08.42 |
Ме-109 |
|
7. |
|
02.09.42 |
Ме-109 |
|
8. |
|
05.09.42 |
Ю-88 |
|
9. |
|
07.09.42 |
Ме-109 |
|
10. |
|
09.09.42 |
Ме-109 |
|
11. |
|
09.09.42 |
Ю-88 |
|
* |
семеркой |
11.09.42 |
Ю-88 |
|
* |
девяткой |
14.09.42 |
Ю-88 |
|
* |
девяткой |
14.09.42 |
Ю-88 |
|
12. |
личная |
14.09.42 |
Ме-109 |
|
* |
шестеркой |
15.09.42 |
Ме-109 |
|
13. |
личная |
21.09.42 |
Ме-109 |
|
14. |
|
26.09.42 |
Ме-109 |
|
15. |
|
27.09.42 |
Ме-109 |
|
16. |
|
10.12.42 |
Хе-111 |
|
17. |
|
17.12.42 |
Ме-110 |
|
18. |
|
26.12.42 |
Хе-111 |
|
19. |
|
03.02.43 |
Ме-109 |
|
* |
в паре |
26.06.43 |
Ме-109 |
|
20. |
личная |
29.06.43 |
Ю-88 |
|
21. |
|
29.06.43 |
Ю-88 |
|
22. |
|
17.07.43 |
Ме-109 |
|
23. |
|
19.07.43 |
Ме-109 |
|
24. |
|
21.07.43 |
Ю-88 |
|
25. |
|
22.07.43 |
Ме-109 |
|
26. |
|
24.07.43 |
Ю-88 |
|
27. |
|
18.08.43 |
Хе-111 |
|
28. |
|
18.08.43 |
Хе-111 |
|
29. |
|
19.08.43 |
Ме-109 |
|
30. |
|
24.08.43 |
ФВ-189 |
|
31. |
|
01.11.43 |
Хе-111 |
|
32. |
|
29.11.43 |
Ю-88 |
|
33. |
|
01.02.44 |
Ю-52 |
|
34. |
|
25.02.44 |
Ме-109 |
|
36. |
|
10.04.44 |
ФВ-190 |
|
37. |
|
10.04.44 |
ФВ-190 |
|
38. |
|
23.04.44 |
ФВ-190 |
|