В 1918 г., спасаясь от
погромов, Самуил Вульфович Левитан увез
из Апександровска (ныне Запорожье) в
село Жеребец (ныне Кирове) свою
беременную жену Клару. Там 1 мая и
родился его сын Владимир. Вскоре молодая
семья вернулась в родной город. Володя
подрос, пошел в школу. Под влиянием
прочитанных книг у него проявился
интерес к мореплаванию. Буквально
каждую свободную минуту мчался с
друзьями на Днепр, где вместе мастерили
парусные лодки и плавали далеко по реке.
По окончании семилетки Владимир
поступил в ФЗУ, а после обучения там
пошел работать на завод токарем.
В 1935 г. Владимир попытался
поступить в военное училище. К большому
огорчению, ему не удалось пройти
медкомиссию из-за частичного
дальтонизма. Однако это не мешало ему
заниматься в Запорожском аэроклубе, где
на следующий год Левитан закончил
обучение на самолете У-2. Он снова
попытался попасть в военное училище, на
сей раз летное, а затем и в училище
полярных летчиков Главсевморпути, но
преодолеть барьер строгих окулистов
вновь не удалось. Пришлось продолжить
подготовку в аэроклубе в группе пилотов-инструкторов.
В 1937 г. и этот этап был пройден.
Владимира и его друга А.Бутырина
приметил представитель Качинского
военного училища и направил на учебу в
это престижное заведение. По прибытии в
Качу, боясь, что снова не удастся пройти
медкомиссию, Левитан уговорил своего
товарища Н.Летуна посетить вместо него
окулиста. Уловка удалась, и Владимир был
зачислен курсантом в эскадрилью
истребителей ускоренного обучения.
Через полгода он уже совершил первый
самостоятельный вылет на И-16. Однако при
очередной медкомиссии врачи все же
выявили его дальтонизм, и Левитан
оказался на грани отчисления, но в
судьбу молодого летчика вмешался
начальник училища генерал Иванов.
Учитывая индивидуальные способности в
овладении сложной авиатехникой, он
разрешил дальнейшую учебу, но не в
истребительной, а бомбардировочной
группе. Пришлось Владимиру осваивать Р-5.
Однако вскоре ему снова повезло. По
опыту боевых действий в Испании ВВС РККА
потребовалось больше истребителей, для
подготовки которых в училище был
сформирован дополнительный отряд из
лучших курсантов-бомбардировщиков, куда
попал и Левитан. К концу года он закончил
переучивание на И-15бис.
В 1938 г. Владимир закончил
училище и получил свое первое
офицерское звание - младший лейтенант.
Положенный 12-дневный отпуск он провел в
родном городе. Этой короткой побывки
хватило, чтобы познакомиться с Галиной
Величко и жениться на ней. По окончании
отпуска Левитан отправился в
Новосибирск для прохождения службы в 5-м
истребительном полку, которым
командовал участник боев в Испании п-к
Лисин. Левитан попал в эскадрилью к-на
Кравцова. В конце 1939 г. командование
решило направить эскадрилью Кравцова в
Монголию. Однако по пути следования ее
задержали в Абакане-Минусинске, а затем
передислоцировали под Красноярск. Здесь
эскадрилья влилась в 13-й смешанный
авиаполк. Весной 1940 г., в связи с
обострившейся обстановкой на Западе, из
лучших летчиков этой части была
сформирована 38-я эскадрилья, которую
откомандировали в станицу Апшеронскую
Краснодарского края. Левитан вошел в
состав этого подразделения и вскоре
вместе с другими пилотами переучился на
И-153.
В начале 1941 г. Владимиру
опять пришлось сменить полк - его
эскадрилью передали в формировавшийся
264-й ИАП. Здесь Левитан возглавил звено в
эскадрилье к-на Куманцева. Он снова
оказался в кабине уже знакомого И-16 и во
время сборов в Ростове полностью
овладел навыками ночных полетов на этом
истребителе. Начало войны застало полк в
станице Тимашевской. Однако Левитану не
довелось сразу принять участие в боевых
действиях, так как эскадрилья Куманцева
была направлена на Таганрогский
авиазавод для получения и освоения ЛаГГ-3.
В начале октября эскадрилью буквально с
завода перебросили на мелитопольское
направление Южного фронта, где
сложилась крайне угрожающая обстановка.
Летчикам пришлось с ходу включиться в
тяжелые оборонительные бои и выполнять
по 7-8 вылетов в день. В одном из них на
ЛаГГ-3 Левитана при посадке не вышла
правая стойка шасси. Сложный пилотаж с
большими перегрузками не помог, и тогда
вопреки запрету командования летчик
успешно посадил самолет на одну "ногу".
События на фронте
развивались стремительно: 7 и 8 октября
войска противника овладели Бердянском и
Мариуполем, а 17 они захватили Таганрог.
За эти дни Левитан был дважды сбит.
Сначала во время штурмового удара по
таганрогскому аэродрому осколок
снаряда пробил систему охлаждения.
Летчик успел уйти в сторону залива и,
когда мотор заклинило, смог посадить
самолет на воду, плавно "сглиссировав"
по волнам. Машина стала быстро тонуть, но
Владимир успел выбраться из кабины и
отстегнуть парашют. Он оказался в по-осеннему
холодной воде, а до берега было еще очень
далеко. Летчику повезло: когда сил уже
совсем не оставалось, его заметили с
баркаса и спасли. В другой раз, в бою под
Ростовом, Левитану пришлось покидать
горящий самолет с парашютом. Еще в один
день сражения за Ростов пилотировавшие
ЛаГГи Левитан и Мищенко, а также
летевший на И-16 Ку-манцев вступили в бой
в восьмеркой "Мессершмиттов". Общими
усилиями один вражеский истребитель
удалось уничтожить, но Куманцев тоже был
сбит. Левитан и Мищенко на поврежденных
самолетах вернулись на свой аэродром.
Вскоре из-за больших
потерь эскадрилью расформировали. Звено
Левитана передали в 170-й ИАП, который с
декабря 1941 г. по январь 1942 г. находился в
тылу, получая ЛаГГ-3 на Горьковском
авиазаводе, а в феврале вновь вступил в
боевые действия на Южном фронте.
Летчикам довелось часто встречаться в
воздухе с итальянскими истребителями
Macchi C-200. 23 марта, сбив именно такую машину,
Левитан открыл счет своим победам. В
апреле ему в составе семерки 170-го ИАП
под командованием к-на Устинова
пришлось участвовать в бою против 26
вражеских истребителей: 14-ти МС-200 и 12-ти
Bf 109. Советские летчики смогли сбить два
"Макки" и без потерь вернулись на свой
аэродром.
В мае 170-й ИАП поддерживал с
воздуха наступающие южнее Харькова
войска, а затем прикрывал части,
выходящие из окружения в районе Изюма-Барвенково.
При общем отступлении полк оказался у
Терека. В тяжелых летних боях он понес
серьезные потери, поэтому в конце
августа был снят с фронта и направлен в
Аджикабул. Здесь 170-й ИАП получил новые
ЛаГГ-3 с Тбилисского авиазавода и был
пополнен недавними выпускниками летных
училищ. Левитан в это время стал
заместителем командира 2-й эскадрильи,
которую возглавил к-н М.В.Карташов.
170-й ИАП уже был готов к
отправке на фронт, но тут в ВВС затеяли
реформирование частей, при котором
авиаполки стали преобразовывать в
трехэскадриль-ные, а часть
двухэскадрильных расформировали. В их
число попал и 170-й ИАП, прекративший свое
существование 21 декабря. Эскадрилью
Карташова направили на Моздокское
направление и включили в 166-й ИАП майора
С.С.Рымши, который входил в состав 217-й
авиадивизии. 15 января 1943 г. Карташов был
назначен штурманом полка, а ст. л-т
Левитан стал командиром эскадрильи.
Южный фронт в это время наступал.
Летчики прикрывали наземные войска и
штурмовую авиацию, вели разведку, сами
штурмовали отступающие вражеские части
в районах: Журавская, Березанская, Асыко-Ейская,
Ново-Михайловская. Кроме того,
доводилось бомбить мосты и переправы.
Действовать пришлось в крайне тяжелых
погодных условиях, при частой смене
полевых аэродромов - только за январь
полк Рымши сменил шесть точек
базирования. До конца наступательной
операции эскадрилья Левитана не
утратила ни одного самолета и ни одного
летчика, в то время как дивизия понесла
большие потери. За умелое руководство
комэск был награжден орденом Красного
Знамени.
8, 9 и 10 февраля полки 217-й
НАД нанесли удары по вражеским
аэродромам Тимашевская и Славянская,
которые использовались для переброски
войск на планерах. По документам 166-го
ИАП, 8 февраля на аэродроме Тимашевская
летчиками полка было сожжено три FW 189 и
один Не 111, еще четыре "расстреляно" и 9 FW
189 повреждено (возможно, речь идет о
десантных планерах Go 242, имевших такую же,
как и FW 189, двухбалочную конструкцию).
Всего пилоты дивизии заявили об
уничтожении 33 самолетов из 40,
находившихся на аэродроме. 10 февраля
Левитан возглавлял группу истребителей,
атаковавших аэродром Славянская. В
результате было уничтожено 6 Ju 52 на земле,
2 Bf 109 на взлете и еще один Ju 88 с планером в
воздухе. Но из вылета в тот день не
вернулись летчики Б.Артюхин и С.Окороков,
сбивший Ju 88.
После двухмесячных боев на
Кубани в летной книжке Левитана
появилась запись, гласящая, что он лично
"...рассеял и уничтожил до 250 солдат и
офицеров противника, 25 автомашин с
грузами, 20 повозок с грузами, один
паровоз в эшелоне, зенитную батарею,
бензоцистерну и мост через реку".
Вскоре 166-й ИАП убыл в г.
Иваново. Там в течение марта - апреля
полк доукомплектовался летным составом
и получил новые Ла-5, в том числе в
торжественной обстановке были вручены 15
истребителей, построенных на средства
колхозников Горьковской области. 25
апреля полк снова прибыл на фронт. 3 мая
личному составу зачитали приказ о
присвоении их части нового наименования
- 88-й Гвардейский ИАП. Тем же приказом 217-ю
НАД переименовали в 8-ю Гвардейскую и
передали в состав 2-й воздушной армии. С 12
мая 88-й ГИАП принял участие в боевых
действиях в районах Обояни, Свободы,
Коротояка, Острогожска. В конце мая
эскадрилье Левитана была поставлена
задача: не допускать вражеские самолеты-разведчики
к местам переброски и рассредоточения
наземных войск. Около месяца
истребители находились в засадах
буквально в нескольких километрах от
линии фронта. Со своей миссией они
справились, уничтожив десяток FW 189.
Поскольку на перехват "рамы"
поднималось одно или два дежурных звена,
то сбитые записывались на общий счет. 2
июля эскадрилья Левитана была
задействована при отражении
массированного налета на Курск. За
мужество и отвагу, проявленные в
оборонительных боях под этим городом,
Левитан был награжден вторым орденом
Красного Знамени.
На рассвете 5 июля, когда
началась Курская битва, 8-я ГИАД
оставалась в резерве. Только в 11:00 м-р
Рымша построил полк и поставил боевую
задачу на перехват вражеских
бомбардировщиков в районе Красной Ялуги.
В тот день Левитану увеличить свой счет
не удалось. Однако на следующий он в
одном бою сбил сразу 2 "Мессершмитта".
Схватка была жаркой, летчики полка над
Яковлеве дрались против 27 Ju 87 и 6 Bf 109,
сбили 2 пикировщика и пять истребителей
прикрытия. 7 июля 8-я ГИАД получила задачу
не допустить самолеты противника к
станции Прохоровка, на которой
выгружались и с ходу шли в бой танкисты
генерала М.Е.Катукова. Летчикам удалось
сорвать удар по Прохоровке, уничтожив
над ней 17 вражеских машин, и не понести
при этом потерь.
Но на войне без утрат не
бывает. 8 июля стал "черным днем" для 8-й
ГИАД - на аэродромы не вернулись
самолеты командиров всех трех полков. В
тот день погиб командир 88-го ГИАП С.С.Рымша.
Он вместе со штурманом полка М.В.Карта-шовым,
начальником воздушно-стрелковой службы
Щербаковым и ст. сержантом Петровым
взлетел по тревоге для отражения удара
по танковой бригаде подп-ка Петрова.
Однако Щербакову из-за проблем с мотором
пришлось пойти на посадку, а за ним из-за
отказа пушек вернулся и Карташов. Рымша
с Петровым пристроились к вылетевшей
ранее второй эскадрилье. В завязавшемся
бою командир полка связал
истребительное прикрытие и сбил три Bf 109.
При атаке бомбардировщика Не 111
истребитель Рымши загорелся и врезался
в атакуемый самолет. Последние слова
командира: "За Родину!" - слышал весь
полк. Ла-5 Петрова также был подбит,
летчик выпрыгнул с парашютом и с
сильными ожогами попал в госпиталь. В
тот же день в воздушном бою погиб
командир 40-го ГИАП Герой Советского
Союза М.С.Токарев. Вскоре получил
повреждения самолет командира 41-го ГИАП
П.Ф.Чупикова, который посадил свой
истребитель на минное поле и добраться в
свой полк смог только утром следующего
дня. Однако в целом итог боев на Курской
дуге для летчиков 8-й ГИАД был позитивным.
В воздухе они уничтожили около 250
самолетов, из них 22 на счету эскадрильи
Левитана. За умелое руководство
подразделением во время наступления
летом 1943 г. он был награжден орденом
Кутузова III-й степени.
Вскоре воздушные бои
разгорелись над Украиной. 11 августа стал
самым знаменательным днем в боевой
биографии Левитана. Возглавляемая им
шестерка Ла-5 встретила 30
бомбардировщиков противника, которых
прикрывали 8 истребителей. Летящий
впереди группы Левитан с ходу ворвался в
строй вражеских самолетов и в первой же
атаке сбил два Ju 87. Его товарищи
разогнали остальных. А через два часа -
опять тревога. На сей раз эскадрилья
атаковала группу из 15 Ju 87, которых
прикрывали 15 Bf 109. И снова Левитану
удалось уничтожить два бомбардировщика.
Этот успех летчика -четыре сбитых в один
день - был отмечен командованием, его
портрет появился на обложке журнала "Огонек".
Осенью при вражеском
налете на аэродром получил тяжелые
ранения командир 88-го ГИАП В.П.Бобков. На
время его отсутствия Левитан был
назначен и.о. командира полка и
возглавлял часть при освобождении Киева,
Фастова и Белой Церкви, а также во время
Корсунь-Шевченковской операции. После
освобождения столицы Украины в газете 2-й
воздушной армии "Крылья Победы" была
опубликована статья "Герои Киева", в
которой были такие слова: "...Наши
наступающие части погнали врага дальше
на запад, к границам нашей великой
Отчизны. Туда сейчас идут армады наших
самолетов. А над Киевом несут боевую
вахту герои его освобождения: Герои
Советского Союза капитаны Китаев и
Павлов, лучшие летчики нашего фронта
Щербаков, Левитан, Боро-дачев,
Куманичкин, Семенюк, Носов...".
В январе 1944 г. в полк
вернулся Бобков, а Левитан снова принял
свою эскадрилью. Во время зимнего
наступления 88-й ГИАП участвовал в боях
по освобождению Винницы и Тернополя. 23
января (по другим данным, на день раньше)
Левитан в паре со своим заместителем ст.
л-том П.С.Высочиным ранним утром
вылетели на разведку в районах: Ильинцы,
Липовцы, Сорокине (около Винницы). Не
долетая до линии фронта, .они встретили
четыре вражеских истребителя, с ходу
атаковали их и сбили два самолета. Но
подоспевшая к месту боя пара FW 190
подожгла Ла-5 Высочина. Выпрыгнувший с
парашютом, раненый летчик попал в плен и
был освобожден только 8-го мая 1945 г.
В 1944 г. 88-му ГИАП довелось
действовать над Польшей. Авиация
противника особой активности не
проявляла, воздушных боев было мало. К
тому времени место Бобкова занял другой
офицер, и действия эскадрильи Левитана
перестали находить должную оценку.
Комэска трижды представляли к званию
Героя Советского