Родилась в 1918 году в Киеве в семье рабочего. После
окончания школы поступила работать на обувную фабрику. Без отрыва от
производства училась в аэроклубе.
В октябре 1941 года Лариса Литвинова
добровольно вступила в Армию. Попала в женский 558-й
ночной легкобомбардирочный полк под командованием Героя
Советского Союза Марины Расковой. Служила пилотом, командиром звена,
штурманом полка. Летала над Северным Кавказом, Ставропольщиной, Кубанью,
Новороссийском, Керчью, Севастополем.
Потом Белоруссия, Польша, Германия. Реки:
Неман, Висла, Одер, Шпрее. Все 816 полетов совершены на маленьком "небесном
тихоходе" У-2.
И где только брались мужество и отвага в
этом, казалось бы, хрупком женском существе, думал я, глядя на Ларису
Николаевну. И невольно перевел взгляд на портрет. Два ордена Ленина, два
ордена Красного Знамени, орден Отечественной войны 1-й степени, орден
Красной Звезды, медали "За оборону Кавказа", "За освобождение Варшавы", "За победу над Германией" и высший знак отличия воинской славы и
доблести - Звезда Героя Советского Союза.
...Я попросил Ларису Николаевну
рассказать о наиболее трудном из ее 816 боевых вылетов.
- Мне вспоминается первая боевая ночь
над территорией Польши,- сказала она после паузы.- И не потому, что не
было более ярких эпизодов. В то время много писалось в газетах о
злодеяниях немцев на польской территории и особенно в лагере Освенцим,
где миллионы людей уничтожены в печах крематория. Под Ломжей, у
переправы, надо было разбомбить живую силу и технику врага. Сделав все,
что положено в этих случаях штурману полка, я готовилась к боевому
вылету. Темнело. Наступало время вылета. Вечерняя тишина взорвалась
рокотом сорока моторов. Один за другим взлетают с аэродрома груженные
бомбами легкокрылые самолеты. В строгой очередности, вслед за другими
экипажами, взлетаем и мы с командиром звена гвардии лейтенантом Катей
Пискаревой. Летала она до дерзости смело, знала
отлично самолет. На ее счету за три года было свыше шестисот боевых
вылетов, большое количество уничтоженной вражеской техники и живой силы.
Тепло и ясно. На небе ни облачка. Мы о
чем-то беседуем, доверяем друг другу "девичьи
тайны".
...Я представил себе картину: в ночном небе "кукурузник" и на нем, как на ковре-самолете,
две девушки, ведущие свои девичьи разговоры, как будто нет войны...
- А цель уже близко,- продолжает
повествование Лариса Николаевна.- Впереди скрестились шесть прожекторов.
В перекрестии - светлое пятнышко-самолет. Вокруг него неистово пляшут
огненные вспышки остервенело лающих снизу вражеских зениток. Много
огня, целое море огня. Какое сердце не дрогнет при виде такого зрелища!
А надо идти в этот кромешный ад. Там наши подруги, они в беде. Катя, не
задумываясь, спешит на выручку. Смело врезается в зону огня.
Мастерски маневрирует, ведет самолет то длинной, то короткой
змейкой, то горкой, сбивает зенитчиков с толку, уходит из их прицела и
упорно, настойчиво продвигается к переправе.
Я сбрасываю светящиеся бомбы, склоняюсь
за борт и рассматриваю выхваченный из ночи освещенный клочок земли, ищу
скопление врага. К нашему самолету потянулись три голубых луча. По
глазам резанул свет... Ослепил. Во мраке воспринимаю бой через слух и
обоняние. Слышу противный звук рвущихся вокруг зенитных снарядов. По
обшивке самолета барабанят их осколки.
А Катя, милая Катя! Она еще искуснее
сплетает противозенитный маневр. Но вырваться из лучей прожекторов не
удается. Удар врага мы взяли на себя, выручая наших боевых подруг,
которые уже успешно отбомбились. Я снопа сбрасываю осветительные бомбы,
их свет несколько ослабляет действие ярких лучей прожекторов.
Прикрывшись рукавом, внимательно рассматриваю переправу, прилегающие к
ней дороги. Вот они, черные точки... Целая колонна автомашин, две уже
пылают - это дело наших подруг.
- Вижу цель... Автомашины... Лево 20
градусов! Еще немного! Так! Хорошо! Держать боевой курс! - подаю я
команды летчице.
Катя идеально выдерживает режим полета,
создает штурману возможность точного бомбометания. Но самолет на боевом
курсе - лучшая мишень для зенитчиков. Вдруг самолет качнуло, повалило на
крыло. Прямое попадание снаряда.
Не отрываясь от прицела, командую:
- Держать боевой курс!
Катя заставляет израненную машину
принять нормальное положение. Томительные секунды прицеливания...
Нажимаю рычаг бомбосбрасывателя.
- Готово! Пошел!- подаю знак
отхода от цели. Снова змейки и горки, снова борьба с вражескими
зенитками. Снова шквал огня.
А я наблюдаю разрывы бомб. Удачно. Бомбы
взорвались в самой гуще автомашин. Взрывы, частые вспышки белого с
синими и красными языками пламени. Так рвутся только боеприпасы. Значит,
угодили правильно.
А обстрел продолжается. На нашем
тихоходе вырваться из шести цепких рук прожекторов почти невозможно.
Кажется, вот-вот конец... Но на помощь спешат подруги. Нам становится
легче, часть огня и прожекторов переносится на них. Но еще долго
приходится вести смертельный поединок, пока, наконец, не оказываемся в
спасительной темноте.
- Четырнадцать минут были в
обстреле,- говорю я Кате.
И так каждую ночь. Только над
территорией Польши наш полк совершил 4168 боевых вылетов. В одну из
ночей было совершено 324 вылета. Некоторые экипажи по 17-18 раз были на
бомбометании в эту ночь.
- Конечно, не всегда и не всем
выпадало счастье возвращаться с задания,- грустно сказала Лариса
Николаевна.- Самое тяжелое горе - безвозвратные потери-
продолжала она.- На наших глазах в воздухе сгорели командир звена
гвардии лейтенант Татьяна Макарова и штурман звена гвардии лейтенант
Вера Белич. Погибла в боях за освобождение Польши командир эскадрильи
гвардии капитан Лена Сапфирова.
За мужество, отвагу и проявленный героизм Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1948 года удостоена
звания Героя Советского Союза.
В 1945 году уволилась в запас.
Проживала в Москве.
|